Распространение православия на Етвязи.
В начале 11 века большинство территорий Етвязи были превращены в Ятвяжскую Русь. Очень многие князья Етвязи исповедовали православие. Распространению православия способствовали многочисленные проповедники, которые постоянно уходили из Киева на бескрайние просторы Руси.
Повсеместно на Етвязи строились храмы. При этом, принятие князьями и их окружением православия, не создавало особого напряжения с простонародьем, которое в своем большинстве оставалось языческим, поклоняющимся Перуну, Велису, Зюзе...
Православию на Руси удавалось внедряться не путем крестовых походов, а посредством постепенного приобщения к Церкви все более широких слоев населения. Православные проповедники не противопоставляли категорично свою веру язычеству, они пытались примирять и православных, и язычников, чтобы процесс принятия христианства происходил ненасильственно. Конечно же, совершенно избегать конфликтов между православными и язычниками не удавалось. Тем не менее, такие конфликты не носили массового характера. О православии нельзя сказать, что оно внедрялось огнем и мечом.
Влияние русского языка на ятвяжский. Постепенная ассимиляция балтославянского ятвяжского языка русским и превращение ятвяжского наречия в язык восточнославянский.
Тесное общение ятвягов с руссами, с другими восточнославянскими племенами накладывало отпечаток на старо-ятвяжскую речь, которая испытывала значительное влияние древнерусского и церковнославянского языков.
Тем не менее, ятвяжская речь, испытывая древнерусское влияние, умело и бережно сохраняла в своей основе самое уникальное, самое ценное ятвяжское – это и лексемы, и формы словообразования, и фонетические особенности...
Считается, что современная ятвяжская (западнополесская) речь территорий юго-запада Белоруссии, северо-востока Украины и центрального востока Польши является кладезем древнерусского фольклора, этнографии, народной философии... Нынешние ятвяжские народные песни, которые сейчас представляются миру то как украинские, то как белорусские, отличает музыкальное (мелодийное и ритмическое) разнообразие. На южной и центральной Етвязи сохранилось множество легенд, преданий, сказок. В мировоззрении ятвягов прослеживается мудрость, миропонимание, свойственное древним ведическим книгам. Об этом много писал Н.И.Толстой.
То же чело. На Етвязи челом (чолом) называют невидимую, нематериальную макушку головы, через которую дух Святой входит в человека при рождении и через которую дух Святой покидает человека в момент смерти.
Божественную энергию, энергию служения духовному росту, энергию жизни во славу Всевышнего называют на Етвязи «Жывия».
Попытки проникновение на Етвязь католических миссионеров.
Наряду с православными проповедниками на территорию Етвязи с 10 века пытаются проникать и католические миссионеры. Прежде всего, их проникновение отмечено в юго-западные земли (Мазовия) и северо-западные (нынешние Калининградская область и польская Варминия).
Но деятельность католических миссионеров на Етвязи не знаменуется успехами. Их приходы сюда единичны, а результаты их деятельности прискорбны. Как правило, таких миссионеров ятвяги убивали. И это закономерно. На земле, где принято православие, на земле, которая стала самоназываться – Ятвяжская Русь, а европейцы ее именовали По-Руссия, не оставалось простора для католических агитаторов. Тем более, что они в своей пропаганде католичества не отличались терпимостью и добротой ни к православным, ни к язычникам. Их «просветительство» отмечено оскорблением и уничтожением и православных людей, и язычников, разрушением церквей и языческих святилищ – капищ.
Агитационную деятельность на Ятвяжской Руси закончил плачевно и известный католический епископ из Праги Войтех (он же миссионер Адальберт), посланный туда польским королем Болеславом Храбрым и убитый ятвягами в первые дни после прибытия в их земли (997 год) в окрестностях Ольбина (Эльблонга).