Мотивации межличностного общения?
Одни люди задумываются над тем, зачем они вступают в общение с окружающими, другие нет, но каждый ждет от общения удовлетворения своих потребностей. Потребность в общении проявляется очень рано. Уже трехмесячный малыш может одарить кого-то улыбкой, продемонстрировав ему тем самым, что он рад общению. М.И. Лисина экспериментально выявила, что для ребенка дошкольного возраста взрослый человек выступает прежде всего как помощник и участник его игр и дел, и только потом — как источник разнообразной информации. Лишь с 4—5 лет дети начинают интересоваться личностью взрослого собеседника. Таким образом, последовательности возникновения и развития мотивов общения у дошкольников будет следующей: деловые — познавательные — личностные мотивы. Потребность в общении у взрослого человека не представляет какой-то самостоятельной побудительной силы. Через общение с окружающими человек удовлетворяет как собственно коммуникативные, так и внешние потребности. На основе эмпирических исследований И.П. Шкуратовой были выделены следующие группы мотивов межличностного и делового общения: 1) эмоциональные и нравственные, к которым относятся мотивы, направленные на поиск или оказание эмоциональной и моральной поддержки; 2) деловые, связанные со стремлением субъекта использовать общение для решения своих или чужих проблем; 3) познавательные, состоящие в желании получить новую информацию независимо от ее содержания (научную, политическую, житейскую и пр.); 4) интерес к партнеру как личности; 5) мотивы самоутверждения, состоящие в стремлении доказать свою значимость как личности или как профессионала; 6) мотивы обмена мнениями и выяснения отношений; 7) конвенциональные мотивы, под которыми понимается стремление поддержания разговора из вежливости; 8) мотивы игры и развлечения через общение; 9) житейские мотивы, направленные на решение конкретных бытовых проблем; 10) негативные мотивы, состоящие в стремлении досадить человеку, доставить ему неприятность. Кроме того, существуют еще две группы мотивов по критерию направленности мотивации общения: эгоцентрические, когда человек стремится к получению помощи, поддержки или информации от окружающих, и альтероцентрические, когда разнообразные виды помощи и услуг направлены на партнера по общению.
По степени выраженности и частоте встречаемости перечисленных выше групп мотивов на первом месте находятся эмоциональные и нравственные мотивы, на втором — деловые и житейские, на третьем — познавательные, обмена мнениями и конвенциональные мотивы, остальные мотивы занимают в общении четвертое место. Альтероцентрические мотивы встречаются в три раза чаще, чем эгоцентрические мотивы. Правда, эти данные были получены при исследовании группы женщин от 25 до 50 лет и не могут быть перенесены на лиц другого пола и возраста, для которых, наверняка, характерно другое соотношение мотивов.
Мотивация общения разных людей различается, во-первых, интенсивностью, или степенью выраженности, потребности в общении, которая характеризует стремление человека к разнообразным формам общения с другими людьми, что проявляется в длительности, частоте и широте контактов (люди очень существенно различаются по потребности в общении — от тех, кто не может ничего делать в отсутствие других людей, до желающих свести контакты с другими людьми к минимуму); во-вторых, направленностью мотивации общения или ее содержанием, которое проявляется в постановке целей общения.
Данные характеристики могут быть применены к любым потребностям и потому они не отражают специфики мотивации общения, которая в отличие от других потребностей в принципе не может быть удовлетворена без соответствующего поведения других людей. Это ставит перед человеком проблему управления поведением других людей для достижения собственных целей общения. Успешное удовлетворение мотивов общения зрелого человека зависит от двух условий; ясного представлений о собственных целях и мотивах в каждом конкретном акте общения и умения находить в своем окружении людей, наиболее отвечающих этим целям. С этими условиями связаны две другие характеристики мотивации общения — дифференцированность и избирательность. Под дифференцированностью мотивов общения понимается способность субъекта разграничивать в своем сознании представления о разных мотивах собственного поведения и способах их удовлетворения. Одни люди могут проводить тонкие различия между мотивами, в то время как другие в качестве мотива общения могут назвать только нечто неопределенное типа «приятно провести время». Мотивационные модели формируются в детстве, но с возрастом они трансформируются в сторону большей структурности и иерархичности системы мотивов. Если этого развития не происходит, то взрослый человек продолжает применять неразвитые детские модели, в которых мотивы «склеены» в некоторые «пакеты» ожиданий от окружающих. Такой человек может надеяться, что если его кто-то любит, то он также должен жертвовать чем-то ради него, постоянно хвалить, развлекать и пр., как это делали его родители. Несовпадение ожиданий и реальности может вызвать у него подозрение в недостаточности любви, хотя неудовлетворенными оказываются на самом деле сопутствующие потребности.
Избирательностью мотивации общения является четкая направленность субъекта в удовлетворении своих потребностей на конкретных лиц, наиболее соответствующих этим устремлениям. Искусство получать удовольствие от общения строится на умении находить партнеров согласно своим потребностям и желаниям партнеров. Только взаимность мотивации способствует успеху. Кроме того, далеко не любой человек может обеспечить удовлетворение некоторой потребности. Например, потребность в признании или в достижении авторитета может быть удовлетворена только с помощью тех людей, которые сами выступают как авторитетные фигуры для данного человека. Потребность в информации удовлетворяется только в том случае, если мы доверяем источнику информации. В повседневной жизни люди с низкой социальной компетентностью демонстрируют неумение находить «мишени» для удовлетворения своих потребностей. Карен Хорни, имевшая большой опыт лечения невротиков, отмечает, что если такому «человеку нужны благорасположение и любовь, то он должен получить их от друга и врага, от нанимателя и чистильщика сапог». Естественно, не встречая достаточного подтверждения любви со стороны этих людей, невротик впадает в уныние и начинает считать себя малопривлекательным человеком.
Каждый человек имеет совершенно уникальную, свойственную только ему систему мотивов общения, которая сложилась под влиянием особенностей его жизненного пути. Мотивы общения могут изменяться в зависимости от формы общения: деловое, формально-ролевое или личностное Общение, но мотивационное ядро, которое может быть определено через перечисленные выше характеристики, остается неизменным.
ЛИТЕРАТУРА
1.ЛисинаМИ. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. М., 1973. С. 263-292.
2.Хорни К. Самоанализ // Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993. С. 223-472.
3.Шкуратова ИЛ. Мотивационная модель общения и попытка ее экспериментального изучения // Психологический вестник РГУ. Ростов н/Д, 1996.Вып. 1.4.1.С. 187—205.