Мотивации межличностного общения?

Одни люди задумываются над тем, зачем они вступают в обще­ние с окружающими, другие нет, но каждый ждет от общения удовлетворения своих потребностей. Потребность в общении проявляется очень рано. Уже трехмесячный малыш может одарить кого-то улыбкой, продемонстрировав ему тем самым, что он рад общению. М.И. Лисина экспериментально выявила, что для ребенка дошкольного возраста взрослый человек вы­ступает прежде всего как помощник и участник его игр и дел, и только потом — как источник разнообразной информации. Лишь с 4—5 лет дети начинают интересоваться личностью взрослого собеседника. Таким образом, последовательности возникновения и развития мотивов общения у дошкольников будет следующей: деловые — познавательные — личностные мотивы. Потребность в общении у взрослого человека не представляет какой-то самостоятельной побудительной силы. Через общение с окружающими человек удовлетворяет как собственно коммуникативные, так и внешние потребности. На основе эмпирических исследований И.П. Шкуратовой бы­ли выделены следующие группы мотивов межличностного и делового общения: 1) эмоциональные и нравственные, к кото­рым относятся мотивы, направленные на поиск или оказание эмоциональной и моральной поддержки; 2) деловые, связан­ные со стремлением субъекта использовать общение для ре­шения своих или чужих проблем; 3) познавательные, состоя­щие в желании получить новую информацию независимо от ее содержания (научную, политическую, житейскую и пр.); 4) интерес к партнеру как личности; 5) мотивы самоутвержде­ния, состоящие в стремлении доказать свою значимость как личности или как профессионала; 6) мотивы обмена мнения­ми и выяснения отношений; 7) конвенциональные мотивы, под которыми понимается стремление поддержания разгово­ра из вежливости; 8) мотивы игры и развлечения через обще­ние; 9) житейские мотивы, направленные на решение кон­кретных бытовых проблем; 10) негативные мотивы, состоя­щие в стремлении досадить человеку, доставить ему неприят­ность. Кроме того, существуют еще две группы мотивов по критерию направленности мотивации общения: эгоцентри­ческие, когда человек стремится к получению помощи, под­держки или информации от окружающих, и альтероцентрические, когда разнообразные виды помощи и услуг направле­ны на партнера по общению.

По степени выраженности и частоте встречаемости пере­численных выше групп мотивов на первом месте находятся эмоциональные и нравственные мотивы, на втором — деловые и житейские, на третьем — познавательные, обмена мнениями и конвенциональные мотивы, остальные мотивы занимают в общении четвертое место. Альтероцентрические мотивы встречаются в три раза чаще, чем эгоцентрические мотивы. Правда, эти данные были получены при исследовании группы женщин от 25 до 50 лет и не могут быть перенесены на лиц другого пола и возраста, для которых, наверняка, характерно другое соотношение мотивов.

Мотивация общения разных людей различается, во-пер­вых, интенсивностью, или степенью выраженности, потреб­ности в общении, которая характеризует стремление человека к разнообразным формам общения с другими людьми, что проявляется в длительности, частоте и широте контактов (лю­ди очень существенно различаются по потребности в обще­нии — от тех, кто не может ничего делать в отсутствие других людей, до желающих свести контакты с другими людьми к ми­нимуму); во-вторых, направленностью мотивации общения или ее содержанием, которое проявляется в постановке целей общения.

Данные характеристики могут быть применены к любым потребностям и потому они не отражают специфики мотива­ции общения, которая в отличие от других потребностей в принципе не может быть удовлетворена без соответствующего поведения других людей. Это ставит перед человеком пробле­му управления поведением других людей для достижения соб­ственных целей общения. Успешное удовлетворение мотивов общения зрелого человека зависит от двух условий; ясного представлений о собственных целях и мотивах в каждом кон­кретном акте общения и умения находить в своем окружении людей, наиболее отвечающих этим целям. С этими условиями связаны две другие характеристики мотивации общения — дифференцированность и избирательность. Под дифференцированностью мотивов общения понимается способность субъекта разграничивать в своем сознании представления о разных мотивах собственного поведения и способах их удов­летворения. Одни люди могут проводить тонкие различия меж­ду мотивами, в то время как другие в качестве мотива общения могут назвать только нечто неопределенное типа «приятно провести время». Мотивационные модели формируются в дет­стве, но с возрастом они трансформируются в сторону боль­шей структурности и иерархичности системы мотивов. Если этого развития не происходит, то взрослый человек продолжа­ет применять неразвитые детские модели, в которых мотивы «склеены» в некоторые «пакеты» ожиданий от окружающих. Та­кой человек может надеяться, что если его кто-то любит, то он также должен жертвовать чем-то ради него, постоянно хвалить, развлекать и пр., как это делали его родители. Несовпадение ожиданий и реальности может вызвать у него подозрение в недостаточности любви, хотя неудовлетворенными оказываются на самом деле сопутствующие потребности.

Избирательностью мотивации общения является четкая направленность субъекта в удовлетворении своих потребнос­тей на конкретных лиц, наиболее соответствующих этим уст­ремлениям. Искусство получать удовольствие от общения строится на умении находить партнеров согласно своим по­требностям и желаниям партнеров. Только взаимность моти­вации способствует успеху. Кроме того, далеко не любой чело­век может обеспечить удовлетворение некоторой потребнос­ти. Например, потребность в признании или в достижении ав­торитета может быть удовлетворена только с помощью тех людей, которые сами выступают как авторитетные фигуры для данного человека. Потребность в информации удовлетворяет­ся только в том случае, если мы доверяем источнику информа­ции. В повседневной жизни люди с низкой социальной компе­тентностью демонстрируют неумение находить «мишени» для удовлетворения своих потребностей. Карен Хорни, имевшая большой опыт лечения невротиков, отмечает, что если такому «человеку нужны благорасположение и любовь, то он должен получить их от друга и врага, от нанимателя и чистильщика са­пог». Естественно, не встречая достаточного подтверждения любви со стороны этих людей, невротик впадает в уныние и начинает считать себя малопривлекательным человеком.

Каждый человек имеет совершенно уникальную, свойст­венную только ему систему мотивов общения, которая сложи­лась под влиянием особенностей его жизненного пути. Моти­вы общения могут изменяться в зависимости от формы обще­ния: деловое, формально-ролевое или личностное Общение, но мотивационное ядро, которое может быть определено че­рез перечисленные выше характеристики, остается неизмен­ным.

ЛИТЕРАТУРА

1.ЛисинаМИ. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психоло­гии. М., 1973. С. 263-292.

2.Хорни К. Самоанализ // Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993. С. 223-472.

3.Шкуратова ИЛ. Мотивационная модель общения и попытка ее эксперимен­тального изучения // Психологический вестник РГУ. Ростов н/Д, 1996.Вып. 1.4.1.С. 187—205.

Наши рекомендации