Методика оценки коммуникативных способностей педагога
Дата
Группа
Предмет Преподаватель (ФИО)
Стаж работы
п/п | Характеристики вербального и невербального поведения преподавателя | Уровни | ||||||||||||||||||
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | высший | |||||||||||||||
Речь Преподаватель говорит грамотно, убедительно, содержательно; использует яркие, необычные примеры, факты, идеи, проблемные вопросы, основываясь на личном опыте студентов | ||||||||||||||||||||
Голос С помощью голосовых интонаций и модуляций педагог проявляет эмпатию, искренность, оптимизм, доверие к студенту | ||||||||||||||||||||
№ п/п | Характеристики вербального и невербального поведения преподавателя | Уровни | ||||||||||||||||||
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | высший | |||||||||||||||
Выразительные движения Преподаватель использует так называемое помогающее поведение, т. е. широкий спектр жестов, поз, мимических реакций для проявления доброжелательного отношения ко всем обучаемым и облегчения усвоения ими учебного материала | ||||||||||||||||||||
Передвижения в пространстве аудитории В течение учебного занятия педагог передвигается по аудитории, оказывается перед студентами, за их спиной, стоит или сидит рядом со студентом и т. д. | ||||||||||||||||||||
Эмоции Проявление личного энтузиазма и положительных эмоций помогает преподавателю заражать аудиторию своей энергией, вовлекать студентов в общий процесс творчества, стимулировать их интерес к познанию нового | ||||||||||||||||||||
Воздействия Педагог изобретательно использует вербальные и невербальные средства воздействия на основные системы переработки информации студентами (оптическую, акустическую, кинестетическую) | ||||||||||||||||||||
Наблюдател ьность Преподаватель постоянно видит и слышит каждого студента, замечает и грамотно реагирует на малейшие изменения в его внешнем облике и внутреннем состоянии | ||||||||||||||||||||
№ п/п | Характеристики вербального и невербального поведения преподавателя | Уровни | ||||||||||||||||||
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | высший | |||||||||||||||
Форма поведения Преподаватель гармонично сочетает вербальную и невербальную формы поведения, стараясь ограничивать вербальную, чтобы студенты могли больше говорить на занятии сами, высказывать свои мысли, идеи, обмениваться мнениями | ||||||||||||||||||||
Виды взаимодействия Педагог использует разные приемы взаимодействия на учебном занятии: а) преподаватель — группа: педагог объясняет материал всем, задает вопросы, отвечает на вопросы студентов; б) преподаватель — студент: педагог объясняет что-либо студенту, спрашивает его, отвечает на его вопросы; в) студент — студент: преподаватель просит одного студента объяснить что-либо другому или организует совместную работу студентов в малых группах; г) преподаватель — студенты: студенты работают самостоятельно, а педагог чутко наблюдает, когда, кому и какая помощь нужна | ||||||||||||||||||||
Паузы Преподаватель организует короткие перерывы в работе студентов для обдумывания ими того или иного вопроса, подготовки к следующему заданию, для разрядки, снятия напряжения, усталости | ||||||||||||||||||||
Обработка материалов:по окончании учебного занятия оценивающий проставляет суммарный балл, определяющий уровень развития каждой характеристики коммуникативных способностей преподавателя. Выявляются порядковые структуры поведенческих тенденций, уточняется, какие характеристики доминируют, какие депревируются, какие требуют поддержки, какие — коррекции и т. д.