IV. Периоды развития личности и ее возраст
Как понимается в психологии возраст личности? Каким образом взаимосвязаны психическое развитие личности и ее основная деятельность? В чем суть основных положений концепции развития личности А.В. Петровского? Что такое развитие личности с точки зрения антропологической психологии? Какие подходы к построению периодов развития личности существуют в зарубежной психологии? По каким критериям можно определить психологический возраст личности?
20. Как понимается в психологии возраст личности?
Традиционно периоды развития личности рассматриваются в психологии в связи с изменением ее возраста. Но ответ на вопрос «что такое возраст в психологии?» не так уж прост. В психологической науке существуют различные точки зрения по поводу возраста и критериев возрастной периодизации. Чаще всего возраст определяется как длительность существования того или иного тела, материальной системы и т.п. Возраст отдельного организма считается одной из его интегральных характеристик, измеряемых масштабом средней продолжительности жизни индивидов данного вида. Но понятие возраста не сводится только к длительности существования индивида. Б.Г. Ананьев выделял другое свойство возраста: его однонаправленность, одномерность, необратимость,
Итак, понятие «возраст индивида» является сложным понятием и соединяет по крайней мере два свойства времени: длительность существования (исчисляемого с момента рождения) и определенность фазы становления — периода развития индивида. Д.С. Выготский определял возраст как относительно замкнутый период развития, имеющий собственное содержание и динамику, поэтому принято выделять хронологический возраст и психологический возраст как два разных, не совпадающих понятия.
В психологической науке до последнего времени ведется дискуссия относительно метрических характеристик, оценки продолжительности жизненных промежутков, фаз жизни личности. При построении различных периодизаций возрастного развития наибольшие споры всегда касались критериев выделения различных возрастных фаз. Причиной этого служило то обстоятельство, что часто критериями выделения возрастных фаз в одной и той же периодизации в одних случаях являлись биологические признаки, а в других — социокультурные или социально-педагогические. Например, в распространенной классификации Дж. Бирренома (1964) учитывается продолжительность каждого из отрезков жизненного пути человека. Она включает следующие фазы: 1) младенчество (0—2 года); 2) преддошкольная (2—5 лет); 3) детство (5—12 лет); 4) юность (12—17 лет); 5) ранняя зрелость (17—25 лет); 6) зрелость (25—50 лет); 7) поздняя зрелость (50—75 лет); 8) старость (75—... лет). В этой и подобных ей классификациях выделяются одни возрастные этапы на основе признаков биологического созревания организма, а другие, например дошкольный период, на основе социально-педагогического, культурологического критерия.
Более фундаментальная классификация возрастов, ставшая на Западе классической, предложена Д. Бромлей (1966). В основание своей классификации она положила результаты сравнительного изучения возрастных характеристик развития интеллекта, эмоционально-волевой сферы, мотивации и социальной динамики личности. В ее классификации собственно возрастом является длительность той или иной стадии жизни, которых она насчитывает шестнадцать. В свою очередь стадии являются основными моментами общих циклов человеческой жизни, к которым она относит эмбриогез (внутриутробное развитие), детство, юность, взрослость, старение, старость. Метрически она оценивает не эти общие циклы, а составляющие их стадии- Первый цикл включает четыре стадии: внутриутробный период со сменой последовательных состояний (зигота — эмбрион — зародыш — рождение). Второй цикл — детство; он имеет три стадии: младенчество (до 18 месяцев), преддошкольное детство (до 5 лет), раннее детство (до 11 — 13 лет). Третий цикл — юность; он состоит из двух стадий: половое созревание, или старшее школьное детство, ранняя юность (15—21 год). Четвертый цикл определен как взрослость; он включает три стадии: ранняя взрослость (21—25 лет), средняя взрослость (25—40 лет), поздняя взрослость (40— 55 лет). В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (55—60 лет). У пятого цикла, названного старением, имеется три стадии: отставки (до 70 лет), старый возраст (более 70 лет), окончательный возраст (болезнь и смерть). Каждой из стадий Бромлей дает определенную социальную и психофизиологическую характеристику.
В приведенных классификациях не учитывается роль конкретных исторических особенностей развития. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что периоды детства имеют историческое происхождение. Это неоднократно доказывали как зарубежные, так и отечественные исследователи, например Д.Б. Эльконин привлекал для этой цели этнографические материалы. Одни и те же онтогенетические свойства, в том числе и возрастные, функционируют с разными скоростями в зависимости от поколения, к которому принадлежит индивид. Таким образом, человек подчинен не только закономерностям биологического времени.
Человек относится ко времени. Такое отношение сообщает времени личностный статус и превращает его в собственное время личности. Оно состоит из взаимосвязи событий прошлого, настоящего и будущего. В структуру собственного времени личности входит как отражение объективных временных отношений (биологических и социальных), так и субъективное восприятие изменений, событий, переживаний. На основе субъективного и объективного отражений времени формируется целостное отношение личности к времени ее жизни. Субъективное отражение времени в масштабе значимых событий жизни человека называется психологическим временем личности. Это сложное образование, имеющее собственную структуру. В него входят: ситуативное время, биографическое время и историческое время. В ситуативном времени отражается восприятие и переживание коротких временных интервалов (в одних случаях время «летит», в других — «тянется»). Биографический масштаб времени задается временем жизни индивида в целом и является системой определенных временных представлений, концепцией времени личности. В сферу временных представлений человека включены также события, которые были до его жизни, и те, которые будут после его смерти. Этот масштаб времени называется историческим временем личности. Выделяют еще и «социальное время личности», которое связано с освоением отдельным индивидом практической деятельности, социального опыта.
Таким образом, возраст человека — функция биологического и исторического времени, И человек в целом, и временные характеристики его жизнедеятельности, его возраст, есть взаимопроникновение природы и истории, биологического, психологического и социального.
Наряду с таким понятием, как возраст, в психологии обсуждаются, широко употребляются следующие понятия: «психическое развитие», «развитие психики», «развитие личности», «развитие видов деятельности» и пр., под которыми понимается закономерная смена одних периодов развития другими. Понятие возраста сопрягается с понятием психического и личностного развития, поскольку именно выделение возрастных границ, в пределах которых происходит формирование различных новообразований психики и личности, служит одним из критериев возрастного развития в различных концепциях периодизации.
Существует несколько общепринятых концепций развития психики и личности, в основу которых так или иначе положены определенные показатели возраста. Понятия «возраст» и «развитие личности» в них сопряжены (хотя в современной психологии отсутствует единая точка зрения относительно того, что есть возраст личности и что такое развитие личности — вследствие сложности и уникальности данного явления).
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев БГ., Дворяшина МД, Кудрявцева НА. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968. С. 40—57.
2.Божович ЛИ. Личность и ее формиррвание в детском возрасте. М., 1968. С. 143-153.
3.Головаха ЕМ, Кроник АА. Психологическое время личности-. Киев, 1984 С. 60-76
4.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С. 13—22.
21. Каким образом взаимосвязаны психическое развитие личности и ее основная деятельность?
Впервые этот вопрос был поставлен Л.С. Выготским в русле культурно-исторической концепции. Он ввел исторический принцип в изучение периодов возрастного развития и показал, что единицей анализа в развитии психики ребенка выступает действие. Развитие этих идей еще в 30-е гг. продолжили выдающиеся исследователи харьковской школы: А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович и др. Проведенные ими исследования подвели к осмыслению роли деятельности в развитии человека, Позже А.Н. Леонтьев показал, что критерием периодизации психического развития является ведущая деятельность, содержание и форма которой зависят от конкретно-исторических условий развития ребенка.
В начале 70-х гг. Д.Б. Эльконин разработал концепцию периодизации возрастного развития, основанную на идее последовательной смены форм ведущей деятельности. Проанализировав все виды ведущей деятельности ребенка от рождения до юношеского возраста включительно, он разделил их на две большие группы. Первая группа состоит из тех видов деятельности, внутри которых в системе ребенок — общественный взрослый происходит освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми; к этой группе отнесены непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра и интимно-личностное общение подростков. Вторую группу составили те виды деятельности, которые осваиваются в системе ребенок — общественный предмет и направлены на усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталоны, выделяющие в предметах различные значимые стороны. Виды деятельности этой группы существенно отличаются друг от друга: манипулятивно-предметная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старших подростков. Внешне эти виды деятельности существенно различаются, но в то же время все они выступают элементами человеческой культуры. Ребенок постепенно осваивает все более сложные способы действий с самыми различными предметами культуры, в результате чего формируется более полная ориентация ребенка в предметном мире и его интеллект.
Если все виды ведущей деятельности детей расположить в соответствии с той последовательностью, в которой они становятся ведущими в разные периоды возрастного развития, то случится следующий ряд:
непосредственно-эмоциональное общение — первая группа (от рождения до года);
предметно-манипулятивная деятельность — вторая группа (от 1 года до 3 лет);
ролевая игра — первая группа (от 3 до 7 лет);
учебная деятельность — вторая группа (7 — 10 лет);
интимно-личностное общение — первая группа (11 — 14 лет);
учебно-профессиональная деятельность — вторая группа (14— 17 лет).
Таким образом, в детском развитии имеют место периоды, В которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми (на их основе развивается мотивационно-потребностная сфера личности), и периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами (на их основе формируется интеллектуально-познавательный потенциал детей, их операционно-технические возможности). Последовательно усложняющиеся виды деятельности из одной группы обязательно сменяются видами деятельности, принадлежащими к другой группе. Вслед за периодами, когда происходит преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы, закономерно следуют периоды, когда преимущественно формируются операционно-технические возможности детей, и наоборот.
Таким образом, Д.Б. Эльконин соединил процесс развития личности, понимаемый как постепенное усложнение мотивационно-потребностной сферы, с зависящим от него процессом развития и постепенного усложнения различных видов предметной деятельности, которые должен освоить человек в процессе своего становления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В б т. М„ 1984. Т. 4. С. 243-385.
2.Леонтьев АЛ. Избранные психологические произведения. М., 1983. Т. 1, разд. 3. С. 280-323.
3.ЭльконинДБ. Развитие личности ребенка // Психическое развитие в детских возрастах. М.; Воронеж, 1995..С. 101 — 142.
22. В чем суть основных положений концепции развития личности АВ. Петровского?
В середине 80-х гг. А.В. Петровский в монографии «Психология развивающейся личности» вступает в дискуссию с Д.Б. Элькониным по проблеме периодизации возрастного развития личности. Петровским был впервые поставлен вопрос о несовпадении таких явлений, как «развитие личности» и «развитие психики». По его мнению, существует специфический процесс формирования личности как особого сверхчувственного социального качества индивида, по содержанию не совпадающий с развитием психики. При этом на каждом возрастном этапе формируется целый комплекс разноплановых деятельностей и каждая из них выполняет в развитии личности свою определенную функцию. Наряду с ними особую роль в развитии личности играют противоречия в системе внутригрупповых и межгрупповых отношений, участником которых является личность. На развитие личности оказывают влияние также закономерности вхождения ее в новые группы и те изменения, которые возникают в результате динамики социальных позиций личности внутри относительно стабильной группы. Исходя из этих положений Петровский в 1987 г. создает социально-психологическую концепцию развития личности и возрастной периодизации.
Предложенная Петровским концепция развития личности базируется на идеях разработанной им стратометрической теории. Согласно ее главному принципу, межличностные отношения в группе опосредованы содержанием, ценностями и организацией совместной деятельности ее членов. Уровень развития группы является фактором развития личности в группе. Кроме идей стратометрической теории в основу концепции развития личности, предложенной Петровским, положены основные выводы концепции персонализации индивида о том, что деяния индивида ориентированы на поиск способов и средств для удовлетворения потребности быть личностью. Основным источником противоречий, задающих направление развития личности, выступают разнонаправленные тенденции во взаимодействии личности и общества, личности и группы. С одной стороны, личностная активность направлена на то, чтобы утвердить себя, свою личностность, свою индивидуальность, а с другой стороны, общность, в которую включена личность, являясь референтной для нее, принимает только те проявления личности, которые соответствуют ее целям, задачам и нормам. Источником развития личности выступает противоречие между потребностью быть личностью, утвердить себя (персонализация) и активностью, направленной на решение групповых задач и принятие групповых норм и правил. В этой связи в самом общем виде развитие личности человека Петровский представляет как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. В случае если человек входит в новую для себя, но относительно стабильную социальную общность, он проходит три фазы своего становления в ней как личность: 1) фаза адаптации, которая предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Индивид объективно попадает в условия, где надо «быть таким, как все», чтобы быть принятым данной общностью; 2) фаза индивидуализации, порождаемая противоречием между тем, что индивид стал таким, как все в группе, и тем, что не удовлетворены его потребности в персонализации, при этом поведение индивида направлено на поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности; 3) фаза интеграции личности обществе инициируется противоречиями между стремлением субъекта быть личностью и одобрением лишь тех его индивидуальных особенностей, которые соответствуют ценностям конкретной общности и способствуют успеху совместной деятельности. Если противоречие между индивидом и группой не устранено, возникает дезинтеграция, сопровождаемая либо «выталкиванием» личности из данной общности, либо ее изоляцией.
Сложный процесс развития личности еще усложняется в связи с тем, что в действительности социальная среда не является стабильной, каждый индивид на своем жизненном пути оказывается включен в общности, не одинаковые по своим социально-психологическим характеристикам, сами группы находятся в процессе развития. По мнению Петровского, личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза, характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она оказывается включена и с которой она интегрирована. На этой основе им выделяются возрастные этапы формирования личности: ранний детский (преддошкольный) возраст (0—3 года), детсадовское детство (3—7 лет), младший школьный возраст (11 — 15 лёт), старший школьный возраст (15—18 лет). На каждом этапе ребенок проходит три фазы. Например, в раннем детском возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье. Этому периоду свойственны фазы адаптации, индивидуализации и интеграции. Фазе адаптации соответствует овладевание простейшими навыками, языком, благодаря чему ребенок постепенно приобщается к социуму. Когда начинается фаза индивидуализации, ребенок начинает выделять и противопоставлять себя окружающему миру. В период интеграции ребенок начинает овладевать своим поведением, подчиняясь требованиям взрослых.
На основе своих рассуждений Петровский строит обобщенную многоступенчатую схему периодизации и выделяет в ней эры, эпохи, периоды и, наконец, фазы формирования личности. Развитие личности Петровский видит как единый, целостный этап, который включает три фазы формирования, становления личности, ее вхождения в социальную среду фазы адаптации, индивидуализации, интеграции. Эти фазы выступают как макрофазы развития личности в пределах одной эры и обозначаются как три эпохи: детство (преимущественно адаптация), отрочество (преимущественно индивидуализация), юность (преимущественно интеграция).
Итак, концепция развития личности, разработанная Петровским, учитывает закономерности становления социальной зрелости целостной личности, опираясь на идеи взаимодействия личности, ее отношений, совместной деятельности и уровня развития группы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1978. С. 38-76.
23. Что такое развитие личности с точки зрения антропологической психологии?
В антропологической психологии основным предметом исследования является изучение особенностей становления такого внутриличностного образования, как человеческая субъективность. Представители антропологической психологии высшим интегративным образованием человека считают самого человека, а именно становление, развитие в нем Собственно человеческого. В центре внимания антропологической психологии находятся закономерности процесса человекообразования, поэтому ее представители исследовали допрос периодизации возрастного развития, анализируя развитие личности с точки зрения этапов становления субъективности, т.е. субъективного внутреннего мира личности. Пионером в этой области стал В.И. Слободчиков. Он выделяет то специфическое «пространство», внутри которого родившийся ребенок только и может стать человеком. Это пространство есть «живая общность» ребенка с матерью, их совместное событие, которое и есть то, что развивается, и благодаря чему возникает сама субъективность. По мнению Слободчикова, внутри совместного бытия (события) происходит развитие индивидуальных способностей ребенка, в том числе чисто человеческая, высшая способность — способность к рефлексии, проявляющаяся в том, что он делает свои чувства, мысли, действия предметом анализа, оценки и преобразования. Поэтому именно рефлексию Слободчиков рассматривает как основополагающий механизм конструирования и развития личности в онтогенезе, рассматривая сам Процесс развития как процесс закономерно усложняющихся форм рефлексии. Результатом процесса рефлексии является становление субъективности, которая «открывается как становящаяся иерархия способов, как последовательность ступеней духовного самоопределения человека в мире и в самом себе».
Основываясь на этих положениях, Слободчиков выделяет следующие ступени развития субъективности:
1) ступень «оживления» (от рождения до одного года), на Которой возникает специфическая форма существования индивида в его единстве с жизнью матери, что и есть само событие. Признаком осуществления «оживления» является «комплекс оживления», с которого собственно и начинается личностное общение и отношение. Первую форму рефлексии Слободчиков называет полагающей рефлексией. На этом уровне происходит отделение воспринимаемого ребенком мира от его собственных самоощущений. Фактически сущность «оживления» заключается в целостном осознании собственного тела;
2) ступень «одушевления» (от одного года до б лет), в начале которой стоят два важнейших события — освоение прямохождения и речи. Освоив прямохождение, ребенок впервые попадает в единую с взрослым пространственную систему координат. Благодаря освоению речи, субъективность может стать предметом для себя самой. Ребенок впервые оказывается способным осознать себя самого в известной формуле «Я сам».
Этому уровню соответствует сравнивающая форма рефлексии, которая дает возможность ребенку опознавать себя в чувственно воспринимаемом мире. В этом возрасте ребенок
впервые начинает обосабливаться, освобождается от «совместности» со взрослым; зарождается его самость;
3) ступень «персонализации» (от 7 до 18 лет), характеризуемая формированием содержательных представлений о себе (самооценка, образ-Я и пр.). Ей соответствует становление
собственно личности;
4) ступень «индивидуализации» (от 20 до 40 лет), на которой начинается процесс духовного саморазвития. Человек становится подлинным автором своей жизни, неся персональную ответственность за собственную субъективность;
5) ступень «универсализации» (от 45 до 65 лет и более), на которой начинается кризис самости. Человек открывает свою эквивалентность Миру, что позволяет ему выйти за пределы
собственной индивидуальности и войти в область высших духовных смыслов. Это этап зрелости, понимаемый как всеобщая форма событийности человека и его мира в целом и как предельная ответственность его за этот мир.
Таким образом, представители антропологической психологии выходят за рамки понятия «развитие личности» и рассматривают закономерности процесса человекообразования сквозь призму этапов становления субъективности, т.е. субъективного внутреннего мира личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Слободчиков ВИ, Исаев ЕИ,. Психология человека. М., 1996. С. 7 ] —79.
2. Слободчиков B.И, Реальность субъективного духа // Человек. 1994. № 5. С. 21-39. ^Начала христианской психологии. М., 1995. С. 122— 138.