Психология в системе наук. Принципы , задачи и структура современной психологии.

Психология в системе наук. Принципы , задачи и структура современной психологии.

Психология- наука о закономерностях развития и функционированиях психики как особой формы жизнедеятельности. (А.В. Петровский) . Объектом изучения - человек. Предметом изучения психологии является закономерность формирования функционирования и развития психики людей и животных.

Выделяют два этапа психологических знания: 1)донаучный(размышляли) 6 век до н.э. – 17 век н.э 2) научный 17 век н.э.

В своем развитии психология прошла 4 этапа:

1)Психология как наука о душе– определение науки возникло в дохристианскую эпоху, когда наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека .(Демокрит)

2)Психология как наука о сознании– возникла в 17 веке с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать и желать назвали СОЗНАНИЕМ. Основным методом в это время было наблюдение.(Декарт, Спиноза)

3) Психология как наука о поведении– 20 век; задача – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть , а именно: поступки, реакции человека, поведение (Уотсон, Бандура, Толмен)

Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики

Вообще, история психологии как эксперементальной науки начинается в 1879 г. В. Вундт.открывает первую в Лейпциге лабораторию

Принципы психологии:

1. Единства сознания и деятельности ( психика формируется и развивается в деятельности и по внешним проявлениям можно судить о психике человека)

2. Развития –всякое психическое явление рассматривается как результат его развития ( до и после)

3. Детерминизма – обусловленность психических процессов внешними и внутренними факторами (причина)

4. Объективности – исследователь не оказывает влияния на результат исследования.

Задачи психологии:

1)Изучение качественных особенностей психических процессов ( отражение процессов объективной действительности)

2)Изучение физиологических механизмов (психические процессы)

3)Анализ психических явлений

4)Изучение объективных психологических закономерностей (свойства личности, психические процессы)

Структура психологии

Психология , как дисциплина, предполагает фундаментальный, прикладной и практический уровень.

Структура психологии предполагает 2 уровня:

1 уровеньОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ (введение в психологию, психология личности, психология когнитивных процессов)

2 уровень СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ (вся другая психология)

2.Психика, ее возникновение , стадии развития

Психика –системное свойство материи, которое заключается в активном отражении субъекта, в построении неотчужденной от него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности .

Возникновение психики в филогенезе

Вся материя, начиная от неживой и заканчивая самой сложной обладает качеством материального мира – т.е качеством ОТРАЖЕНИЯ (способность отвечать на воздействие)

Форма ОТРАЖЕНИЯ зависит от форм существования материи. Чем выше способ отражения , тем больше освобожден вид от влиянии окружающей среды.

Уровень развития органов чувств и НС определяет уровень и формы психического отражения.

Уровни развития НС:

1)Нервная сеть

2)Нервные клетки, образуют ганглии

3) Ганглии сливаясь образуют нервные клетки , кот взаимосвязаны нервными путями (тут появляются головной центр и рецепторы)

4)трубчатая НС( тут появляется головной и спинной мозг)

Таким образом революция психики выражается в совершенствовании органов чувств, выполняющих рецепторные функции.

Леонтьев выделил 3 стадии развития психики:

Характеристика неосознаваемых процессов. Неосознаваемые процессы в функционировании психики

Понятие деятельности. Психологические теории деятельности. Развитие деятельности человека.

Деятельность –это регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.

Структура деятельности :мотивы, способы и приемы, цель и результат.

Психофизика ощущений

Психофизика - это наука об измерении ощущений, изучающая количественные отношения между интенсивностью раздражителя и силой ощущения. Центральный вопрос психофизики – основные закономерности зависимости ощущений от внешних раздражителей. Ее основы заложили Э.Г. Вебер и Г. Фехнер.
Основной вопрос психофизики – вопрос о порогах. Существуют абсолютные и разностные пороги ощущения .
Установлено, что не всякий раздражитель вызывает ощущение; он может быть настолько слабым, что человек его даже не почувствует. Чтобы вызвать ощущение, раздражителю нужна минимальная интенсивность. Такая минимальная интенсивность названа нижним абсолютным порогом.
Чувствительность рецептора выражается величиной, обратно пропорциональной порогу:Е= 1/у,
где Е – чувствительность, у – пороговая величина раздражителя.
Верхний абсолютный порог – это максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.
Для различных видов ощущений пороги различны, также они различны и для различных людей. У одного и того же человека пороги ощущения также различны в разных условиях и разное время.
Но закон Вебера действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порогам величина прибавки непостоянна.
Фехнер, исходя из закона Вебера получил два ряда переменных величин – величины раздражителей и величины ощущений – и вывел закон, что ощущения растут в арифметической прогрессии, а раздражители – в геометрической. Он выразил отношение этих двух переменных в логарифмической формуле:Е=КlgУ+С,
где Е– сила ощущения, К– коэффициент пропорциональности, С – константа.
Эта формула названа психофизическим законом Фехнера – Вебера.
Пороги чувствительности сдвигаются в зависимости от отношения человека к той задаче, которую он решает.

Общие психофизические закономерности ощущений: 1) пороги чувствительности; 2) адаптация (изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к интенсивности и продолжительности воздействия раздражителя); 3) сенсибилизация (изменение, т.е. повышение чувствительности анализатора под воздействием внутренних состояний организма);4) синестезия (наложение каналов ощущений, т.е. когда раздражитель одной модальности может вызывать ощущения другой модальности); 5) контраст ощущений (повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных).

Теории памяти.

Физическая: нервный импульс проходя через определенную группу нейронов, вызывает в местах их соприкосновений электрические и механические изменения и оставляет после себя физический след. Обеспечивают вторичное прохождение импульса по знакомому пути, происходит запоминание.

Химическая: информация запоминается вследствие химических изменений в нервных клетках под воздействием раздражителей. Перегруппировка белковых молекул нейронов, молекул нуклеиновых кислот. (ДНК) считается носителем генетической памяти, а РНК — основой индивидуальной памяти.

Биохимическая:гипотеза о двухступенчатом характере запоминания. 1 ступень- в мозгу происходит кратковременная реакция, вызывает физиологические изменения. Эти изменения имеют обратимый характер; являются механизмом кратковременного запоминания. На второй биохимической — образований новых белковых веществ (протеинов). Эта стадия приводит к не обратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти. Физиологическая базируется на учении И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. В основе физиолог. Запомин. лежит условный рефлекс-образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием. Информационно-кибернетическая: появление вычислительной техники и развитием программирования, что потребовало поиска путей принятия, переработки и хранения информации машинами. Это потребовало технического алгоритмического моделирования процессов памяти по аналогии с человеческим мозгом. Психологические теории памяти:ассоциативное, гештальт-теорию, смысловую теорию памяти, теорию деятельности.

Психологические теории памяти:

Ассоциативная: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех ее элементов. Гештальт:подчркивалось структурирование материала, доведение до целостности, организации в систему при запомин.или воспроизв. Деятельностная: память как система действий, направл.на запомин,перерад и хранение.

Типы и формы памяти

Типы памяти:

По сенсорной модальности:-зрительная(визуальная) ,-звуковая(аудиальная),-вкусовая,-болевая,- моторная (кинестическая).

По содержанию:-образная(возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия),-двигательная (память на движения, на положение тела в пространстве),-моторная,-эмоциональная.

По временным характеристикам:-кратковременная (объем кратковременной памяти очень мал; для нормального взаимодействии человека со средой ее надо постоянно освобождать для поступления следующей информации) ,-долговременная (обеспечивает длительное сохранение информации),-промежуточная (обеспечивает сохранение информации в течении нескольких часов, накапливает информацию в течении для) ,

По наличию цели:-произвольная(информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов, эффективность зависит от целей запоминания),-непроизвольная(информация запоминается сама собой без специального заучивания)

По уровню развития:- моторная,-эмоциональная,-образная,-словесно-логическая .

Формы памяти:

Биологи выделяют следующие типы памяти:генетическая, иммунная, неврологическая

Развитие памяти человека

1.Проговаривайте полученную информацию

2.Создавайте образы

3.Займитесь арифметикой

4.Читайте больше книг

5.Вспомните ,что с вами было на протяжении дня

6.Учите стихи и отрывки из текста

7.Попытайтесь вспоминать самостоятельно

Ранние теории мышления.

Представители второй группы концепций на раннем этапе отождествляли мышление с логикой, рассматривая только один вид мышления - теоретическое понятийное мышление.Мышление признавалась врожденной способностью .

Внешняя речь

- Устная речь – звуковая, функция контакта

-Монологическая речь – долгое изложение мыслей либо знаний одним лицом

- Диалогическая речь - общение двух или более человека, обмен информацией между ними .

-Письменная речь-рассчитана на передачу отвлеченного содержания, которое не связано с конкретной ситуацией.

2.Внутренняя речь –беззвучно протекает как мыслительный процесс.

Теории речи:

1)Теория научения– утверждение о том, что человек обладает врожденной потребностью и способностью к подражанию. Это потребность подражать звукам.

2)Теория специфических задатков – ХОМСКИЙ. Он утверждал, что в мозге человека с рождения имеются специфические задатки к усвоению речи и ее атрибутов . Эти задатки проявляются в готовом возрасте. Данный возраст называется –сенситивным

3)Когнитивная теория – ПИАЖЕ. Развитие речи зависит от врожденной способности человека к восприятию и интеллектуальной переработке информации

Виды эмоций

+Удовольствие, восторг, радость, симпатия, любовь, нежность

-злорадство, страх, горе, тревога, гнев, тоска

Функции эмоций (адаптивная; энергетическая; оценочно-отражательная; смысловая; предвосхищающая; предвосхищающая; функция привлечения внимания; деструктивная).
1.Адаптивная. Образующаяся ассоциативная нить между негативной эмоцией и типом ситуации препятствует повторению подобных ошибок в дальнейшем. Позитивные эмоции, наоборот, фиксируют приемлемую модель поведения.
2.Энергетическая. Эмоции воздействуют на уровень электрической активности мозга, степень напряжения лица и тела, и на функционирование эндокринной системы, на кровеносные и дыхательные системы.
3.Оценочно-отражательная. Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта.
4.Смысловая. Эмоции сигнализируют о личностном смысле воздействующих на анс объекте и ситуации.
5.Предвосхищающая. Прогнозирование, предвосхищение дальнейшего развития событий
6.Привлечение внимания.
7.Деструктивная . Закон И.П. Павлова (при очень сильных раздражителям нарушения переходит в запредельное торможение)
Развитию эмоциональной сферы способствует семья, работа, обучение, круг общения, окружение. Эмоционально-волевая сфера считается центральным звеном психического развития личности.
Под эмоциональным развитием понимается:осознание своих чувств, переживаний другого человека;постепенное разграничение эмоций, чувств; расширение круга объектов.

25. Потребности. Основные подходы к рассмотрению потребностей. Виды потребностей, и их психологические характеристики.
Потре́бность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо.

Первичные потребности – физиологические, безопасность и защищенность.

Вторичные потребности – Социальные, уважение, самовыражение.

1.Физиологические (голод, жажда, половое влечение);

2.Потребность в безопасности (чувствовать себя защищенным, избавится от страха и т.д.);

3.Потребность в принадлежности и любви (принадлежность к обществу, быть признанным и принятым людьми);

4.Потребность уважения (компетентность, авторитет и т.д.)

5.Познавательные потребности (знать, уметь, понимать);

6.Этические потребности (гармония, красота и т.д.)

7.Потребность в самоактуализации (реализация целей и т.д.)

Функции современной семьи.

Функции семьи. Это сферы жизнедеятельности семьи непосредственно связанные с удовлетворением определенных её потребностей её членов. Охарактеризуем личностное и общественное значение важнейших функций семь в обществе.

1. воспитательная функция состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьей, обеспечивает социализацию подрастающего поколения;

2. хозяйственная функция заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи. В этом смысле семья обеспечивает восстановление затраченных при физическом труде сил;

3. эмоциональная функция реализуется в удовлетворении потребностей семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья;

4. функция духовного общения – эта функция проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества;

5. функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто не обладает в достаточной степени способностью строить своё поведении в полном соответствии с социальными нормами. Это касается пожилых людей, детей и тех членов семьи, которые страдают каким- либо физическим недугом;

6. сексуально-эротическая функция реализуется в сексуально эротических потребностях членов семьи, семья в этом смысле осуществляет регулирование сексуально эротической направленности поведения членов семьи, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества.

Семья повторного брака.

Повторный брак создается людьми (человеком), ранее состоявшими(-им) в брачных отношениях.

Особенности повторного брака.

Выбор осуществляется здраво, с учетом совместимости партнеров. В основе выбора лежит сознательная симпатия, а не эмоциональная восторженность.

Супруги дорожат отношениями, серьезнее относятся к своим обязанностям.

Мешает супружеству наличие психологических барьеров.

В сложных ситуациях действуют как в первом браке.

Чем старше ребенок, тем больше он препятствует браку.

Виды повторных браков

Можно выделить следующие типы повторных браков:

1. По способу прекращения предыдущих брачных отношений:

- брак, в котором хотя бы один из супругов пережил развод;

- брак, в котором хотя бы один из супругов пережил смерть брачного партнера.

2. По наличию опыта брачных отношений:

- брак, в котором один из партнеров имел опыт супружеских отношений.

- брак, в котором оба партнера имели опыт супружеских отношений.

3. По наличию детей, рожденных в предыдущих браках:

-брак, в котором ни один из партнеров не имеет детей от предыдущих браков;

- брак, в котором один из партнеров имеет детей от предыдущих браков;

- брак, в котором оба партнера имеют детей от предыдущих браков.

4. По разнице в возрасте между партнерами:

- брак, в котором партнеры являются ровесниками или один из них незначительно старше другого;

- брак, в котором один партнер намного старше другого (разница в возрасте превышает 10 лет).

Среди проблем, характерных для смешанных семей, можно выделить следующие: ролевая неопределенность; отсутствие общих традиций или норм;проблемы в установлении границ новой семьи; проблемы в установлении близких отношений с членами расширенных семей; трудности в детско-родительских взаимоотношениях, если в семью попадают дети от предыдущих браков;отягощение повторного брака проблемами, не разрешенными в предыдущем браке.

Э.Фромм

1. Братская любовь - составляет основу всех других видов любви. Это — способность уважать, заботиться, сопереживать по отношению к любому человеку — "ближнему" или "дальнему". Она особенно очевидна во взаимоотношениях с беспомощным существом.

2. Родительская любовь - в отличие от братской, предполагает определенное "распределение ролей". Материнской любви к ребенку чаще свойственна безусловность, независимость от того, как к ней относится ребенок. Отцовская же любовь — обусловленная, т.е. отличается большей требовательностью: любовь отца ребенок должен "заслужить". Сочетание безусловной материнской и обусловленной отцовской любви наиболее благоприятно для гармоничного развития ребенка.

3. Эротическая любовь - отличается от братской и родительской тем, что направлена на единственного человека и жаждет нераздельного слияния с ним. Ее легко спутать с "влюбленностью", незрелой формой эротической любви.

4. Любовь к себе — это проявление общей ориентации человека на любовное отношение ко всему. Заботясь о развитии своей личности, уважая и познавая свое "я"', мы вместе с тем развиваем в себе способность ценить другую личность. Эгоизм — это лишь незрелая любовь к себе.

5. Любовь к Богу - для человека современного западного мира — "это, в сущности, то же, что и вера в Бога..." Как считает Фромм, Бог для нынешних людей все более становится символом, в котором выражается реальность духовного мира и все то высокое, к чему стремятся сами люди. Характер любви человека к богам соответствует природе любви человека к человеку.

В теории любви А.Афанасьева существуют три вида любви:

1. Эрос – любовь по принципу противоположности

2. Агапе – любовь-эволюция, движущая партнеров от противоположности к тождеству

3. Плодотворная любовь – приводит к гармонизации личностей любящих.

Существуют чистые и множество переходных типов отношений (24 варианта), имеющих разные перспективы развития.

По мнению В.И.Мустейна выделяются три стадии любви: страстная любовь (сильное возбуждение, основана на сексе), романтическая (сконцентрирована на идеализации партнера) и супружеская (длительная связь, базируется на хорошей осведомленности).

Подростковый возраст

К этому времени ребёнок ясно понимает, что такое смерть и может очень тяжело переживать её. Обычно наступает регресс при таком сильном стрессе как потеря, их реакции могут быть больше похожи на детские. У подростков постарше смерть вызывает философские вопросы о смысле жизни. В это время они чувствуют себя неподвластными смерти, и жестокая реальность их травмирует. После встречи со смертью подростки часто становятся угрюмыми, импульсивными, склонными к неоправданному риску. Для взрослых важно понять, что они играют решающую роль в будущей жизни ребенка после тяжелой утраты. Когда взрослые помогают ребенку пережить горе так, как они помогают себе, на детской душе не остается шрамов.

Мужское горе имеет свои характерные особенности. У мужчин переживание утраты бывает подавленным, они «держатся», не выдают своих эмоций, но они могут проявляться во сне, в неожиданных слезах, когда что-то напоминает о ребёнке, в приливе нежности к детям. Также, мужчина склонен подавлять свои депрессивные настроения большей активностью и рационализацией.

Женщиныпроявляют больше эмоций, пользуются большим сочувствием окружающих. У многих женщин переживание горя подтекает очень интенсивно, оно часто сопровождается чувством вины, неуверенностью в себе, имеет тенденцию трансформироваться в тревожное депрессивное расстройство. Горе женщины может стать патологическим и тогда у некоторых женщин наблюдаются невротические реакции, это может потребовать психотерапевтическое вмешательства.

Насилие в семье.

Теория социального научения подчеркивает роль ближайшего окружения, которое стимулирует развитие в мужчине склонности к насилию. Эта теория получила развитие в работах М. Кауфмана. Исследуя происхождение насилия в современном обществе, М. Кауфман не разделяет радикальной феминисткой теории, выдвинутой в 1970-е гг. С. Браумиллер, сводившей происхождение насилия к особенностям мужской психологии. Кауфман считает, что нет никаких причин утверждать, что человеческое существо в целом (независимо от пола) не склонно к агрессии. Главное, к чему он стремится привлечь внимание - это то, что общество делает с этой агрессией. По его мнению, мужское насилие начинается с насилия по отношению к себе (запрещение мальчикам проявлять свои чувства), затем переходит на уровень отношений к женщине (так, называемая подростковая агрессивность), а затем начинает угрожать обществу в целом. Насилие при этом является компенсацией чувства безвластия и беспомощности, испытываемого мужчиной на работе или в обществе, а также - стремлением подчинить женщину своей власти, способом контроля над ней [55].

Cтруктурная теория изучения насилия обращает внимание на патриархат, ставящий любого мужчину в положение потенциального насильника. Этот подход разделяют Дж. Хирн и М. Шеллер. Дж.Хирн исследует связь мужчины с властью и контролем, анализирует мужскую культуру насилия. Автор указывает на большее количество мужчин среди заключённых и связывает причину этого с мужской склонностью к насилию, а склонность к насилию - с патриархатом. Маргарет Шелер трактует насилие в отношении женщин как следствие их женской природы. Рождаясь женщиной, и, находясь в определенных отношениях с мужчиной, женщина приобретает особый, более низкий по сравнению с ним, социальный статус. Это делает женщину уязвимой для насилия в семье.

Виды семейного насилия:

1. Супружеское насилие.

2. Насилие над детьми.

3. Насилие над пожилыми людьми.

Формы насилия.

Наиболее распространена классификация форм насилия, основанная на характере насильственных действий. Она включает: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное) и экономическое насилие (Алексеева).

Физическое насилие – это толчки, пощечины, удары кулаком, ногой, использование тяжелых предметов, оружия и другие внешние воздействия, которые приводят к болевым ощущениям и травмам.

Психологическое (эмоциональное) насилие – это угрозы, грубость, издевательства, оскорбление словом и любое другое поведение, вызывающее отрицательную эмоциональную реакцию и душевную боль.

Сексуальное насилие – вид домогательства, выражаемый в форме как навязанных сексуальных прикосновений, сексуального унижения, так и принуждения к сексу и совершения сексуальных действий (вплоть до изнасилования и инцеста) против воли жертвы.

Экономическое насилие (в семье) – единоличное распределение средств семейного бюджета доминирующим членом семьи и строгий контроль за расходом денег с его стороны.

Помимо насилия, исходящего от посторонних лиц, как особый вид выделяется семейное (домашнее) насилие.

Домашнее насилие – комплексный вид насилия. Это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, эмоционального, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Это система поведения для сохранения власти и контроля над близким человеком. 95% жертв домашнего насилия – женщины.

В теории цикла насилия выделяют три стадии, повторяющиеся в разрушительных и разрушающихся взаимоотношениях:

1) стадия нарастания напряжения,происходят незначительные случаи побоев и нарастание напряженности между партнерами.

2) стадия сильного избиения.Основное отличие между первой и второй стадиями в том, что тут обе стороны сознают: ситуация вышла из-под контроля.Только один человек может положить конец насилию – сам нападающий. Поведение пострадавшего на этой стадии ничего не меняет.

3) стадия «медовый месяц»,несет с собой период необычайного покоя и любви, внимания и даже, в некоторых случаях, покаяния.

79. Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия. 80. Психологическое сопровождение жертв насилия (детей, переживших насилие в семье). 81. Психологическое сопровождение жертв насилия (женщин-жертв домашнего насилия).

Психологическое сопровождение лиц, переживших семейное наси­лие, осуществляется в двух основных направлениях:

1. экстренная психологическая помощь при острой травме насилия и посттравматическом стрессе;

2. длительное сопровождение в процессе индивидуального консультирования и групповой работы.

Шкала травмы Дырегрова

Он различает горе и травму. Горе — нормальный процесс, а травма — процесс образования синдрома посттравматических нарушений.

Чем больше на графике характеристики ситуации смещаются вправо, тем больше риск возникновения патологического горя.

В своей жизни ребенок сталкивается со смертью прежде всего этих членов семьи. При этом ребенок заранее знает, что бабушка или дедушка уже старенькие, они скоро должны умереть, они долго болеют. В этом случае, если ребенок подготовлен заранее и не присутствует в самый момент умирания, процесс горя, как правило, протекает легче всего.

Тяжелее бывают случаи, когда ребенок в принципе знает, что бабушка или дедушка могут скоро умереть, но их смерть выступает полной неожиданностью.

И гораздо более травматичными являются случаи, когда ребенок сталкивается с насильственной смертью. Наконец, к самым травматогенным относятся ситуации, когда ребенок был вовлечен в тот несчастный случай, катастрофу или войну, которые унесли жизнь его близких, но он сам выжил.

Работа горя значительно осложняется в таком случае виной выжившего ("почему я выжил, а он погиб").

Детское восприятие того, что произошло, также сильно зависит от возраста и психологической зрелости. Более маленькое дети иногда вообще могут не понимать смысла происшедшего. Но половые различия в реакциях на то, что произошло, очевидны. Девочки легче могут говорить о своих мыслях, впечатлениях и реакциях, чем мальчики, что способствует в значительной мере их более быстрому исцелению

Психология в системе наук. Принципы , задачи и структура современной психологии.

Психология- наука о закономерностях развития и функционированиях психики как особой формы жизнедеятельности. (А.В. Петровский) . Объектом изучения - человек. Предметом изучения психологии является закономерность формирования функционирования и развития психики людей и животных.

Выделяют два этапа психологических знания: 1)донаучный(размышляли) 6 век до н.э. – 17 век н.э 2) научный 17 век н.э.

В своем развитии психология прошла 4 этапа:

1)Психология как наука о душе– определение науки возникло в дохристианскую эпоху, когда наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека .(Демокрит)

2)Психология как наука о сознании– возникла в 17 веке с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать и желать назвали СОЗНАНИЕМ. Основным методом в это время было наблюдение.(Декарт, Спиноза)

3) Психология как наука о поведении– 20 век; задача – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть , а именно: поступки, реакции человека, поведение (Уотсон, Бандура, Толмен)

Наши рекомендации