Какие подходы к построению периодов развития личности существуют в зарубежной психологии?

В зарубежной психологии принято выделять относительно самостоятельные направления развития (физическое, половое, умственное, нравственное, социальное), которые в интегрированном виде дают представление о целостном развитии личности, В наши дни в западной психологии обычно выделяют четыре больших жизненных периода: пренатальный (внут­риутробный), детство, отрочество и взрослость (зрелость). Каждый период делят на стадии, имеющие свои характерные особенности.

Среди теорий периодизации умственного развития наи­более авторитетной остается концепция Ж. Пиаже. Согласно этой теории, развитие интеллекта происходит по мере вызревании , я различных интеллектуальных структур мозга, что обусловливает три основные стадии интеллектуального развития ребенка; сенсомоторное развитие, стадия конкретных опера­ций и стадия формальных операций. По теории А. Валона, ав­торитетного исследователя проблем развития личности, важен не только уровень функционирования познавательной сферы, но и взаимодействие между индивидом и окружающей егo социальной средой.

По мнению многих зарубежных авторов, умственное развитие личности тесно связано с нравственным развитием. Это мнение отражено в ряде концепций, в которых внимание Сосредоточено на периодизации развития нравственного сознания личности. Так, автор одной из наиболее известных концепций, Л. Кольберг, выделяет три стадии нравственного развития: преднравственную психику, конвенциальную и постконвенциальную психику, рассматривая в целом нравствен­ное развитие как эволюцию от эгоистических мотивов поведения к мотивам поведения, продиктованным инстанциями совести и представлениями о справедливости.

Представления о периодизации развития личности связаны с теоретической ориентацией того или иного исследователя: бихевиористской, психоаналитической или гуманистической.

Представители бихевиористской ориентации понимают личность как некий результат взаимодействия между индиви­дом и средой, зависящий от особенностей поощрений и нака­заний со стороны социальной среды за поведение личности.

Родоначальник психоаналитической ориентации 3. Фрейд полагал, что развитие личности совпадает с психосексуальным развитием человека, а показателями становления каждого из выделенных им этапов возрастного развития он считал ос­воение проявления либидо, характерного для каждого возраста (оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная стадии).

В рамках социального психоанализа наибольшее распро­странение получила теория Э. Эриксона, где представлены этапы психосоциального развития личности и этапы ее соци­ализации. В основу выделения этапов Эриксон положил не просто принцип возрастных границ, а свое представление о том, что критерием развития личности и ее перехода от од­ной стадии к другой выступает так называемая психосоциаль­ная идентичность (тождественность), под которой он пони­мает итоговое, интегрирующее свойство личности. Становле­ние каждой стадии связано с переживанием кризиса возраст­ного развития, в результате которого появляется новообразо­вание, обусловленное условиями общения индивида с его со­циальным, окружением и его готовностью к тому или другому типу общения. Появление новообразования рассматривается Эриксоном как решение некоторого потенциального проти­воречия, как выбор из двух возможностей, одна из которых бу­дет вести к прогрессу личности, а другая — к ее регрессу. Им было выделено восемь стадий развития; на первой происходит выбор между доверием и недоверием к миру; на второй проис­ходит либо становление автономии, либо при чрезмерном внешнем контроле возникновение сомнения в себе, сопро­вождающееся чувством стыда; на третьей — выбор между ини­циативой или чувством вины; на четвертой — ориентация на работу или возникновение чувства неполноценности; на пя­той — идентификация или спутанность ролей; на шестой — поиск близости с близкими или изоляция; на седьмой — чувство сохранения рода, интерес к воспитанию детей (генеративность) или стагнация межличностных отношений, ориента­ция лишь на себя (застой); на восьмой — достижение цельнос­ти личности или отчаяние от страха смерти и невозможности прожить жизнь заново.

В русле гуманистической психологии развитие человека рассматривается в связи с его собственной природой и по­требностями. Они детерминируют ход развития личности. Эта основная идея составила основу теории самоактуализации А. Маслоу. По его мнению, развитие человека происходит под влиянием удовлетворения потребностей разного уровня сложности. Для появления и развития потребностей более вы­сокого уровня необходимо, чтобы были наиболее полно удов­летворены потребности более низкого, примитивного поряд­ка (физиологические потребности, а также потребности в без­опасности и любви), Лишь таким способом человек приходит к потребности в самоуважении и к высшей потребности — по­требности в самоактуализации, которая становится источни­ком наиболее полного развития всех личностных интенций, заложенных в человеке от природы.

В подходе, предложенном К. Роджерсом, высшим уровнем развития личности также является возникновение потребнос­ти в самоактуализации. По его мнению, у человека также силь­но развита потребность в самоуважении. Реализация этой по­требности часто вступает в противоречие с требованиями, ко­торые предъявляют к личности окружающие, вследствие чего человек начинает чувствовать разлад между идеальным представлением о себе и своим реальным Я, что приводит к возник­новению отчуждения человека от своей подлинной сущности. По мнению К. Роджерса, личность будет гармонично разви­ваться лишь в том случае, если ее реальное Я будет конгруэнт­но его собственным мыслям, чувствам, переживаниям и пове­дению, которые не надо скрывать от окружающих.

К гуманистически ориентированным теориям развития личности можно отнести и широко известную на западе тео­рию развития личности, предложенную Ш. Бюлер и получив­шую название теории интенциональности. В ее основе лежит идея развития интенций (намерений, целей), заложенных в личности; интенциональность проявляется в способности личности ставить жизненно значимые цели и самостоятельно делать выбор. На основе этих положений Бюлер разработала собственную периодизацию развития личности, в которой вы­делены пять фаз жизненного цикла. Первая фаза длится до 15 лет и характеризуется отсутствием самостоятельных целей. В этот период развиваются умственные и физические способности. Вторая фаза длится до 2 5 лет; в данный период про­исходит осознание своих потребностей и способностей, а так­же выбор профессии и партнера. Третья фаза — от 25 до 45 лет — считается фазой зрелости; в этот период происходит расцвет интенциональных возможностей, стабилизируется профессиональная деятельность и семейные отношения. На четвертой фазе (45—65 лет) человек подводит итоги сво­ей жизни и переосмысливает успехи и неудачи. И наконец, на последней, пятой фазе (65—70—75 лет) прекращается преследование целей, которые были поставлены, и человек стремится к целостному осмыслению своей прожитой жизни. Таким образом, в зарубежной психологии представлены различные концепции периодов развития личности, опреде­лены критерии этапов становления личности, указаны возра­стные, психологические, социально-психологические и соци­ологические границы развития личности.

ЛИТЕРАТУРА

1.АнцыферЬва ЛИ. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона//Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 212—243-

2.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С, 79-102.

3.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 100—152.

4.Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1992. Ч. 2. С. 7—45.

Наши рекомендации