Природа способностей: факторы наследственности и факторы среды.

Развитие способностей связано с факторами наследственности и с факторами среды. Влияние фактора наследственности проявляется в начальной форме зарождения способностей - в задатках. Задатки - это природные предпосылки способностей.

Фактор среды проявляется в специально организованных целенаправленных процессах обучения и воспитания, а также в особенностях культуры. Известный советский психолог Я. Л. Коломенский, рассматривая проблему развития способностей, приводит такую воображаемую ситуацию: ``Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем он может стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой музыки, кроме единоголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал к хорошим педагогам''.

Исторические воззрения на природу способностей.

Одна из наиболее распространённых точек зрения восходит к Платону:

- способности биологически обусловлены,

- их проявление целиком зависит от унаследованных характеристик,

- обучение и воспитание может лишь изменять скорость проявления способностей,

- однако они не могут коренным образом повлиять на способность.

Обычно для подтверждения этих тезисов приводят примеры из жизни разных выдающихся людей, которые ещё в раннем детстве проявили свои способности (хотя их ещё толком не учили и не воспитывали):

- музыкальная одарённость Моцарта обнаружилась в три года,

- музыкальная же одарённость Гайдна — в четыре,

- в живописи у Рафаэля — в восемь лет,

- в живописи у Ван Дейка — в десять.

Корреляцию искали между способностями и массой мозга человека. Мозг обычного взрослого человека весит в среднем около 1400 г. Но:

- масса мозга И. С. Тургенева составляла 2012 г,

- мозга Д. Байрона — 1800 г. и т.д.

Однако впоследствии обнаружилось, что масса мозга многих учёных и писателей меньше нормы:

- у известного химика Ю. Либиха мозг весил 1362 г,

- у писателя А. Франса — 1017 г.

При этом у умственно отсталых людей масса мозга может доходить до 3000 г.

Франц Галль придумал науку френологию, в которой изучались зависимости психических особенностей человека от наружной формы черепа. Поскольку кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определённая способность человека, значит степень развития этих способностей находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга. В исследованиях была составлена "френологическая карта", где поверхность черепа разбивалась на 27 участков, каждый из которых соответствовал определённой индивидуальной особенности. "Шишки способностей":

- к музыке,

- к поэзии,

- к живописи,

- к честолюбию,

- к скупости,

- к храбрости и т. д.

Подход оказался несостоятельным. Многочисленные вскрытия показали, что череп вовсе не повторяет форму коры головного мозга, поэтому определение по шишкам и впадинам черепа умственных и нравственных особенностей человека бессмысленно.

Фрэнсис Гальтон объяснял наследование способностей исходя из принципов эволюционной теории Ч. Дарвина. Анализируя биографии известных людей, Гальгон пришёл к выводу, что необходимо совершенствование человеческой природы, и это возможно лишь путём выведения на основе законов наследственности расы особо одарённых, умственно и физически развитых людей.

И идеи Галля, и идеи Гальтона впоследствии нашли применение в фашистских расовых теориях.

Еще в восемнадцатом веке К. А. Гельвеций постулировал, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Успехи образования показывали, что дети самых отсталых и примитивных племён, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев.

Американский учёный У. Ушби утверждал, что способности определяются прежде всего той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована у человека в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие в состоянии выполнять только то, чему их научили. В США на государственном уровне уделяется огромное внимание выращиванию одарённых детей, начиная с 4-5 лет.

Наши рекомендации