Принципы, задачи психологии. Психология в системе наук.
Принципы:
1. Принцип отражения раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека.
2. Принцип детерминизма объясняет причины развития психики, ее истоки.
3. Принцип развития психики, сознания в деятельности.
4. Принцип единства психики, сознания и деятельности.
5. Принцип целостного, системного подхода к пониманию и изучению психики.
6. Принцип относительной самостоятельности психических феноменов.
7. Принцип личностного подхода, учета групповой психики в изучении, понимании и формировании отдельных психических явлений.
Задачи:
1. Изучение структурных особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности.
2. Анализ становления и развития психических явлений.
3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов.
4. Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.
Психология в системе наук.
Психология имеет многогранные связи, как с естественными, так и с социальными науками.
Медицинские науки принимают во внимание наработки психологии в решении проблем здравоохранения, борьбе с заболеваниями.
Координация психологии с техническими науками важна для решения проблем инженерной психологии, эргономики, кибернетики.
Связь с общественными науками, прежде всего обусловлена тем, что психология вышла из философии.
И наиболее тесную связь психология имеет с педагогикой. К. Д. Ушинский писал, что соотношение между ними аналогично соотношению между медициной и физиологией.
Психология тесно связана с историей, экономикой, социологией, лингвистикой, литературоведением, теорией искусств, юридическими и политическими науками. На основе и под влиянием общей психологии произошло становление таких наук, как социальная психология, юридическая психология и т.д. Психология имеет связь с конфликтологией.
Житейская и научная психология.
Житейская психология – это психологические знания, которые накапливаются и используются человеком в повседневной, рутинной жизни. Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его личной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений. А научная психология опирается на эмпирические, а если быть конкретно на научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем.
Отличия:
1.Жит.психические знания конкретны они приурочены к конкретным ситуациям, людям, задачам
2. Жит.психолог. знания носят индивидуальный характер
3. Состоит в способах передачи знания и даже в самой возможности их передачи.
4. Состоит в методах получения знаний. В житейской психологии мы вынуждены ограничиться наблюдениями и размышлениями. В научн. псих.к этим же методам добиваться экспериментом.
Научная психология состоит в том, что она располагает обширным, уникальным фактическим материалом, он недоступен во всем своем объёме ни одному носителю житейской психологии.
Связь: Научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекая из него свои задачи и им же проявляется.
Категории «психика» и «сознание» в психологии.
Психика– свойство живых, высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность.
Сознание– высшая, свойственная человеку форма отражения объективных, устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира.
1. Сознание есть отношение в самой действительности, т.е. оно встроено в реальный процесс жизни людей.
2. Сознание не имеет индивидуального существования или индивидуального представительства. Оно просто есть, ни к кому-либо, и ни к чему конкретно не приуроченное.
Основные условия возникновения сознания: 1.коллективный труд; 2.речь и язык. Биологические условия: изменения головного мозга: вес, проекционные зоны, органы чувств.
Индивидуальное сознание возможно только в условиях существования сознания общественного, т.о. сознание есть отражение действительности, как бы преломленное через призму общественно выработанных языковых значений, понятий.
Отрасли психологии.
8. Методы гуманитарной психологии и психологической практики.