XI. Психологические особенности уверенной в себе личности
Каковы характерные черты уверенной в себе личности? Что такое уверенное и неуверенное поведение? Какие объяснения формирования уверенной или неуверенной в себе личности существуют? Какие способы измерения и коррекции неуверенности в себе существуют?
61. Каковы характерные черты уверенной в себе личности?
В том или ином виде проблему уверенности в себе, доверия к себе и к своим способностям можно обнаружить практически в любой психологической теории, так или иначе касающейся психологии личности. Совершенно очевидно, что люди различаются по степени уверенности в себе. Понятие «уверенность» присутствует в большинстве языков мира, в некоторых даже встречается несколько слов для обозначения этого качества личности. Однако как психологическое понятие «уверенность в себе» (английское assertiveness, немецкое Selbstsicher-heit) появилось в учебниках психологии сравнительно недавно в связи с задачами психологической коррекции и психотерапии. Экспериментальному психологическому изучению уверенности в себе предшествовала практика «тренинга уверенности» в клиниках неврозов и в обычных больницах. Этот факт указывает на источник интереса психологов к проблемам уверенности. Практические психологи и психотерапевты в ходе своей работы обнаружили, что большинство невротических больных и большая часть обычных больных (особенно с сердечно-сосудистой патологией) в той или иной степени страдают от скованности, одиночества, от неуверенности в себе и своем будущем.
Психологи попытались обнаружить причины неуверенности в себе и найти пути коррекции, лечения или ослабления ее невротизирующего влияния. Первым серьезно занялся этой проблемой Андре Сальтер, владелец и Главный врач довольно крупной и богатой клиники неврозов в США. Начав работу с неуверенными клиентами в 40-е гг., Сальтер обобщил свой опыт и попытался дать ему теоретическое обоснование в книге «Условно-рефлекторная терапия». Опираясь на теорию И.П. Павлова, Сальтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию «тормозной» личности, не способной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей, ограниченной в самореализации И испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми. По мнению Сальтера, большинство его современников в той или иной степени страдали от такого рода нарушения нервного баланса. На основе своего клинического опыта Сальтер выделил и описал шесть характеристик здоровой, уверенной в себе личности.
1. Эмоциональность речи, что соответствует открытому (уверенный человек называет чувства «своими именами» и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться,
какое именно чувство стоит за его словами; это тем более важно, что партнер поглощен своими собственными чувствами и будет реагировать на контекст беседы), спонтанному (уверенный в себе человек выражает чувства спонтанно, т.е. в тот момент, когда они возникли) и подлинному (уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые он испытывает; он не стремится скрыть или «смягчить» проявления своих как позитивных, так и негативных чувств) выражению в речи всех испытываемых чувств.
2. Экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи, что означает ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением. (Психологи, занимающиеся изучением уверенности в себе, много внимания уделяют изучению особенностей невербального поведения уверенных в себе людей.)
3. Умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямом и честном выражении собственного мнения, без оглядки на окружающих.
4. Умение не «прятаться» за неопределенными формулировками; чаще, чем другие люди, уверенные в себе используют местоимение Я.
5. Неприятие самоуничижения и недооценки- своих сил и качеств, способность без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес.
6. Способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей.
Несколько позже Джозеф Вольпе, один из учеников и сотрудников Сальтера, обнаружил, что существенную роль в возникновении чувства неуверенности играет социальный страх, испытываемый человеком в определенных ситуациях. Однажды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя. Страх «вхождения» в ситуацию снижает шансы на успех, а неуспех в свою очередь усиливает страх; иными словами, страх создает почву для неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще больше подкрепляют страх. Таким образом, страх и связанное с ним поведение выучивается, автоматизируется, поддерживается и воспроизводится, распространяясь на смежные социальные ситуации. Социальный страх проявляется в самых различных формах и в самых разных ситуациях: страх критики, страх быть отвергнутым, страх оказаться в центре внимания, страх показаться неполноценным, страх начальства, страх новых ситуаций, страх предъявлять претензии или не суметь отказать в Требовании, Страх не суметь сказать «нет». В той или иной степени эти страхи, конечно, присутствуют в психике любого человека. Проблема неуверенных в том, что у них социальный страх становится доминирующим чувством, блокирующим их социальную активность. Позже немецкие психологи Рита и Рюдигер Ульрих в сложном эксперименте с использованием факторного анализа обнаружили, что чувства вины и стыда также играют существенную роль в возникновении неуверенности наряду с дефицитом навыков социального поведения.
К началу 70-х гг. сформировалось представление об уверенности как о комплексной характеристике человека, включающей в себя эмоциональные (страх и тревожность), поведенческие (дефицит навыков социального поведения) и когнитивные компоненты. Но общепринятого определения уверенности в себе на сегодняшний день не существует. Большинство зарубежных психологических словарей ограничивается описанием различных подходов к уверенности.
Одним из самых часто используемых определений уверенности в себе является определение, данное Рюдигером и Ритой Ульрих. Под уверенностью в себе они понимают способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Кроме того, к уверенности относится способность разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (социальный страх и заторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки),
В представлении В. Вендландта и Х.В. Хеферта неуверенность в себе проявляется на самых разных этапах процесса регуляции поведения — при постановке цели поведения, при планировании действий, при выполнении действий, а также в результатах действий и в их оценке, Они обозначили неуверенность как состояние, которое возникает, если «нарушается» привычный или запланированный ход деятельности или что-то происходит непривычным или незапланированным образом. Такого рода нарушения чаще всего вызываются неясными формулировками целей поведения, неполноценными планами поведения, нереалистичными притязаниями, неверной оценкой результатов действий, неумением использовать позитивные последствия в качестве «подкреплений» и недостаточной коррекцией планов поведения на основе результатов совершенных в прошлом действий,
Р, Зигмунд, подчеркивая ключевую роль самооценок в уверенном поведении, показывает, что социальный страх при определенных условиях провоцирует некоторые негативные самовербализации («Я с этим не справлюсь...», «Это выше моих сил» и т.д.). Внимание концентрируется на этих установках и тормозит уверенное поведение. Появляющееся вследствие этого переживание неуспеха закрепляется. В случае недостатка навыков возникает ситуация неуспеха, негативный опыт снижает доверие к себе, что в свою очередь вызывает неуверенность. Прошлый опыт также определяет способ оценки себя. Человек задает себе вопрос: как я выгляжу, как я хотел бы выглядеть, как, предположительно, меня воспринимают другие. Неуверенность в себе возникает как следствие негативных оценок, «нарушенного образа себя», собственные достижения недооцениваются в сравнении с другими. В результате индивид начинает привычно негативно оценивать себя, свои достижения, способности и цели. Неуверенность характеризуется также недостаточно ясными формулировками намерений; неполными планами действий; негативной оценкой результатов действий, приводящих к возникновению «дефектных» или «дефицитных» стереотипов поведения. Таким Образом, по мнению Р. Зигмунда, установки по отношению к собственной персоне, самовербализации и самооценки человека решающим образом влияют на поведение человека, формируют тип уверенного или неуверенного поведения.
Так, уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Основой для формирования такого рода оценок служит достаточный поведенческий репертуар, позитивный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных целей1 (Удовлетворения потребностей). Для формирования уверенности в себе важен не столько объективный жизненный успех, статус, деньги и т.д., сколько субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки со стороны значимых людей. Позитивные оценки наличия, «качества» и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение. Однако позитивные оценки собственного поведенческого репертуара предполагают наличие некоторого поведенческого «фундамента» этих оценок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ромек ВГ. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1996. Вып. 1. С. 132— 138.
2.РудеСтаам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990. С. 291—307.
62. Что такое уверенное и неуверенное поведение?
Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности она стремится в максимально возможной степени избегать любых форм личного самопроявления. Любая форма презентации личных мнений, достижений, желаний и потребностей для них либо крайне неприятна (вследствие чувств страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках их системы ценностей и представлений. В реальности, конечно, мы чаще всего имеем дело со сложной комбинацией и взаимозависимостью этих трех факторов, в совокупности приводя щей к отказу от личного и личностного участия в социальной жизни. Налицо отказ не только от активных действий по достижению некоторых целей, но и 6т этих целей как таковых, отсутствие веры в себя и реальность осуществления собственных намерений.
В современной психологии наиболее детально исследована «поведенческая» основа уверенности в себе. Изучая причины неуверенности в себе, Арнольд Лазарус предположил, что причиной неуверенности в себе может быть недостаток способов поведения, которые должны обеспечивать полноценное овладение социальной реальностью, ригидность и неадаптивность небольшого количества поведенческих альтернатив. Недостаток поведенческих альтернатив, навыков поведения Лазарус назвал «дефицитом поведения» и основой уверенности в себе предложил считать его отсутствие. Лазарус выделил четыре группы навыков, которых» по его мнению, достаточно для полноценной жизнедеятельности, а следовательно, и для уверенности в себе. Согласно А. Лазарусу, взрослый человек должен обладать: способностью открыто .говорить о своих желаниях и требованиях; способностью сказать «нет»; способностью открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; способностью устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор.
Наличие этих навыков является необходимой, но еще недостаточной предпосылкой уверенности в себе. Анализируя особенности уверенного в себе поведения, психологи столкнулись С проблемой определения тонкой грани между уверенностью и агрессивностью. Некоторые из них, например Дж. Вольпе, вообще не видели разницы между ними, и более того, в качестве метода коррекции неуверенности практиковали тренинг напористого и агрессивного самоутверждения. Другие (А. Ландж и П. Якубовски) считали, что уверенность представляет собой нечто среднее между агрессивностью и неуверенностью, имеющее ясные отличия как от одного, так и от другого. Третьи утверждали, что агрессивность и неуверенность по сути являются двумя различными формами проявления отсутствия уверенности, при которых нереализованная во внешнем взаимодействии энергия, вызванная актуализацией некоторых потребностей, либо переносится внутрь самого организма и приводит к аутодеструкции (чаще всего к невротизаций), либо оборачивается против других и приводит к неоправданной агрессивности.
Но большинство авторов считает, что агрессивность И неуверенность представляют собой два разных свойства личности. Это подтверждается, в частности, очень низкими корреляциями по шкалам агрессии и уверенности в себе. Высокая степень уверенности и агрессивности могут совпадать, если агрессивными действиями человек легко и надежно достигает осуществления своих потребностей и не видит никаких негативных побочных эффектов. В этом случае агрессивность должна пониматься как еще одна индивидуальная черта личности наряду с уверенностью.
Точно также могут сосуществовать неуверенность и агрессивность, если в репертуаре поведения человека присутствует лишь агрессивное поведение. Даже если агрессивность ничего не приносит, человек продолжает вести себя агрессивно всегда, когда, преодолевая неуверенность, он все же решается на что-либо. Но чаще всего уверенные в себе люди крайне редко бывают агрессивны, поскольку для жизни, которая их устраивает, вполне достаточно неагрессивных действий.
Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей. Методология анализа невербального поведения в ситуациях, вызывающих затруднения в общении, хорошо разработана в отечественной психологии и создает надежную базу для дальнейших исследований. Назовем лишь наиболее четкие отличия уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Уверенные в себе люди говорят громко и ясно, но никогда не переходят на крик, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят собеседника глазами», всегда выдерживают оптимальную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. На словах (в вербальной плоскости) они открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «я», не боятся выражать личное мнение. Оскорбления, упреки, обвинения редко можно услышать от уверенных в себе людей. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица.
Нельзя сказать, что эти особенности формируются сами собой или же что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, т.е. во взаимодействии с другими людьми и социальным окружением.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лабунская ВА. От проблемы затрудненного общения к постановке проблемы «субъект затрудненного общения» // Психологический вестник РГУ. Ростов н/Д, 1997. Вып. 2. Ч. 1. С. 24-41.
2.МайерсД. Социальная психология. СПб., 1997. С. 234,499—502.
3.РамекВГ. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1996. Вып. 1. Ч. 2. С. 138—146.
4.Эмоциональные и познавательные характеристики общения. Ростов н/Д, 1990. С. 80—90.
63. Какие объяснения формирования уверенной или неуверенной в себе личности существуют?
Относительно причин возникновения неуверенности в себе существует несколько взаимодополняющих объяснений. Самое простое объяснение следует из теории «обучения на моделях» Альберта Бандуры. В соответствии с этой теорией новый репертуар навыков агрессивного, уверенного или неуверенного поведения возникает как результат подражания — копирования ребенком тех стереотипов поведения, которые он имеет возможность наблюдать. Родители, родственники, друзья служат моделями для копирования. В результате уверенная, агрессивная или неуверенная в себе личность возникает как некий слепок образцов поведения, доминирующих в среде, окружающей ребенка.
Другим, не менее популярным объяснением неуверенности можно считать теорию «выученной беспомощности» Мартина Селигмана. Он предположил, что на формирование личности ребенка влияют не только «модели», служащие для копирования, но и реакция родителей, а шире — всей окружающей социальной среды — на то или иное поведение ребенка. Эта обратная связь позволяет (или не позволяет) ребенку соотнести разные стереотипы социального поведения с реакциями социальной среды. Характер связи между образцами поведения ребенка и реакцией окружения (поведением родителей) определяет позитивное, здоровое или нарушенное развитие ребенка. Во втором случае может возникнуть так называемая выученная беспомощность. Селигман определяет беспомощность как состояние, возникающее в ситуации, когда внешние события от нас не зависят и мы ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить, Чувство беспомощности возникает тогда, когда внешние события протекают совершенно независимо от наших произвольных действий (объективные условия беспомощности) или же если нам кажется, что они протекают независимо от нас (субъективные условия). В результате сопряжения во времени активных произвольных действий и неконтролируемых последствий возникает печальный результат — теряется мотивация к любым действиям, предполагающим изменения во внешней среде.
Итак, выученная беспомощность возникает тогда, когда ребенок либо вообще не получает никакого отклика на свои действия (например, ситуация детского дома, где внимание воспитателей распределено на большое количество детей); либо получает однообразную негативную («все равно накажут») или однообразную позитивную («маменькин сынок») обратную связь.
Еще одним объяснением неуверенности может быть отсутствие или недостаток веры в эффективность собственных действий. Низкая самоэффективность возникает в результате массированных негативных оценок со стороны близких людей и учителей, которые впоследствии видоизменяются и преобразуются в негативные самооценки собственных намерений и возможностей. Эти негативные самооценки, с одной стороны, блокируют социальную инициативу, а с другой — вызывают негативные (неприятные) эмоции.
Из приведенных объяснений причин неуверенности не следует, что уверенность в себе заложена, так сказать, от рождения. Ребенок появляется на свет с некоторыми задатками и способностями, возможно, с некоторыми физическими или психическими недостатками. Эти задатки, способности и недостатки облегчают или усложняют задачу социализации, но не определяют прямо и непосредственно формирования уровня уверенности в себе. На начальном этапе социализации в формировании уверенности играет свою роль множество факторов, но в первую очередь,— разнообразие возможностей приобретения (копирования, обучения) новым социальным навыкам и разнообразие адекватной и непосредственной реакции на эти навыки социального окружения. В противном случае имеет место «негативный» вариант *- формирование неуверенности. Социальная среда, в которой рождается будущий неуверенный в себе человек, крайне бедна впечатлениями и однообразна. Репертуар навыков; которые доступны наблюдению и копированию, очень ограничен. Социальная среда, реакции родителей или воспитателей также однообразны и преимущественно негативны. Достижения и успехи в овладении этой средой не очевидны, Отрицаются или подвергаются критике. Негативная обратная связь (или полное отсутствие обратной связи) постоянно вызывает переживание неуспеха. Негативные самооценки и ожидания неуспеха становятся привычными способами внутреннего диалога и приводят к отказу от собственной инициативы в овладении новыми сторонами реальности, к пассивности и несмелости в осуществлении своих намерений. В результате неуверенный человек достигает в жизни меньшего, сама жизнь, любая форма активности у него сопряжена с массой негативных переживаний, которые в свою очередь сказываются на здоровье самого человека и его близких. В более широком контексте обществу или организации, в которой живут и работают неуверенные в себе люди, недостает инициативы его членов. В таком обществе или организации доминируют застойные явления, слишком много энергии тратится на бесполезные обсуждения и сомнения. Разумная кооперация людей для осуществления общих намерений не возникает, каждый живет в рамках собственного (достаточно болезненного) мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997- С. 7 5—79.
2, Зелшман М. Как научиться оптимизму. М., 1997. С. 10—113.
64. Какие способы измерения и коррекции неуверенности в себе существуют?
Существует достаточно много способов измерения уверенности в себе. Практически весь инструментарий психологии получил применение в исследовании уверенности: наблюдение в естественной среде, стандартизованное наблюдение, различного рода эксперименты, тесты, Зарубежными психологами разработано более 20 тестов для измерения тех или иных (но чаще всего поведенческих) аспектов уверенности,
В практических целях для быстрой оценки степени уверенности в себе можно использовать показатели фактора Н из 16-фактррного теста Р. Кэттелла, шкалу самоуверенности из методики исследования самоотношения СР. Пантелеева или шкалу общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ёрусалема (эта шкала также хорошо подходит для кросс-культурных исследований — существует 17 ее согласованных национальных форм), Далее можно обратиться к вопросам теста Ратуса, но только для знакомства; тест очень популярен в США, но не адаптирован для России1.
Для самодиагностики уровня уверенности в себе можно использовать тест уверенности в себе, дающий оценки по трем шкалам — общей уверенности в себе, инициативы и социальной смелости. Получившим по всем этим шкалам 1—3 стандартных балла мы рекомендовали бы попробовать устранить неуверенность одним из описанных ниже способов.
Тест уверенности в себе
Обработка теста
«Сырые» значения по шкалам теста получают простым суммированием баллов по всем вопросам шкалы. Суммируются значения, получаемые по табл. 1.
Таблица 1.
Ответ на бланке | По прямым вопросам | По «обратным вопросам» ( отмечены буквой r в табл 2) |
Левый | «1» | «3» |
Средний | «2» | «2» |
Правый | «3» | «1» |
К каждой шкале относятся 10 следующих вопросов:
Таблица 2
Шкала | Вопросы теста |
Уверенность в себе | Зг; 6г; 9г; 12г; 15г; 18г; 21; 24r; 27; 30 |
Социальная смелость | 2; 5г; 8; 1 1; 14; 17; 20; 23; 26; 29 |
Инициатива в социальных контактах | 1; 4; 7; 10; 13; 16; 19r; 22; 25; 28 |
Полученные суммы служат для сравнения с показателями других тестов или с нормами, приведенными в таблице. 'На основании норм можно Также пересчитать «сырые» значения в стандартные по табл, 3:
Таблица 3
Шкала | Стандартные значения (стэны) | |||||||||
Уверенность в себе | 10-13 | 14—15 | 16-17 | 18-20 | 21-22 | 23-24 | 25—26 | 27-28 | ||
Социальная смелость | 10-13 | 14-15 | 16—18 | 19-20 | 21-22 | 23-24 | 25-26 | 28-29 | ||
Инициатива в социальных контактах | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 18--20 | 21-23 | 25-26 | 27-28 | 29-30 |
Лучше всего, конечно, не создавать условий для возникновения неуверенности, повышать уровень психологической грамотности родителей и воспитателей. Имеет смысл также соответствующим образом оснащать дошкольные учреждения и школы, с раннего детства достойно вознаграждать сложные, полезные Для общества виды деятельности, инициативу и нововведения. Нужно поощрять или, по меньшей мере, позволять, разнообразие личных и личностных проявлений в той мере, в какой это не вредит личным проявлениям других, Все эти меры в большой степени могут обеспечить раннее предотвращение неуверенности, что полезно для общества и каждого конкретного человека, Возможно, поэтому разработка и публикация программ тренинга уверенности в себе в самых разных вариантах — для детей, взрослых, родителей с детьми, супружеских пар, небольших организаций и т.д. — и подготовка соответствующих специалистов поддерживаются в финансовом и организационном плане правительствами и профессиональными организациями психологов и педагогов многих стран мира.
Опыт коррекции неуверенности б достаточной степени обобщен, его эффективность, медицинская и социальная безопасность теоретически и практически многократно проверены Можно назвать несколько способов такого рода коррекции.
Хорошие результаты дает систематическая работа над собой, В последнее время появилось много литературы теоретического и практического характера, где помещено описание способов, с помощью которых можно избавиться от присущего вам чрезмерного волнения, страха в определенных социальных ситуациях, Разобравшись с сутью своих затруднений, можно попробовать на себе и затем целенаправленно тренировать уверенные образцы поведения, Если этот путь почему-либо невозможен или для вас неэффективен, примените другой способ— запишитесь в группу тренинга уверенности и вместе с «товарищами по несчастью» тренируйте необходимые навыки, одновременно привыкая к новым способам оценки собственных действий и спокойствию в стрессовых ситуациях. Обычно этот путь достаточно эффективен. Большую позитивную роль играет новый опыт социального взаимодействия и влияние группы, Знания об условиях формирования уверенности в себе вы можете применять в воспитании собственных детей, в профессиональной педагогической деятельности, в общении с другими людьми,
литература
1. Альберты Р., ЭммонсМ. Самрутверждающее поведение. СПб., 1998. С 190.
2ЛннекенГ. и др. Тренинг уверенности и контакта в группе. Ростов н/Д, 1992. С. 61.
3. Зелигман М. Как научиться оптимизму. М,, 1997. С. 318—407.
4.МайерсД. Социальная психология. СПб., 1997. С 220—221.
5.Ромек ДГ. Проблема диагностики уверенности в зарубежной психологии (методом стандартизированного наблюдения) // Психологический вест-Ник. Ростов н/Д, 1997. Вып. 2. С. 419—439.
6. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990. С. 291-307