Опишите особенности развития психологической службы в Казахстане
Состояние психологической науки в Казахстане в постсоветский этап можно оценить как период значительного подъёма в её развитии. Ныне она непрерывно обогащается новыми научными данными, совершенствуется её понятийный аппарат и методы исследования.
В настоящее время в нашей республике резко возросли интерес и потребность людей в интенсивной разработке различных актуальных проблем психологии. Повысился уровень научных исследований, расширена пропаганда психологических знаний, проведен ряд научно-теоретических конференций (1990,1994,1996,1998.), изданы монографии, выпущены учебники и учебные пособия, типовые программы, методические разработки, библиографические указатели, терминологические словари. Несколько оживилась деятельность психологов, входящих в Алматинскую областную ассоциацию «Национальное образование и воспитание», и работа вновь учреждённого Центра этнопсихологии и этнопедагогики при КазГУ им. Аль-Фараби.
Конечно, общая картина довольно отрадна. Но если посмотреть глубже, то всё обстоит здесь не столь благополучно.
К сожалению, статус психологии в нашей республике неоправданно принижен. Многие вопросы, имеющие самое прямое отношение к психологии, решаются без её участия. Так, очень слабо используются психологические данные в различных отраслях экономики, образования, здравоохранения, культуры, госаппарата, в правоохранительных органах, в армии и т.д. Почти не используются возможности психологической науки для профилактики и преодоления алкоголизма, наркомании, суицида, проституции и других негативных антиобщественных явлений, не проводится психологическая экспертиза и при анализе несчастных случаев, аварий, производственных травм, расследовании правонарушений и преступлений.
В сфере духовно-нравственной жизни полиэтнического общества не созданы условия для овладения основами психологических знаний и умений как важного элемента общечеловеческой культуры полноценно развитой личности, ориентированной на её самовоспитание и самоусовершенствование. Психологическая подготовка студентов средних и высших учебных заведений оказалась в значительной мере оторванной от решения реальных учебно-воспитательных задач и запросов демократического государства. Качество подготовки и численность специалистов-психологов не удовлетворяют нашу общественную потребность. Так, ежегодный приём студентов по специальности «психология» в 10 университетах не превышает ста человек. Если иметь в виду, что количество только общеобразовательных средних школ в республике более 9 тысяч, то эта цифра – капля в море.
Одной из причин перечисленных недостатков является крайне неудовлетворительное состояние разработки как фундаментальных, так и прикладных психологических проблем и острая нехватка квалифицированных психологов. В данный момент их у нас насчитывается не более 200 человек, из них более 30 кандидатов и 5 докторов наук.
Одной из задач современной психологической науки Казахстана в перспективе является разработка теоретико-методологических основ этой отрасли знаний с учётом этнопсихологических, демографических, экологических особенностей этого большого региона, так как перенесение методики психологического исследования Запада, основанных на иной методологии, может привести к нежелательным результатам. Приоритетными направлениями в области психологии, на наш взгляд, должны выступать изучение путей формирования и развития этнической личности, установление закономерности психического развития с момента её рождения до глубокой старости, воспитания её высокой духовно-нравственной сферы, механизмов становления чувств казахстанского патриотизма.
Также необходимо безотлагательно развернуть исследования психологических аспектов радикальной экономической реформы, механизмов формирования психологических новообразований личности в условиях перехода к рыночным отношениям, коммерческой торговле и бизнесу. В этой связи нужно разработать психологически обоснованные методы подготовки бизнесменов-профессионалов, предпринимателей; принципы перспективных обучающих систем и тренировочных заданий, рекомендации по эффективному восстановлению работоспособности человека, провести анализ психологических барьеров, тормозящих внедрение достижений научно-технического прогресса в жизнь, а также отдельных негативных последствий такого внедрения.
Многонациональный Казахстан должен стать крупным центром этнопсихологических исследований. Правда, в этом плане делаются определённые работы. Так, в КазГУ им. Аль-Фараби в прошлом году учреждён республиканский Центр по этнопсихологии и этнопедагогике, а буквально на днях создана кафедра этнической и педагогической психологии при факультете философии и политологии Казгосуниверситета.