Сущность стратегического (превентивного) подхода
Сущность превентивного подхода в психотерапии кризисных состояний. Принципы превентивного подхода: немедленная помощь; близость к месту события; установка на положительные результаты; общий подход и единая команда; использование простых и действенных способов терапии.
Отличительные черты стратегического или превентивного подхода. Активная позиция психолога. Сосредоточение на групповых методах психологической помощи («пальто-помощь»). Отсутствие психофармакотерапевтических средств, а также госпитализации. Значение основных человеческих потребностей. Длительные занятия. Рассмотрение психологических симптомов как нормальных реакций на ненормальные ситуации. Взгляд на пострадавших не как на пациентов, а как на людей, у которых другие потребности.
При превентивном подходе следует учитывать: что пострадавшие не признаются жертвами в обществе; существует недостаток информации о самом событии и как это событие переживается самим человеком; нередко пострадавшие злоупотребляют медикоментозные средства; в трагических ситуациях отсутствуют возможности совершить ритуалы.
Психолог должен знать: характеристику события, вызвавшего психологическую травму; личность пострадавшего (тип); структуру семьи; наличие ранее перенесенных травматических переживаний; есть ли поддержка на работе.
В практической своей части эти категории определяют позицию психолога при оказании психологической помощи. Принципом работы психолога после травматического события может послужить стратегическая (превентивная) парадигма в психотерапии. Ее главной отличительной особенностью от традиционной или психотерапевтической - приверженность к активному подходу. Сигналом для оказания необходимой психологической помощи должен служить некий фрагмент действительности, который становится для человека событием, кризисным событием. Психолог должен иметь списки таких событий и как за рубежом, так и нашей стране идет работа по составлению списков травматических событий. Приверженность к активной позиции предъявляет требования к месту проведения реабилитационных мероприятий - крайне желательно оказывать помощь на месте события или, в крайнем случае, в привычной для пострадавших обстановке. Значение имеет и время оказание помощи, так как установлено, что наиболее эффективно оказание помощи не менее чем через 72 часа после события. Более приемлем групповой подход в оказании психологической помощи особенно на первоначальном этапе.
Отличительной особенностью превентивного подхода в психотерапии, используемого в кризисной психологии состоит в следующем. Метод кризисной психологии работает с событием, вызвавшим эти состояния. Возникновение невроза связано с тем, что человек не нашел в себе мужества принять в когнитивную составляющую самосознания травмирующий его фрагмент действительности. Взращивание мужества быть вопреки - стратегическая цель работы кризисного психолога. Отсюда и подход к определению эффективности метода. Не столько снятие симптомов, что может быть, а может и не быть критерием эффективности, а осознание, что надо принять событие, сосуществовать с ним, построить новые связи взамен утерянных. Ведь именно эти факторы вызывают негативные симптомы. И все это предусмотрено, заложено в методических процедурах оказания психологической помощи в кризисных ситуациях. Так, в наиболее распространенной технике, применяемой в кризисной психологии "Психологический дебрифинг" вся работа подводится к этапу реадаптации, в котором выстраивается перспектива жизненного пути после события. Выстраивание своего пути является главным сигналом того, что проведенная работа, связанная с проработкой фактов, мыслей, чувств, симптомов, возникших в связи с событием, прошла успешно. Другими словами в технике "Психологический дебрифинг" встроен диагностический критерий эффективности работы самой этой техники.
Вопросы к теме:
1. Принципы психологической помощи
2. Основные принципы превентивного подхода
3. Категории психологической помощи в постстрессовой ситуации
Литература:
1. Айзер Р. За более прикладную социальную психологию и критический прагматизм //Современная зарубежная социальная психология. Тексты /Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 244-254.
2. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и "техника ее бытия" //Психол. журнал. Т.14, № 2. М., 1993. С. 3-16.
3. 3 Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы //Методология и методы социальной психологии /Ответ. Ред. Е.В. Шорохова. М.: Изд-во Наука, 1977. С.44-53.
4. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Об объективном методе в психологии //Вопр. философии.№ 7.1997 С. 113-125.
5. Квинтин Люк Состояние после психотравмы: терапия или превентивный подход //Кризисные события и психологические проблемы человека /Под ред. Пергаменщика Л.А. Мн.: НИО, 1997. С. 183-188.
6. Коржова Е.Ю. Методика "Психологическая автобиография" в психодиагностике жизненных ситуаций : Метод. Пособие. Киев: МАУП, 1994.
7. Крипнер С., Р. де Карвало Проблема метода в гуманистической психологии //Психол. журнал. Т.14. № 2. М., 1993.С. 113-126.
8. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО).М.: "Смысл", 1992, 16 с.
9. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб: Издательство "Питер", 2000, 464с.
10. Франкл В. Человек в поисках смысла /Пер. с англ. и нем. М., 1990.
11. Ялом Ирвин Д. Экзистенциальная психотерапия /Пер с англ. Т.С.
12. Драбкиной. М.: Независимая фирма "Класс", 1999, 576 с.