XVII. Отклоняющееся поведение личности

Что такое отклоняющееся поведение и какие формы дезадаптации существу­ют? Что такое безмотивные преступления? Как соотносятся в природе откло­няющегося поведения биологические и социальные факторы? Что такое пси­хосоциальная работа и какова ее роль в предупреждении И коррекции откло­няющегося поведения?

90. Что такое отклоняющееся поведение и какие формы дезадаптации существуют?

Отклоняющимся (девиантным) называют поведение, в кото­ром устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. К социальным отклонениям ко­рыстной направленности относят правонарушения и про­ступки, связанные со стремлением незаконным путем полу­чить материальную, денежную и имущественную выгоду (хи­щение, взятки, кражи, мошенничество и т.д.). Социальные от­клонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения аг­рессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздейст­вие) и проявляться как на уровне докриминогенном, так и посткриминогенном, т.е. в виде проступков и аморального по­ведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступ­ных уголовно наказуемых действий.

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклоне­нии от своих гражданских обязанностей, долга, в нежелании решать личностные и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токси­ческих средств, погружающих человека в мир искусственных иллюзий и разрушающих его психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции — самоубийство (суицид). Особенно большое распространение и в нашей стране, и за рубежом получила такая форма социально-пассивных откло­нений, как употребление наркотиков и токсических средств, что ведет к быстрому и необратимому разрушению психики и организма в целом. Такое поведение получило на Западе на­звание саморазрушающего поведения.

Отклоняющееся поведение является результатом неблаго­приятного психосоциального развития и нарушений процес­са социализации, которые выражаются в различных формах детско-подррстковой дезадаптации уже в раннем возрасте, на­пример в затруднениях в усвоении социальных ролей, учеб­ных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов со­циализации. В зависимости от природы и характера дезадап­тации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптации, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании.

Патогенную дезадаптацию вызывают отклонения и па­тологии психического развития и нервно-психические забо­левания, причиной которых являются функционально-орга­нические поражения центральной нервной системы. По сте­пени и глубине своего проявления патогенная дезадаптация может иметь устойчивые, хронические формы (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д., в основе кото­рых серьезные органические повреждения центральной нервной системы) и легкие, пограничные формы, в частнос­ти так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, тики, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.) вследствие не­благоприятной социальной, школьной, семейной ситуаций. В общей сложности (по данным детского психотерапевта А,И. Захарова) до 42% детей дошкольного возраста страдают теми или иными психосоматическими проблемами и нужда­ются в помощи психоневрологов и психотерапевтов. Отсут­ствие своевременной помощи приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации и отклоняю­щегося поведения.

Среди форм патогенной дезадаптации особое место зани­мают проблемы социальной адаптации умственно-отсталых детей — олигофренов. У них отсутствует фатальная предрас­положенность к преступлениям и при адекватных их психиче­скому развитию методах обучения и воспитания они в состоя­нии осваивать определенные социальные программы, полу­чать некоторые профессии, трудиться в меру своих возможно­стей и быть полезными членами общества. Однако умственная неполноценность этих детей затрудняет их социальную адап­тацию и требует специальных социально-педагогических ус­ловий и коррекцйонно-развивающих программ.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастны­ми и индивидуально-психологическими особенностями ре­бенка, подростка, которые обусловливают их нестандартность, трудновоспитуемость: воспитание таких детей требует инди­видуального педагогического подхода, а в отдельных случа­ях — применения специальных коррекционных психологиче­ских программ. По своей природе и характеру различные фор­мы психосоциальной дезадаптации делятся на устойчивые и временные, неустойчивые формы. Устойчивые формы могут возникнуть за счет таких индивидуально-психологических особенностей, как акцентуация характера, неадекватная само­оценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сферы (недостаточная эмпатия, расторможенность либо патологическая застенчивость и т.д.). К времен­ным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести прежде всего психофизиологические особен­ности кризисных периодов развития и кризис подросткового возраста. Как известно, в подростковом возрасте переживается как бы глобальный психофизиологический и психосоциаль­ный возрастной кризис, характеризуемый ускоренным и не­равномерным развитием костно-мышечной и сердечно-сосу­дистой системы, «эндокринной бурей», сопровождающей по­ловое созревание. В этот период жизни подросток проявляет повышенный интерес к вопросам пола, стремится к общению со сверстниками и самоутверждению. У него активно форми­руются самооценка и самосознание, он пытается отделиться от взрослых, вступает с ними в конфликт. Вследствие всего этого подростковый возраст — весьма трудный как для окружающих, так и для самого подростка и ведет к различным, как правило временным, проявлениям дезадаптации. Временные формы психосоциальной дезадаптации могут быть также вызваны раз­личными конфликтными ситуациями в школе, дома, со сверст­никами, переживаниями первой влюбленности и т.д. Преодо­ление психосоциальной дезадаптации подростка прежде всего требует большого педагогического такта взрослых, учителей и родителей, а в отдельных случаях — применения специальных психосоциальных и психотерапевтических техник по коррек­ции самооценки, формированию коммуникативных навыков, нейтрализации отрицательных установок, развитию эмоцио­нально-волевой сферы и т.д.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформа­ции системы внутренней регуляции, референтных и ценност­ных ориентации, социальных установок. В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации мож­но выделить две стадии социальной дезадаптации подростков: педагогическая и социальная запущенность. При педагогичес­кой запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подро­стков не наблюдается резкой деформации ценностно-норма­тивных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы нa выбор и получение профессии (как правило, рабочей), для них небезразлично мнение окру­жающих, сохранены социально-значимые референтные свя­зи. При социальной запущенности наряду с асоциальным по­ведением резко деформируется система ценностно-норма­тивных представлений, ценностных ориентации, социальных установок, формируется негативное отношение к труду, уста­новка и стремление к нетрудовым доходам и к «красивой жиз­ни» за счет сомнительных и незаконных средств к существова­нию. Их референтные связи и ориентации характеризуются глубоким отчуждением от всех лиц и социальных институтов с позитивной социальной направленностью.

Ресоциализация, перевоспитание социально-запущенных подростков с деформированной системой ценностно-норма­тивных представлений — трудоемкий и редко приводящий к успеху процесс.

Однако как среди несовершеннолетних, так и среди взрос­лых преступников число лиц с четко сформированной анти­общественной системой ценностей и негативными ценност­но-нормативными представлениями достаточно незначитель­но. Большая часть людей с отклоняющимся поведением со­храняет представления об общечеловеческих ценностях и нормах морали, но по разным причинам не может руководст­воваться этими нормами в своем поведении либо оправдывает себя и свои социальные отклонения различными защитными мотивациями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беличева С А. Основы превентивной психологии. М., 1993- С. 94—97.

2.ЛичкоАЕ. Психопатии и акцентуации у подростков. М., 1983'

3. Захаров АИ. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.

4. Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1984. С. 12.

91.Что такое безмотивные преступления?

Преступления, мотивы которых преступник затрудняется объ­яснить, криминологи называют безмотивными, немотивиро­ванными. В настоящее время ученые, опираясь на психологи­ческое знание о природе неосознаваемых явлений, уделяют серьезное внимание исследованию немотивированных пре­ступлений, которые в значительной степени можно отнести к сфере неосознаваемой психической деятельности и которые представляют определенную сложность как в практике судеб­ного делопроизводства, так и в пенитенциарной и превентив­ной практике. Так, в частности, проведенное АФ. Зеленским исследование достаточно многочисленной группы осужден­ных, отбывающих наказание за тяжкие насильственные пре­ступления, показало, что 85% из них учинили насилие непред­намеренно, 60% опрошенных не смогли сколь-нибудь удовле­творительно объяснить мотивы своих поступков, приведших их в колонию. В зависимости от того, какие состояния личнос­ти обусловили ослабление сознательного контроля над пове­дением, автор различает четыре типа импульсивного пре­ступного поведения: 1) преступления в состоянии глубокого алкогольного опьянения; 2) преступления в состоянии аффекта; 3) преступления лиц, находящихся в болезненном состоя­нии или состоянии усталости; 4) скоротечные преступления.

Авторы коллективной монографии «Криминальная моти­вация», (под редакцией академика В.Н. Кудрявцева) выделяют четыре категории неосознаваемых мотивов преступного по­ведения:

1) мотивы, свойственные типу личности, характеризующемуся переоценкой собственной значимости, агрессивной кон­цепцией окружающей среды, неустойчивостью настроения, склонностью к острым эмоциональным впечатлениям, нега­тивной социальной аутоидентичностью (основная их тенденция — неосознаваемое избегание социального контроля; это,
как правило, бездомные, лица, ведущие паразитический образ жизни). Таким образом, неосознаваемой причиной преступного поведения выступает психологическая структура самой личности преступника.

2) мотивы компенсаторного или гиперкомпенсаторного характера, что прежде всего связано с развивающимся ком­плексом неполноценности, неадекватности, ущемленности
личности. Последнее нередко приводит к браваде, необдуман­ным, рискованным поступкам, проявлениям физического на­силия, смещению агрессивной реакции на замещающий объ­ект;

3) мотивы, связанные с отсроченным во времени действи­ем закрепившихся в детстве по механизму импринтинга («впе­чатывания») травматического опыта. Унижение, несправедливое жестокое обращение могут оставлять отпечаток в эмоцио­нальной структуре личности и при определенных условиях
порождать соответствующие формы поведения}

4) мотивы, связанные различными патологическими, не ис­ключающими вменяемости, особенностями личности. При этом у субъекта возникает сильнейшее стремление совершить
поступок, который сам он расценивает как совершенно недо­пустимый. Такое нарушение влечения может проявиться в форме как безобидного озорства, так и самых жестоких пре­ступлений против личности.

В изучении неосознаваемой мотивации преступного поведения криминологи в первую очередь опираются на исследо­вания неосознаваемой психической деятельности. Неосозна­ваемую мотивацию преступного поведения можно отнести к подсознанию, т.е. к тем неосознаваемым механизмам, кото­рые образовались либо путем вытеснения из сознания неких психотравмирующих обстоятельств, которые затем проявля­ют себя в преступных действиях как вымещение, компенсация своей неполноценности, ущербности за счет агрессии, уни­жения, истязания другого существа, либо путем подражания, внушения, «запечатления» некоторых форм асоциального, ан­тиобщественного поведения окружающих, что особенно ха­рактерно для детского возраста, когда подобным образом мо­гут быть сформированы устойчивые фиксированные уста­новки. Под установкой понимают состояние психологичен кой готовности к определенной поведенческой реакции, со­стояние, о котором человек может и не подозревать до опре­деленной ситуации, провоцирующей действие данной уста­новки. Фиксированная установка относится к тем неосознава­емым внутренним регуляторам поведения, которые могут благодаря неосознаваемым механизмам социализации (вну­шение, заражение, подражание, идентификация) формиро­ваться в раннем детстве и проявляться в поведении взрослого человека. К примеру, установка на употребление наркотиков, алкоголя, совершение хулиганских действий у несовершен­нолетних начинает складываться в неформальных подрост­ковых группах под влиянием потребности в престиже, в при­знании, в самоутверждении. При последующих повторениях закрепление приводит к изменению мотивации, формирова­нию самостоятельных извращенных потребностей в алкого­ле, наркотике и других асоциальных проявлениях. Особенно­стью фиксированной установки Является ее прочность и ус­тойчивость, в основе которой — глубинный физиологичес­кий механизм, сложившийся динамический стереотип. По­этому перестройка фиксированных установок — дело весьма сложное, слабо поддающееся традиционным методам воспи­тания. Видимо) здесь требуется иной подход, иной арсенал внушающих суггестивных методов, адресованных в сферу действия неосознаваемых поведенческих регуляторов, спо­собных нейтрализовать отрицательные фиксированные уста­новки и сформировать позитивные. На работу со сферой под­сознания ориентированы трансперсональные психотерапев­тические методы, которые в настоящее время осваиваются психологами в практической психологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеленский А.Ф. Осознаваемое и неосознаваемое в преступном поведении. Харьков, 1986. С. 25—34.

2.криминальная мотивация /Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1986. С. 174—175.

3.Симонов ЛБ. О природе неосознаваемого психического // Психологический журнал. 1986. № 2. С. 145-148.

92. Как соотносятся в природе отклоняющегося поведения

биологические и социальные факторы?

Организация практической деятельности по предупреждению социальных отклонений предполагает прежде всего исследо­вание природы отклоняющегося поведения, изучение причин и истоков преступности как социального явления. Современ­ное состояние научного знания о природе отклоняющегося поведения и путях его предупреждения и в нашей стране, и за рубежом характеризуется прежде всего широким междисцип­линарным подходом. К исследованию данной проблемы привлечены представители различных отраслей знания: юристы, медики, социологи, психологи, педагоги и т.д.

Традиционно эти исследования имеют две ориентации: биологизаторскую и социологизаторскую, каждая из которых в объяснении природы отклонений и правонарушений опира­ется либо на биологические, либо на социальные факторы и в соответствии с этим предлагает свою программу борьбы с делинквентностью и преступностью.

Биологизаторская и социологизаторская ориентации в ис­следовании преступности имеют более чем вековую историю и в настоящее время представлены достаточно широким кругом разнообразных теорий и концепций. Так, в биологизаторской ориентации можно выделить антропологическую теорию пре­ступности (Ч. Ломброзо, Э. Кречмер, У. Шелдон, А. Хутен), тео­рию хромосомных аномалий, разработка которой принадле­жит генетикам (У. Клайфельтер), психоаналитические теории агрессивности (3. Фрейд, А. Фромм, К Хорни, А. Адлер), клини­ческие концепции, рассматривающие преступность как болезнь (Дж, Оулдер, Р. Моран, Е. Смит, М. Шларр и т.д.).

Социологизаторская ориентация своими корнями уходит к криминологическим исследованиям социологов прошлого ве­ка (Ж. Кегле, Э. Дюркгейм, П. Дьюпати, П. Вебер, Л. Леви-Брюль, Г. Тард и др.) и в настоящее время трансформирована в многочисленные социально-психологические теории делинквентности, объясняющие усвоение делинквентной морали за счет не­посредственного воздействия ближайшего окружения индиви­да (теория «социальной аномии» Р. Мертона, теория «нейтрали­зации» Д. Матса и Т. Сайкса, теория «дифференцированной свя­зи» Э. Сатерленда, «делинквентной субкультуры» А. Коэна, тео­рия «стигмации» Ф. Танненбаума, С. Беккера, У. Томаса, Теория множественных факторов М. и Э. Глюк и др.). Значительно позд­нее появилась социобиологическая концепция преступности, предлагающая применение комплекса психокоррекционных, социальных и медицинских мер в борьбе с преступностью (С. Джеффи, Э. Уилсон, М. Раттер). Такое многообразие научных подходов к объяснению природы отклоняющегося поведения и преступности вызвано прежде всего неоднозначностью, много­факторностью причин и условий, детерминирующих такое сложное социальное явление, как преступность.

На формирование преступного поведения влияют биоло­гические факторы, к которым обычно относят ряд индивидных свойств личности. Так, А.Г. Асмолов в качестве индивид­ных свойств личности предлагает считать половозрастные, конституционные и нейродинамические свойства, включая телосложение, биохимические свойства и такие интегральные индивидуальные характеристики, как темперамент и задатки. ПО мнению В.М. Русалова, биологический тип представляет совокупность соматических, нейродинамических и нейрогуморальных свойств.

В процессе изучения роли биологических факторов в фор­мировании отклоняющегося поведения было обнаружено, что они оказывают воздействие не прямо, а опосредованно, под влиянием определенных социальных факторов. Пол, тип и структуру нервной системы, патологии и задатки человек по­лучает при рождении, но это не значит, что на природных свойствах индивида не отражаются социальные факторы, ска­жем, образ жизни, определяющий состояние здоровья и пси­хики матери во время беременности, условия протекания ро­дов и беременности. Сегодня известны такие явления, как «вос­кресные дети», «дети карнавала», дети, зачатые пьяными роди­телями и появляющиеся на свет с различными патологиями нервной системы, затрудняющими их социальную адаптацию.

По данным, приведенным Ф.Г. Угловым, наблюдения за 1500 женщинами-роженицами показали, что различные отклоне­ния в организме детей наблюдаются у 2% непьющих матерей, у 9% умеренно пьющих и 74% матерей, злоупотребляющих спиртным.

Говоря о психобиологических предпосылках асоциального поведения криминологи имеют в виду различные патологии, отклонения в развитии организма и психики, имеющие на­следственный либо врожденный характер, возникающие под влиянием неблагоприятных условий жизнедеятельности ин­дивида и затрудняющие процесс его социализации, процесс усвоения индивидом социальных программ. Психические ано­малии включают психопатию, олигофрению в форме дебильности, алкоголизм, наркоманию, остаточные явления череп­но-мозговых травм, органичные заболевания центральной нервной системы. Проведенные исследования показали, что среди лиц, совершивших тяжкие преступления против лично­сти, около 6836 составляют преступники с различными анома­лиями психики. На первом месте стоит лица, страдающие ал­коголизмом (около 30%), на втором месте психопаты ,(20%), далее лица с остаточными явлениями черепно-мозговых травм (около 10%) и олигофрены (5,3%). Вместе с тем психиче­ские аномалии не являются непосредственными причинами преступных действий, они скорее обусловливают социальную дезадаптацию, проявляющуюся в неадекватных формах само­актуализации, в конфликтах с окружающими.

Косвенное опосредованное влияние социальных факторов на индивидные свойства человека не означает, что биологиче­ские факторы не оказывают воздействия на такие компоненты структуры личности, как ее направленность, ценностные ори­ентации, навыки и умения, на выбор способов общения и т.д. С.А. Беличева, изучая причины изоляции на выборке из 300 изолированных учащихся, установила, что около 10% оказа­лись в изоляции в связи с различными дефектами и недостат­ками сугубо соматического характера (толстый, рыжий, заика и т.д.). Еще 8% оказались в числе изолированных из-за отставания в интеллектуальном развитии (слабо учились, были не способны усваивать учебный материал, имели ограниченные интересы и т.д.). В числе изолированных были также 24% хорошистов, отличников, активистов, противопоставляющих себя классу и не пользующихся уважением одноклассников из-за эгоизма и зазнайства.

Итак, на основе многочисленных сведений сложилась точ­ка зрения, что биологические факторы, органические предпо­сылки изначально безличностны, нейтральны по отношению к социальному развитию личности. Они играют ту или иную роль в процессе социализации лишь в зависимости от соци­альных факторов, воспитания, среды, определяющих в конеч­ном счете социальную ситуацию развития человека.

Выявление неблагоприятных свойств психики и организ­ма, которые затрудняют социальную адаптацию индивида, - важная задача психологии. Знание об этих свойствах и осо­бенностях личности позволяет строить воспитательно-про­филактическую работу в системе органов ранней профилак­тики. При отсутствии дополнительной медико-педагогичес­кой коррекции индивидные качества детей и подростков спо­собны оказывать негативное влияние на социальную ситуа­цию развития, а следовательно, и на процесс социального раз­вития личности.

ЛИТЕРАТУРА .

1.Антонян ЮМ. Бородина СБ. Преступность и психические аномалии. М.,1987. С. 13-19.

2. Асмолов АГ. Личность как предмет психологического исследован» М., 1984.С. 5-25.

3.Платонов КК Структура и развитие личности. М., 1986.

4.Русанов ВМ. Биологические основы индивидуально-психологических раз­личий. М, 1979. С. 35-43.

5.Углов ФЛ. Из плена ИЛЛЮЗИЙ. М., 1986. С. 128.

93. Что такое психосоциальная работа и какова ев роль в предупреждении и коррекции отклоняющегося поведения?

В истории человеческого общества отмечены самые различ­ные попытки борьбы с таким явлением, как социальные откло­нения, преступность. Длительное время эту проблему пыта­лись решать путем устрашения, с помощью жестоких физичес­ких наказаний, публичных казней, пожизненного заключения. В настоящее время во всех цивилизованных странах, включая Россию, наметилась тенденция гуманизации превентивной практики, направленной на предупреждение преступности и других форм отклоняющегося поведения.

Чтобы предупредить разные формы отклоняющегося пове­дения, общество стремится оказать человеку, находящемуся в кризисной ситуации, социальную и социально-психологичес­кую помощь и поддержку. На это направлена работа социаль­ных и психосоциальных служб, которые развернули ее в Рос­сии в 1991 г. Создание социальных служб переориентировало все человековедческие дисциплины и в первую очередь психо­логию на поддержку человека, находящегося в кризисной си­туации (безработица, хроническая болезнь, инвалидность, посттравматический стресс, адаптация после мест лишения свободы и т.д.).

Психосоциальную работу можно обозначить как психологи­ческую помощь клиенту с целью преодоления социальной дез­адаптации и социально-психологического неблагополучия, ко­торое может проявиться в системе как профессиональных, так и семейно-бытовых отношений. Психосоциальная работа требу­ется при решении самого широкого круга проблем, на первое место среди которых выходят семейные, включая осложнения и трудности в детско-родительских и супружеских отношениях. В решении этих проблем участвуют различные специалисты — социальные работники, психологи с разной специализацией, психотерапевты и психиатры. При этом элементы психосоци­альной работы могут использоваться как частично, скажем в де­ятельности социального работника, учителя, врача, так и непо­средственно составлять основное содержание деятельности практического психолога и психосоциального работника.

Социальный работник, учитель, врач в своей деятельности могут использовать элементы психосоциальной работы — первичное психологическое консультирование, когда проис­ходит первое ознакомление с проблемами, испытываемыми клиентами, вычленение аспектов этих проблем, их осознание и самоактуализация резервов личности для решения своих психологических проблем,

Непосредственно психосоциальная работа, осуществляе­мая психологом социальных служб, наряду с психологичес­ким консультированием включает углубленную психологиче­скую и социально-психологическую диагностику, в процессе которой выявляются личностные особенности клиента, затрудняющие его социальную адаптацию и эффективное функ­ционирование в системе профессиональных и семейно-бытовых отношений, а также определяется характер его отноше­ний с его ближайшим окружением и основные социально-психологические характеристики этого окружения.

Цель психосоциальной работы, которая может Носить как индивидуальный, так и групповой характер, состоит в психо­логической коррекции либо отдельной личности, либо систе­мы отношений ее ближайшего окружения. К методам психосо­циальной работы относятся: позитивная семейная психотера­пия, в которую наряду с пациентом вовлекается его семья и ближайшее окружение, различные виды социально-психоло­гических тренингов коммуникативных умений, деловые игры, игротерапевтические методы по коррекции эмоционально-волевых и коммуникативных отношений, социодрамы и психодрамы, в процессе которых происходит рефлексия и кол­лективное отрабатывание различных социальных ролей и эмоциональных состояний.

Психосоциальный работник в своей работе ориентирован на социально-психологическое окружение своего клиента, ис­пользуя при этом различные технологии, в том числе элемен­ты психотерапии. В зависимости от сферы и области приме­нения выделяются нозоцентрические методы и технологии, антропоцентрические (ориентированные на болезненные из­менения психики и большей частью применяемые врачами, работающими в пограничной психиатрии) и социоцентрические психотерапевтические (направленные на решение про­блем социальной адаптации личности, на гармонизацию сис­темы межличностных отношений).

ЛИТЕРАТУРА

1.Беличева СА., Фокин ВМ. Социальная профилактика отклоняющегося пове­дения несовершеннолетних как комплекс Охранно-защитных мер. М., 1993.

2.БратусьБ.С., Сидоров ПИ. Психология, клиника и профилактика раннего ал­коголизма. М., 1984.

3.ЗахаровАИ. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.

4.Леннеер-Аксельсон Я, Полефорс И. Психосоциальная помощь населению. М.199$5

5.ПезешкианН. Позитивная семейная психотерапия. М., 1994.

6. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. БД Парыгина. СПб., 1994.


Наши рекомендации