Анкета-тест для преподавателей

«Что я знаю о невербальных средствах

Педагогического общения»

1.Негативные мысли и фразы:

а) ослабляют наши мышцы;

б) ухудшают деятельность щитовидной железы;

в) снижают жизненную энергию;

г) все ответы верны.

Частота жестикуляции зависит от:

а) стажа работы преподавателя;

б) психического состояния;

в) темперамента и общей культуры;

г) все ответы неверны.

3. Интимная дистанция:

а) от 100 до 120 см;

б) от 30 до 45 см;

в) до 45 см;

г) все ответы неверны.

4. Официальная дистанция:

а) от 45 до 120 см;

б) от 120 до 400 см;

в) от 400 до 500 см;

г) от 500 до 750 см.

5. Дуга комфортной беседы:

а) в пределах 180—200 см;

б) 100-120 см;

в) 200-250 см;

г) все ответы неверны.

6. Разговаривать с высоким студентом, если он выше педагога,
целесообразно:

а) на расстоянии;

б) подходя к нему ближе;

в) не обращая внимания на расстояние между ним и вами;

г) все ответы неверны.

7. В ситуации эмоционального напряжения:

а) юноши держатся прямо, двигаются скованно;

б) девушки наклоняют тело вперед или назад, расслабляются;

в) число жестов у всех студентов увеличивается;

г) все ответы верны.

8. Психическое напряжение, усталость, неврозы можно обнару­
жить по:

а) скованности, сутулости, мышечному напряжению;

б) расслабленным, вялым рукам;

в) раздражительности, безразличному отношению к учебе, ра­
боте;

г) равнодушному или, наоборот, чрезмерно ласковому отноше­
нию к друзьям и близким;

д) все ответы верны.

9. Свидетельство уверенности в себе:

а) редкие, но уверенные жесты;

б) твердое рукопожатие;

в) прямая поза с развернутыми плечами и поднятой головой;

г) все ответы верны.

10. Студент заинтересованно слушает объясняющего урок препо­
давателя, когда сидит:

а) прямо;

б) склонив голову набок;

в) опустив или подняв голову;

3 — в; 4 - б; 5 - а; 6 - б;

г) все ответы неверны.
Правильные ответы: 1 — г; 2 — б;

- г; 8 - д; 9 - г; 10 - б.

Опросник для преподавателей колледжа «Невербальные характеристики общения»

Инструкция: как известно, каждый человек использует различ­ные средства для установления контакта с другими людьми. Ниже приведены неречевые характеристики нашего поведения в обще­нии. Вам предлагается выбрать из списка характеристик неречево­го поведения те, которые, как вы считаете, соответствуют опреде­ленным нормам общения с коллегами, студентами, родственниками и т. д.

Задание выполняется следующим образом:

1. На листе напишите слово «коллега», затем последовательно
читайте и выбирайте из опросника те характеристики неречевого
поведения, которые, как вы считаете, соответствуют нормам об­
щения с коллегами, и ставьте номер характеристики на опросном
листе под словом «коллега».

2. Напишите слово «студент» и выполняйте задание так же, как
в первом случае, т. е. последовательно с самого начала читайте и
выбирайте из опросника те характеристики неречевого поведения,
которые, как вы считаете, соответствуют нормам общения со сту­
дентами, и ставьте номер характеристики на опросном листе под
словом «студент».

3. Напишите слово «родственник»; можете указать, кого вы име­
ете в виду (мать, отец, брат, сестра, дети и т. д.). Выполняйте
задание так же, как в первом и во втором случаях.

4. Проанализируйте полученные результаты, определив для се­
бя, какими способами невербального общения может пользовать­
ся педагог во время контакта со студентами, не переходя границ
дистанции общения.

Список характеристик невербального поведения:

1) брать за руки;

2) обнимать;

3) целовать;

4) класть руки на плечи, шею и т. д.;

5) какие-то другие прикосновения (напишите);

6) смотреть в глаза;

7) смотреть в лицо;

8) смотреть на тело;

9) смотреть пристально; /

10) отводить глаза в сторону при встрече с глазами партнера;

11) другие характеристики взгляда (напишите);

12) скользить взглядом по другому человеку сидеть скрестив руки на груди, забросив одну ногу на
другую;

13) сидеть слегка наклонившись вперед;

14) сидеть откинувшись на спинку стула;

15) сидеть прямо, положив руки на колени, ноги вместе;

16) сидеть положив руки перед собой;

17) напряженная поза;

18) расслабленная поза;

19) наклонить голову в сторону;

20) приподнять голову вверх;

21) опустить голову вниз;

22) втянуть голову в плечи;

23) другие характеристики позы (напишите);

24) сжимать руки перед собой;

25) сжимать руки позади себя;

26) держать руки в карманах;

27) прикрывать рот рукой;

28) прикасаться к различным частям лица;

29) потирать различные части лица, туловища;

30) перекрещивать руки на груди;

31) интенсивно жестикулировать;

32) использовать жесты для того, чтобы подчеркнуть, усилить
сказанное;

33) использовать жесты для описания предметов;

34) использовать жесты для выражения отношения к другому;

35) держать руки на бедрах;

36) брать под руки;

37) другие жесты (напишите);

38) выражать радость;

39) выражать гнев;

40) выражать удивление;

41) выражать страдание;

42) выражать отвращение;

43) выражать восхищение;

44) выражать презрение;

45) выражать страх;

46) выражать любовь;

47) другие выражения лица (напишите);

48) говорить быстро;

49) говорить медленно;

50) громко разговаривать;

51) смеяться;

52) плакать.

Экспресс-опрос студентов педагогического колледжа

Инструкция: «Уважаемый студент! Вам предлагается ответить на ряд вопросов. Какому из перечисленных вариантов ответа вы отдадите предпочтение? Обведите кружком номера тех от­ветов, которые более всего соответствуют вашему мнению. В конце опроса укажите возраст, курс. Благодарим вас за искрен­ность!»

/. Невербальное поведение педагога затрудняет мое общение с ним на учебном занятии, потому что преподаватель:

1) говорит тихо, невнятно, монотонно;

2) говорит громко, но неэмоционально;

3) интенсивно жестикулирует во время объяснения материала;

4) вяло, невыразительно жестикулирует;

5) передвигается по аудитории быстро, часто меняет располо­
жение;

6) все время стоит или сидит за столом, редко пытается сокра­
тить дистанцию в общении;

7) во время передвижения по аудитории прикасается ко мне
(кладет руку на плечо, постукивает по плечу, поглаживает по го­
лове);

8) смотрит как бы поверх меня, не замечая;

9) властно относится к студентам (ко мне лично), часто ис­
пользует продолжительные паузы;

10) другое.

II. Невербальное поведение педагога облегчает процесс восприятия

учебного материала, потому что:

1) преподаватель говорит выразительно, эмоционально;

2) его жесты сопровождают объяснение, делают восприятие учеб­
ного материала понятным и запоминающимся;

3) выражение его лица соответствует словам;

4) преподаватель читает по лицу мое настроение;

5) по его интонации, мимике, жестам сразу видно отношение
к негативному или позитивному поведению студентов;

6) преподаватель находит разнообразные способы зрительного
контакта с другими студентами (со мной);

7) он видит студентов насквозь; его проницательность больше
помогает мне (другим студентам), чем мешает;

8) преподаватель использует свои жесты для установления по­
ложительных контактов со студентами;

9) другое.

///. При общении с преподавателем я стараюсь:

1) с помощью невербальных средств подстроиться под него;

2) использовать закрытые позы в общении с педагогом;

3) максимально вступать с ним в визуальный контакт;

4) по жестам, мимике, интонационной выразительности препо­
давателя понять его состояние;

6) сохранять дистанцию в общении с ним; занять позицию делового взаимодействия во время беседы с
ним;

7) принять оборонительную или независимую позицию, по­
этому сажусь подальше от него, на последние парты, или рас­
полагаюсь по диагонали, по ходу движения педагога в аудитории;

8) другое.

Задание для самостоятельной работы Составить «Банк жестов преподавателя», «Банк жестов студентов»

Критерии отбора жестов

Критерии отбора «Банка жестов преподавателя»:

1. Количество жестов.

2. Классификация.

3. Определить, какие употребляются чаще других.

4. Характеристика функций каждой группы жестов.
Критерии отбора «Банка жестов студентов педагогического кол­
леджа»:

1. Адекватность невербалики студентов как средства общения с
преподавателем.

2. Частота употребления того или иного жеста (или группы же­
стов).

3. Последовательность применения жестов и поз во время не­
посредственного контакта с преподавателем и во время активного
слушания учебного материала.

4. Постоянство применяемых жестов в ситуации педагогичес­
кого взаимодействия.

5. Соотношение между эмоциональной возбужденностью сту­
дентов и интенсивностью их жестикуляции.

Домашнее задание

Используя результаты «Банка жестов преподавателя», «Банка жестов студентов», разработайте «Советы преподавателю по техни­ке невербальной выразительности».

Наши рекомендации