Социально-перцептивных оценок личности?

Восприятие и оценка окружающих людей составляют неотъ­емлемый компонент каждого акта общения, Успешность об­щения во многом определяется способностью человека не­предвзято и адекватно воспринимать и оценивать партнеров по общению, поэтому психологи уже давно занимаются иссле­дованием закономерностей социальной перцепции и накопи­ли большой материал, свидетельствующий о влиянии разно­образных факторов на взаимные оценки людей.

Социально-перцептивная оценка трактуется как некоторая совокупность представлений о личности партнера, основан­ных на опыте общения с ним и обусловленных личностными особенностями субъекта оценки, В структуре социально-перцептивной оценки можно выделить три аспекта: содержатель­ный, уровневый и стилевой. Содержательный аспект характе­ризует смысл оценки, ее позитивность и социальную жела­тельность; уровневый отражает адекватность или точность оценки; стилевой передает оценочную установку индивида (через такие характеристики социально-перцептивной оцен­ки, как ее стабильность, экстремальность, вариативность, ам­бивалентность и др.).

Содержательный аспект оценок в значительной степени определяется системой ценностных ориентации оцениваю­щего лица. Дж. Келли, изучавший индивидуальные различия мировосприятия людей, считал, что те качества, которые мы приписываем окружающим, не являются случайными. Они представляют собой характеристики, которые наиболее инте­ресны для нас и на которых мы строим прогноз поведения ок­ружающих нас людей. Поэтому можно сказать, что содержа­ние оценок, даваемых нами другим людям, характеризует не только их, но и нас самих. Позитивность оценок в первую оче­редь определяется характером отношений между субъектом и объектом. Люди, вызывающие симпатию у субъекта оценки, характеризуются в целом более позитивно, чем неприятные ему. Когнитивный стиль (см. вопр. 69, 70) также влияет на со­держание оценок. Полезависимые индивиды оценивают парт­неров по общению более высоко, чем поленезависимые. Эта закономерность была прослежена на разных выборках испы­туемых: полезависимые слушатели более позитивно характе­ризовали лекторов, которых им предлагалось оценить; полеза­висимые учителя ставили более высокие академические оцен­ки своим ученикам и более снисходительно к ним относились в реальном общении.

Точность социально-перцептивных оценок зависит от многих субъективных и объективных факторов, Эксперимен­тальные исследования показали, что чем более оцениваемый человек похож на оценивающего (по полу, возрасту, социаль­ному положению, национальности, профессиональной при­надлежности и личностным особенностям), тем меньше веро­ятность ошибки при условии непредвзятого отношения к не­му. Это связано с тем, что многие представления о других лю­дях мы строим на основе аналогии с собой. Если реальное сходство велико, то этот механизм помогает формированию объективного суждения, в противном случае он нас подводит. Искажению реальности способствует предвзятость по отно­шению к объекту оценки как с положительным, так и с отрица­тельным знаком. Поэтому оценки, даваемые матерью своим детям, или взаимные оценки влюбленных редко объективны. Выбор критерия для определения точности оценок — это большая проблема для социальной психологии. В некоторых исследованиях в качестве объективной оценки, с которой сравнивается индивидуальная оценка, берется групповая оценка личности или мнения экспертов, т.е. людей хорошо знающих оцениваемого человека, однако вероятность неадек­ватности этой оценки остается достаточно большой, Для на­дежности групповая оценка, данная конкретному человеку, сравнивается с объективным замером с помощью какого-ни­будь теста. (Например, сопоставление оценки уровня интел­лекта, данной человеку окружающими, с показателями интел­лекта последнего, полученными с помощью теста Векслера.) К сожалению, в отношении социально-психологических ха­рактеристик это не всегда возможно.

Стилевой аспект социально-перцептивных оценок пред­ставлен несколькими характеристиками, которые проявляют­ся независимо друг от друга. Стиль оценивания отражает ин­дивидуальные предпочтения в способе формирования сужде­ний, хотя он может совершенно не осознаваться самим носи­телем. В большой степени он обусловлен когнитивным стилем и исследовался, как правило, в связи с ним. Стабильность оценок проявляется в неизменности или малом изменении суждений о человеке в течение некоторого времени (от неде­ли до года) и обусловлена такой личностной чертой, как низ­кая тревожность, а также хорошим знанием объекта оценки и стабильным характером отношений с ним. Стабильность оце­нок и самооценок присуща лицам с высокой поленезависимостью, которые могут выделить некоторое ядро личности парт­нера по общению и не обращать внимания на несуществен­ные отклонения в его поведении в конкретных жизненных си­туациях.

Экстремальные оценки, т.е. крайние значения шкал при оценивании окружающих, характерны для людей с так на­зываемым черно-белым восприятием, суждения которых всегда категоричны и лишены полутонов. Такие педагоги делят класс на двоечников и отличников, для них свойственны авторитар­ные методы воздействия на учащихся, причем и вне професси­ональной деятельности они склонны к крайним оценкам.

Амбивалентность социально-перцептивных оценок означает увязывание в характеристике одного и того же челове­ка как позитивных, так и негативных черт. В некотором отно­шении амбивалентность противоположна экстремальности и характерна для людей, имеющих высокую социальную компе­тентность, которая позволяет им справляться с противоречи­вой информацией об окружающих людях. Она присуща лицам с высокой когнитивной сложностью, т.е. обладающим высокой степенью аналитичности восприятия окружающего мира.

Вариативность можно определить как способность дифференцировать различные черты личности, что дает более детализированный образ оцениваемых лиц. В эксперименте, проведенном Р. Гарднером и Р. Шоном, испытуемым предлага­лось оценить степень выраженности 80 черт личности у себя и своих друзей по 100-балльной шкале. Большинство испытуе­мых пользовалось только круглыми числами (10, 50, 80 и т.д.). Но были и такие, кто ставил 71 балл или 39 баллов, стремясь к максимальной точности оценок. Это и есть проявление вариативности оценок. Р. Гарднер связывает эту особенность с поня­тийной дифференцированностью — когнитивным стилем.

Таким образом, социально-перцептивные оценки пред­ставляют собой сложное образование, включающее содержа­тельные, уровневые и стилевые характеристики. Совокупность качественных характеристик социально-перцептивных оце­нок определяется рядом факторов, среди которых на первый план выдвигаются ценностные ориентации, когнитивные сти­ли, уровень компетентности личности, ее социально-демогра­фические особенности. Кроме них на основные параметры социально-перцептивных оценок оказывают влияние много­численные качества и свойства оцениваемой личности, средовые факторы и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1.Трусов ВП. Психология межличностного влияния и оценивания! Л., 1984. С. 44.

2.Шкуратова ИЛ. Структура социально-перцептивных оценок // Эмоцио­нальные и познавательные характеристики общения. Ростов н/Д, 1990. С. 6-12.

3. Шкуратова ИЛ. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д, 1994t С. 55—66.

Наши рекомендации