XVII. Отклоняющееся поведение личности
Что такое отклоняющееся поведение и какие формы дезадаптации существуют? Что такое безмотивные преступления? Как соотносятся в природе отклоняющегося поведения биологические и социальные факторы? Что такое психосоциальная работа и какова ее роль в предупреждении И коррекции отклоняющегося поведения?
90. Что такое отклоняющееся поведение и какие формы дезадаптации существуют?
Отклоняющимся (девиантным) называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д.). Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) и проявляться как на уровне докриминогенном, так и посткриминогенном, т.е. в виде проступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно наказуемых действий.
Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей, долга, в нежелании решать личностные и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих человека в мир искусственных иллюзий и разрушающих его психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции — самоубийство (суицид). Особенно большое распространение и в нашей стране, и за рубежом получила такая форма социально-пассивных отклонений, как употребление наркотиков и токсических средств, что ведет к быстрому и необратимому разрушению психики и организма в целом. Такое поведение получило на Западе название саморазрушающего поведения.
Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, которые выражаются в различных формах детско-подррстковой дезадаптации уже в раннем возрасте, например в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социализации. В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптации, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании.
Патогенную дезадаптацию вызывают отклонения и патологии психического развития и нервно-психические заболевания, причиной которых являются функционально-органические поражения центральной нервной системы. По степени и глубине своего проявления патогенная дезадаптация может иметь устойчивые, хронические формы (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д., в основе которых серьезные органические повреждения центральной нервной системы) и легкие, пограничные формы, в частности так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, тики, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.) вследствие неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуаций. В общей сложности (по данным детского психотерапевта А,И. Захарова) до 42% детей дошкольного возраста страдают теми или иными психосоматическими проблемами и нуждаются в помощи психоневрологов и психотерапевтов. Отсутствие своевременной помощи приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации и отклоняющегося поведения.
Среди форм патогенной дезадаптации особое место занимают проблемы социальной адаптации умственно-отсталых детей — олигофренов. У них отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям и при адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии осваивать определенные социальные программы, получать некоторые профессии, трудиться в меру своих возможностей и быть полезными членами общества. Однако умственная неполноценность этих детей затрудняет их социальную адаптацию и требует специальных социально-педагогических условий и коррекцйонно-развивающих программ.
Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их нестандартность, трудновоспитуемость: воспитание таких детей требует индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях — применения специальных коррекционных психологических программ. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации делятся на устойчивые и временные, неустойчивые формы. Устойчивые формы могут возникнуть за счет таких индивидуально-психологических особенностей, как акцентуация характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сферы (недостаточная эмпатия, расторможенность либо патологическая застенчивость и т.д.). К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести прежде всего психофизиологические особенности кризисных периодов развития и кризис подросткового возраста. Как известно, в подростковом возрасте переживается как бы глобальный психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, характеризуемый ускоренным и неравномерным развитием костно-мышечной и сердечно-сосудистой системы, «эндокринной бурей», сопровождающей половое созревание. В этот период жизни подросток проявляет повышенный интерес к вопросам пола, стремится к общению со сверстниками и самоутверждению. У него активно формируются самооценка и самосознание, он пытается отделиться от взрослых, вступает с ними в конфликт. Вследствие всего этого подростковый возраст — весьма трудный как для окружающих, так и для самого подростка и ведет к различным, как правило временным, проявлениям дезадаптации. Временные формы психосоциальной дезадаптации могут быть также вызваны различными конфликтными ситуациями в школе, дома, со сверстниками, переживаниями первой влюбленности и т.д. Преодоление психосоциальной дезадаптации подростка прежде всего требует большого педагогического такта взрослых, учителей и родителей, а в отдельных случаях — применения специальных психосоциальных и психотерапевтических техник по коррекции самооценки, формированию коммуникативных навыков, нейтрализации отрицательных установок, развитию эмоционально-волевой сферы и т.д.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации подростков: педагогическая и социальная запущенность. При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно-нормативных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы нa выбор и получение профессии (как правило, рабочей), для них небезразлично мнение окружающих, сохранены социально-значимые референтные связи. При социальной запущенности наряду с асоциальным поведением резко деформируется система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентации, социальных установок, формируется негативное отношение к труду, установка и стремление к нетрудовым доходам и к «красивой жизни» за счет сомнительных и незаконных средств к существованию. Их референтные связи и ориентации характеризуются глубоким отчуждением от всех лиц и социальных институтов с позитивной социальной направленностью.
Ресоциализация, перевоспитание социально-запущенных подростков с деформированной системой ценностно-нормативных представлений — трудоемкий и редко приводящий к успеху процесс.
Однако как среди несовершеннолетних, так и среди взрослых преступников число лиц с четко сформированной антиобщественной системой ценностей и негативными ценностно-нормативными представлениями достаточно незначительно. Большая часть людей с отклоняющимся поведением сохраняет представления об общечеловеческих ценностях и нормах морали, но по разным причинам не может руководствоваться этими нормами в своем поведении либо оправдывает себя и свои социальные отклонения различными защитными мотивациями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беличева С А. Основы превентивной психологии. М., 1993- С. 94—97.
2.ЛичкоАЕ. Психопатии и акцентуации у подростков. М., 1983'
3. Захаров АИ. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.
4. Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1984. С. 12.
91.Что такое безмотивные преступления?
Преступления, мотивы которых преступник затрудняется объяснить, криминологи называют безмотивными, немотивированными. В настоящее время ученые, опираясь на психологическое знание о природе неосознаваемых явлений, уделяют серьезное внимание исследованию немотивированных преступлений, которые в значительной степени можно отнести к сфере неосознаваемой психической деятельности и которые представляют определенную сложность как в практике судебного делопроизводства, так и в пенитенциарной и превентивной практике. Так, в частности, проведенное АФ. Зеленским исследование достаточно многочисленной группы осужденных, отбывающих наказание за тяжкие насильственные преступления, показало, что 85% из них учинили насилие непреднамеренно, 60% опрошенных не смогли сколь-нибудь удовлетворительно объяснить мотивы своих поступков, приведших их в колонию. В зависимости от того, какие состояния личности обусловили ослабление сознательного контроля над поведением, автор различает четыре типа импульсивного преступного поведения: 1) преступления в состоянии глубокого алкогольного опьянения; 2) преступления в состоянии аффекта; 3) преступления лиц, находящихся в болезненном состоянии или состоянии усталости; 4) скоротечные преступления.
Авторы коллективной монографии «Криминальная мотивация», (под редакцией академика В.Н. Кудрявцева) выделяют четыре категории неосознаваемых мотивов преступного поведения:
1) мотивы, свойственные типу личности, характеризующемуся переоценкой собственной значимости, агрессивной концепцией окружающей среды, неустойчивостью настроения, склонностью к острым эмоциональным впечатлениям, негативной социальной аутоидентичностью (основная их тенденция — неосознаваемое избегание социального контроля; это,
как правило, бездомные, лица, ведущие паразитический образ жизни). Таким образом, неосознаваемой причиной преступного поведения выступает психологическая структура самой личности преступника.
2) мотивы компенсаторного или гиперкомпенсаторного характера, что прежде всего связано с развивающимся комплексом неполноценности, неадекватности, ущемленности
личности. Последнее нередко приводит к браваде, необдуманным, рискованным поступкам, проявлениям физического насилия, смещению агрессивной реакции на замещающий объект;
3) мотивы, связанные с отсроченным во времени действием закрепившихся в детстве по механизму импринтинга («впечатывания») травматического опыта. Унижение, несправедливое жестокое обращение могут оставлять отпечаток в эмоциональной структуре личности и при определенных условиях
порождать соответствующие формы поведения}
4) мотивы, связанные различными патологическими, не исключающими вменяемости, особенностями личности. При этом у субъекта возникает сильнейшее стремление совершить
поступок, который сам он расценивает как совершенно недопустимый. Такое нарушение влечения может проявиться в форме как безобидного озорства, так и самых жестоких преступлений против личности.
В изучении неосознаваемой мотивации преступного поведения криминологи в первую очередь опираются на исследования неосознаваемой психической деятельности. Неосознаваемую мотивацию преступного поведения можно отнести к подсознанию, т.е. к тем неосознаваемым механизмам, которые образовались либо путем вытеснения из сознания неких психотравмирующих обстоятельств, которые затем проявляют себя в преступных действиях как вымещение, компенсация своей неполноценности, ущербности за счет агрессии, унижения, истязания другого существа, либо путем подражания, внушения, «запечатления» некоторых форм асоциального, антиобщественного поведения окружающих, что особенно характерно для детского возраста, когда подобным образом могут быть сформированы устойчивые фиксированные установки. Под установкой понимают состояние психологичен кой готовности к определенной поведенческой реакции, состояние, о котором человек может и не подозревать до определенной ситуации, провоцирующей действие данной установки. Фиксированная установка относится к тем неосознаваемым внутренним регуляторам поведения, которые могут благодаря неосознаваемым механизмам социализации (внушение, заражение, подражание, идентификация) формироваться в раннем детстве и проявляться в поведении взрослого человека. К примеру, установка на употребление наркотиков, алкоголя, совершение хулиганских действий у несовершеннолетних начинает складываться в неформальных подростковых группах под влиянием потребности в престиже, в признании, в самоутверждении. При последующих повторениях закрепление приводит к изменению мотивации, формированию самостоятельных извращенных потребностей в алкоголе, наркотике и других асоциальных проявлениях. Особенностью фиксированной установки Является ее прочность и устойчивость, в основе которой — глубинный физиологический механизм, сложившийся динамический стереотип. Поэтому перестройка фиксированных установок — дело весьма сложное, слабо поддающееся традиционным методам воспитания. Видимо) здесь требуется иной подход, иной арсенал внушающих суггестивных методов, адресованных в сферу действия неосознаваемых поведенческих регуляторов, способных нейтрализовать отрицательные фиксированные установки и сформировать позитивные. На работу со сферой подсознания ориентированы трансперсональные психотерапевтические методы, которые в настоящее время осваиваются психологами в практической психологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеленский А.Ф. Осознаваемое и неосознаваемое в преступном поведении. Харьков, 1986. С. 25—34.
2.криминальная мотивация /Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1986. С. 174—175.
3.Симонов ЛБ. О природе неосознаваемого психического // Психологический журнал. 1986. № 2. С. 145-148.
92. Как соотносятся в природе отклоняющегося поведения
биологические и социальные факторы?
Организация практической деятельности по предупреждению социальных отклонений предполагает прежде всего исследование природы отклоняющегося поведения, изучение причин и истоков преступности как социального явления. Современное состояние научного знания о природе отклоняющегося поведения и путях его предупреждения и в нашей стране, и за рубежом характеризуется прежде всего широким междисциплинарным подходом. К исследованию данной проблемы привлечены представители различных отраслей знания: юристы, медики, социологи, психологи, педагоги и т.д.
Традиционно эти исследования имеют две ориентации: биологизаторскую и социологизаторскую, каждая из которых в объяснении природы отклонений и правонарушений опирается либо на биологические, либо на социальные факторы и в соответствии с этим предлагает свою программу борьбы с делинквентностью и преступностью.
Биологизаторская и социологизаторская ориентации в исследовании преступности имеют более чем вековую историю и в настоящее время представлены достаточно широким кругом разнообразных теорий и концепций. Так, в биологизаторской ориентации можно выделить антропологическую теорию преступности (Ч. Ломброзо, Э. Кречмер, У. Шелдон, А. Хутен), теорию хромосомных аномалий, разработка которой принадлежит генетикам (У. Клайфельтер), психоаналитические теории агрессивности (3. Фрейд, А. Фромм, К Хорни, А. Адлер), клинические концепции, рассматривающие преступность как болезнь (Дж, Оулдер, Р. Моран, Е. Смит, М. Шларр и т.д.).
Социологизаторская ориентация своими корнями уходит к криминологическим исследованиям социологов прошлого века (Ж. Кегле, Э. Дюркгейм, П. Дьюпати, П. Вебер, Л. Леви-Брюль, Г. Тард и др.) и в настоящее время трансформирована в многочисленные социально-психологические теории делинквентности, объясняющие усвоение делинквентной морали за счет непосредственного воздействия ближайшего окружения индивида (теория «социальной аномии» Р. Мертона, теория «нейтрализации» Д. Матса и Т. Сайкса, теория «дифференцированной связи» Э. Сатерленда, «делинквентной субкультуры» А. Коэна, теория «стигмации» Ф. Танненбаума, С. Беккера, У. Томаса, Теория множественных факторов М. и Э. Глюк и др.). Значительно позднее появилась социобиологическая концепция преступности, предлагающая применение комплекса психокоррекционных, социальных и медицинских мер в борьбе с преступностью (С. Джеффи, Э. Уилсон, М. Раттер). Такое многообразие научных подходов к объяснению природы отклоняющегося поведения и преступности вызвано прежде всего неоднозначностью, многофакторностью причин и условий, детерминирующих такое сложное социальное явление, как преступность.
На формирование преступного поведения влияют биологические факторы, к которым обычно относят ряд индивидных свойств личности. Так, А.Г. Асмолов в качестве индивидных свойств личности предлагает считать половозрастные, конституционные и нейродинамические свойства, включая телосложение, биохимические свойства и такие интегральные индивидуальные характеристики, как темперамент и задатки. ПО мнению В.М. Русалова, биологический тип представляет совокупность соматических, нейродинамических и нейрогуморальных свойств.
В процессе изучения роли биологических факторов в формировании отклоняющегося поведения было обнаружено, что они оказывают воздействие не прямо, а опосредованно, под влиянием определенных социальных факторов. Пол, тип и структуру нервной системы, патологии и задатки человек получает при рождении, но это не значит, что на природных свойствах индивида не отражаются социальные факторы, скажем, образ жизни, определяющий состояние здоровья и психики матери во время беременности, условия протекания родов и беременности. Сегодня известны такие явления, как «воскресные дети», «дети карнавала», дети, зачатые пьяными родителями и появляющиеся на свет с различными патологиями нервной системы, затрудняющими их социальную адаптацию.
По данным, приведенным Ф.Г. Угловым, наблюдения за 1500 женщинами-роженицами показали, что различные отклонения в организме детей наблюдаются у 2% непьющих матерей, у 9% умеренно пьющих и 74% матерей, злоупотребляющих спиртным.
Говоря о психобиологических предпосылках асоциального поведения криминологи имеют в виду различные патологии, отклонения в развитии организма и психики, имеющие наследственный либо врожденный характер, возникающие под влиянием неблагоприятных условий жизнедеятельности индивида и затрудняющие процесс его социализации, процесс усвоения индивидом социальных программ. Психические аномалии включают психопатию, олигофрению в форме дебильности, алкоголизм, наркоманию, остаточные явления черепно-мозговых травм, органичные заболевания центральной нервной системы. Проведенные исследования показали, что среди лиц, совершивших тяжкие преступления против личности, около 6836 составляют преступники с различными аномалиями психики. На первом месте стоит лица, страдающие алкоголизмом (около 30%), на втором месте психопаты ,(20%), далее лица с остаточными явлениями черепно-мозговых травм (около 10%) и олигофрены (5,3%). Вместе с тем психические аномалии не являются непосредственными причинами преступных действий, они скорее обусловливают социальную дезадаптацию, проявляющуюся в неадекватных формах самоактуализации, в конфликтах с окружающими.
Косвенное опосредованное влияние социальных факторов на индивидные свойства человека не означает, что биологические факторы не оказывают воздействия на такие компоненты структуры личности, как ее направленность, ценностные ориентации, навыки и умения, на выбор способов общения и т.д. С.А. Беличева, изучая причины изоляции на выборке из 300 изолированных учащихся, установила, что около 10% оказались в изоляции в связи с различными дефектами и недостатками сугубо соматического характера (толстый, рыжий, заика и т.д.). Еще 8% оказались в числе изолированных из-за отставания в интеллектуальном развитии (слабо учились, были не способны усваивать учебный материал, имели ограниченные интересы и т.д.). В числе изолированных были также 24% хорошистов, отличников, активистов, противопоставляющих себя классу и не пользующихся уважением одноклассников из-за эгоизма и зазнайства.
Итак, на основе многочисленных сведений сложилась точка зрения, что биологические факторы, органические предпосылки изначально безличностны, нейтральны по отношению к социальному развитию личности. Они играют ту или иную роль в процессе социализации лишь в зависимости от социальных факторов, воспитания, среды, определяющих в конечном счете социальную ситуацию развития человека.
Выявление неблагоприятных свойств психики и организма, которые затрудняют социальную адаптацию индивида, - важная задача психологии. Знание об этих свойствах и особенностях личности позволяет строить воспитательно-профилактическую работу в системе органов ранней профилактики. При отсутствии дополнительной медико-педагогической коррекции индивидные качества детей и подростков способны оказывать негативное влияние на социальную ситуацию развития, а следовательно, и на процесс социального развития личности.
ЛИТЕРАТУРА .
1.Антонян ЮМ. Бородина СБ. Преступность и психические аномалии. М.,1987. С. 13-19.
2. Асмолов АГ. Личность как предмет психологического исследован» М., 1984.С. 5-25.
3.Платонов КК Структура и развитие личности. М., 1986.
4.Русанов ВМ. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М, 1979. С. 35-43.
5.Углов ФЛ. Из плена ИЛЛЮЗИЙ. М., 1986. С. 128.
93. Что такое психосоциальная работа и какова ев роль в предупреждении и коррекции отклоняющегося поведения?
В истории человеческого общества отмечены самые различные попытки борьбы с таким явлением, как социальные отклонения, преступность. Длительное время эту проблему пытались решать путем устрашения, с помощью жестоких физических наказаний, публичных казней, пожизненного заключения. В настоящее время во всех цивилизованных странах, включая Россию, наметилась тенденция гуманизации превентивной практики, направленной на предупреждение преступности и других форм отклоняющегося поведения.
Чтобы предупредить разные формы отклоняющегося поведения, общество стремится оказать человеку, находящемуся в кризисной ситуации, социальную и социально-психологическую помощь и поддержку. На это направлена работа социальных и психосоциальных служб, которые развернули ее в России в 1991 г. Создание социальных служб переориентировало все человековедческие дисциплины и в первую очередь психологию на поддержку человека, находящегося в кризисной ситуации (безработица, хроническая болезнь, инвалидность, посттравматический стресс, адаптация после мест лишения свободы и т.д.).
Психосоциальную работу можно обозначить как психологическую помощь клиенту с целью преодоления социальной дезадаптации и социально-психологического неблагополучия, которое может проявиться в системе как профессиональных, так и семейно-бытовых отношений. Психосоциальная работа требуется при решении самого широкого круга проблем, на первое место среди которых выходят семейные, включая осложнения и трудности в детско-родительских и супружеских отношениях. В решении этих проблем участвуют различные специалисты — социальные работники, психологи с разной специализацией, психотерапевты и психиатры. При этом элементы психосоциальной работы могут использоваться как частично, скажем в деятельности социального работника, учителя, врача, так и непосредственно составлять основное содержание деятельности практического психолога и психосоциального работника.
Социальный работник, учитель, врач в своей деятельности могут использовать элементы психосоциальной работы — первичное психологическое консультирование, когда происходит первое ознакомление с проблемами, испытываемыми клиентами, вычленение аспектов этих проблем, их осознание и самоактуализация резервов личности для решения своих психологических проблем,
Непосредственно психосоциальная работа, осуществляемая психологом социальных служб, наряду с психологическим консультированием включает углубленную психологическую и социально-психологическую диагностику, в процессе которой выявляются личностные особенности клиента, затрудняющие его социальную адаптацию и эффективное функционирование в системе профессиональных и семейно-бытовых отношений, а также определяется характер его отношений с его ближайшим окружением и основные социально-психологические характеристики этого окружения.
Цель психосоциальной работы, которая может Носить как индивидуальный, так и групповой характер, состоит в психологической коррекции либо отдельной личности, либо системы отношений ее ближайшего окружения. К методам психосоциальной работы относятся: позитивная семейная психотерапия, в которую наряду с пациентом вовлекается его семья и ближайшее окружение, различные виды социально-психологических тренингов коммуникативных умений, деловые игры, игротерапевтические методы по коррекции эмоционально-волевых и коммуникативных отношений, социодрамы и психодрамы, в процессе которых происходит рефлексия и коллективное отрабатывание различных социальных ролей и эмоциональных состояний.
Психосоциальный работник в своей работе ориентирован на социально-психологическое окружение своего клиента, используя при этом различные технологии, в том числе элементы психотерапии. В зависимости от сферы и области применения выделяются нозоцентрические методы и технологии, антропоцентрические (ориентированные на болезненные изменения психики и большей частью применяемые врачами, работающими в пограничной психиатрии) и социоцентрические психотерапевтические (направленные на решение проблем социальной адаптации личности, на гармонизацию системы межличностных отношений).
ЛИТЕРАТУРА
1.Беличева СА., Фокин ВМ. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс Охранно-защитных мер. М., 1993.
2.БратусьБ.С., Сидоров ПИ. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М., 1984.
3.ЗахаровАИ. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.
4.Леннеер-Аксельсон Я, Полефорс И. Психосоциальная помощь населению. М.199$5
5.ПезешкианН. Позитивная семейная психотерапия. М., 1994.
6. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. БД Парыгина. СПб., 1994.