Проникновение православия на земли Етвязи.
Первые православные миссионеры появились на землях Етвязи, как и на всей Руси, после объединенного русского похода (новгородско-варяжского) на Царь-град в 860 году.
К середине 10 века в кругах русской элиты идеи православия были довольно популярны.
Княгиня Ольга еще в 957 приняла в Царь-граде крещение. Наряду с княгиней Ольгой, правившей на Руси после смерти мужа – князя Игоря, принимали православие и многие из великокняжеского окружения. В том числе и среди ятвяжских региональных (местных) предводителей.
Предполагается, что именно со времен ятвяжских князей Гунара и Петра (имя Петр после крещения взял себе и под таким именем вошел в историю предводитель окрестностей Петрикова). К этому времени относится возведение первых православных храмов в Петрикове, Турове, Дрогичине, Твангосте, Ольгине (нынешний Ольштын) и Русь-матери (Светлогорск).
Особенно заслуживает внимания легенда о возникновении православия в предтече нынешнего Светлогорска – Русь-матери.
Победители похода-миссии в Царь-град в 945 году возвращаются в родные места с захваченными трофеями и полученными подарками.
Один из близких сподвижников князя Гунара, живший в здешних местах, из Царь-града привез себе в качестве учителя православного монаха и освобожденную из византийского плена русскую красавицу, носившую, как и великорусская княгиня, имя Ольга.
Уже в 946 году на капище (нынче это территория примерно там, где строится театр Эстрады, и где стоит православная часовня) была построена деревянная церковь, в которой правил привезенный из Царь-града монах и которую опекала и оберегала бывшая византийская пленница -- жена ятвяжского воина, родившая ему семерых детей.
Русь-матерь – так звали в народе добрую, благочестивую, целомудренную и заботливую женщину-мать. Русь-матерь – стало зваться и селение, разросшееся вокруг церкви.
Когда на земли северной Етвязи в середине 13 столетия пришли ватиканские захватчики – тевтоны, они не стали переименовывать здешние селения, а только видоизменяли их на латинский лад. Русь-матерь стала у них называться Ruse-mater. Немного позже поляки (с 14 века) переиначили название Русь-матери на свой лад – Ruskowo. А здешние евреи, говорившие на идиш, называли Русь-матерь – Рушэн, Раушэн, что означало – Русское.
Дружба и вражда столичного Киева и региональной Етвязи. Поход князя Владимира на ятвягов в 983 году. Выход к Балтийскому (Варяжскому) морю через Етвязь.
С 978 года в Киеве правит великий князь Владимир. Сначала князь Владимир – в 980 году – использует варягов, прежде всего восточных (кривичей, литву), для укрепления своей великокняжеской власти. Но вскоре он начинает расправляться с теми, кто помог ему укрепиться на троне. Убивает полоцкого – кривичского – князя Рогволода, а его дочь Рогнеду берет себе в наложницы.
Кроме того, князь Владимир увлекается язычеством и выстраивает в Киеве языческий пантеон. А православные попадают у него в немилость.
Уничтожение Владимиром своих бывших воинов-варягов, притеснение ятвяжской знати, принявшей ранее православие, настроило ятвягов против великого князя враждебно. В итоге Владимир вынужден был идти на ятвягов походом в 983 году. Предполагается, что Владимир прошел с боями по Етвязи и до Пинска, и до Бреста, и, возможно, до Твангоста. В то же время о его значительной победе над ятвяжскими варягами в летописях не сообщается. Наоборот, в летописях говорится, что в последующие годы Владимир снова ходит на варяжские земли, но теперь это княжества варяжских мазовшан и литвы.
Существует поверье, что Владимир, став приверженцем только язычества и противодействуя православию, которое в Киеве активно внедрялось при его матери княгине Ольге, совершил духовное падение. Вместо служения высшей цели, вместо жизни по Божьим законам, он стал совершать разного рода преступления, распутничал. И как следствие его морального падения имели случаи вражды со многими удельными князьями Руси, в том числе и Ятвяжской Руси, которая к концу 10 века сделала однозначный выбор в пользу православия.
Князю Владимиру пришлось испытать страшные страдания, которые сумели пробудить в нем душу и заставили его обратиться к слову Божьему – православию. Венцом духовного возрождения великого князя Владимира стало осуществленное им в 988 году крещение Руси.