Анкета-тест для преподавателей
«Что я знаю о невербальных средствах
Педагогического общения»
1.Негативные мысли и фразы:
а) ослабляют наши мышцы;
б) ухудшают деятельность щитовидной железы;
в) снижают жизненную энергию;
г) все ответы верны.
Частота жестикуляции зависит от:
а) стажа работы преподавателя;
б) психического состояния;
в) темперамента и общей культуры;
г) все ответы неверны.
3. Интимная дистанция:
а) от 100 до 120 см;
б) от 30 до 45 см;
в) до 45 см;
г) все ответы неверны.
4. Официальная дистанция:
а) от 45 до 120 см;
б) от 120 до 400 см;
в) от 400 до 500 см;
г) от 500 до 750 см.
5. Дуга комфортной беседы:
а) в пределах 180—200 см;
б) 100-120 см;
в) 200-250 см;
г) все ответы неверны.
6. Разговаривать с высоким студентом, если он выше педагога,
целесообразно:
а) на расстоянии;
б) подходя к нему ближе;
в) не обращая внимания на расстояние между ним и вами;
г) все ответы неверны.
7. В ситуации эмоционального напряжения:
а) юноши держатся прямо, двигаются скованно;
б) девушки наклоняют тело вперед или назад, расслабляются;
в) число жестов у всех студентов увеличивается;
г) все ответы верны.
8. Психическое напряжение, усталость, неврозы можно обнару
жить по:
а) скованности, сутулости, мышечному напряжению;
б) расслабленным, вялым рукам;
в) раздражительности, безразличному отношению к учебе, ра
боте;
г) равнодушному или, наоборот, чрезмерно ласковому отноше
нию к друзьям и близким;
д) все ответы верны.
9. Свидетельство уверенности в себе:
а) редкие, но уверенные жесты;
б) твердое рукопожатие;
в) прямая поза с развернутыми плечами и поднятой головой;
г) все ответы верны.
10. Студент заинтересованно слушает объясняющего урок препо
давателя, когда сидит:
а) прямо;
б) склонив голову набок;
в) опустив или подняв голову;
3 — в; 4 - б; 5 - а; 6 - б; |
г) все ответы неверны.
Правильные ответы: 1 — г; 2 — б;
- г; 8 - д; 9 - г; 10 - б.
Опросник для преподавателей колледжа «Невербальные характеристики общения»
Инструкция: как известно, каждый человек использует различные средства для установления контакта с другими людьми. Ниже приведены неречевые характеристики нашего поведения в общении. Вам предлагается выбрать из списка характеристик неречевого поведения те, которые, как вы считаете, соответствуют определенным нормам общения с коллегами, студентами, родственниками и т. д.
Задание выполняется следующим образом:
1. На листе напишите слово «коллега», затем последовательно
читайте и выбирайте из опросника те характеристики неречевого
поведения, которые, как вы считаете, соответствуют нормам об
щения с коллегами, и ставьте номер характеристики на опросном
листе под словом «коллега».
2. Напишите слово «студент» и выполняйте задание так же, как
в первом случае, т. е. последовательно с самого начала читайте и
выбирайте из опросника те характеристики неречевого поведения,
которые, как вы считаете, соответствуют нормам общения со сту
дентами, и ставьте номер характеристики на опросном листе под
словом «студент».
3. Напишите слово «родственник»; можете указать, кого вы име
ете в виду (мать, отец, брат, сестра, дети и т. д.). Выполняйте
задание так же, как в первом и во втором случаях.
4. Проанализируйте полученные результаты, определив для се
бя, какими способами невербального общения может пользовать
ся педагог во время контакта со студентами, не переходя границ
дистанции общения.
Список характеристик невербального поведения:
1) брать за руки;
2) обнимать;
3) целовать;
4) класть руки на плечи, шею и т. д.;
5) какие-то другие прикосновения (напишите);
6) смотреть в глаза;
7) смотреть в лицо;
8) смотреть на тело;
9) смотреть пристально; /
10) отводить глаза в сторону при встрече с глазами партнера;
11) другие характеристики взгляда (напишите);
12) скользить взглядом по другому человеку сидеть скрестив руки на груди, забросив одну ногу на
другую;
13) сидеть слегка наклонившись вперед;
14) сидеть откинувшись на спинку стула;
15) сидеть прямо, положив руки на колени, ноги вместе;
16) сидеть положив руки перед собой;
17) напряженная поза;
18) расслабленная поза;
19) наклонить голову в сторону;
20) приподнять голову вверх;
21) опустить голову вниз;
22) втянуть голову в плечи;
23) другие характеристики позы (напишите);
24) сжимать руки перед собой;
25) сжимать руки позади себя;
26) держать руки в карманах;
27) прикрывать рот рукой;
28) прикасаться к различным частям лица;
29) потирать различные части лица, туловища;
30) перекрещивать руки на груди;
31) интенсивно жестикулировать;
32) использовать жесты для того, чтобы подчеркнуть, усилить
сказанное;
33) использовать жесты для описания предметов;
34) использовать жесты для выражения отношения к другому;
35) держать руки на бедрах;
36) брать под руки;
37) другие жесты (напишите);
38) выражать радость;
39) выражать гнев;
40) выражать удивление;
41) выражать страдание;
42) выражать отвращение;
43) выражать восхищение;
44) выражать презрение;
45) выражать страх;
46) выражать любовь;
47) другие выражения лица (напишите);
48) говорить быстро;
49) говорить медленно;
50) громко разговаривать;
51) смеяться;
52) плакать.
Экспресс-опрос студентов педагогического колледжа
Инструкция: «Уважаемый студент! Вам предлагается ответить на ряд вопросов. Какому из перечисленных вариантов ответа вы отдадите предпочтение? Обведите кружком номера тех ответов, которые более всего соответствуют вашему мнению. В конце опроса укажите возраст, курс. Благодарим вас за искренность!»
/. Невербальное поведение педагога затрудняет мое общение с ним на учебном занятии, потому что преподаватель:
1) говорит тихо, невнятно, монотонно;
2) говорит громко, но неэмоционально;
3) интенсивно жестикулирует во время объяснения материала;
4) вяло, невыразительно жестикулирует;
5) передвигается по аудитории быстро, часто меняет располо
жение;
6) все время стоит или сидит за столом, редко пытается сокра
тить дистанцию в общении;
7) во время передвижения по аудитории прикасается ко мне
(кладет руку на плечо, постукивает по плечу, поглаживает по го
лове);
8) смотрит как бы поверх меня, не замечая;
9) властно относится к студентам (ко мне лично), часто ис
пользует продолжительные паузы;
10) другое.
II. Невербальное поведение педагога облегчает процесс восприятия
учебного материала, потому что:
1) преподаватель говорит выразительно, эмоционально;
2) его жесты сопровождают объяснение, делают восприятие учеб
ного материала понятным и запоминающимся;
3) выражение его лица соответствует словам;
4) преподаватель читает по лицу мое настроение;
5) по его интонации, мимике, жестам сразу видно отношение
к негативному или позитивному поведению студентов;
6) преподаватель находит разнообразные способы зрительного
контакта с другими студентами (со мной);
7) он видит студентов насквозь; его проницательность больше
помогает мне (другим студентам), чем мешает;
8) преподаватель использует свои жесты для установления по
ложительных контактов со студентами;
9) другое.
///. При общении с преподавателем я стараюсь:
1) с помощью невербальных средств подстроиться под него;
2) использовать закрытые позы в общении с педагогом;
3) максимально вступать с ним в визуальный контакт;
4) по жестам, мимике, интонационной выразительности препо
давателя понять его состояние;
6) сохранять дистанцию в общении с ним; занять позицию делового взаимодействия во время беседы с
ним;
7) принять оборонительную или независимую позицию, по
этому сажусь подальше от него, на последние парты, или рас
полагаюсь по диагонали, по ходу движения педагога в аудитории;
8) другое.
Задание для самостоятельной работы Составить «Банк жестов преподавателя», «Банк жестов студентов»
Критерии отбора жестов
Критерии отбора «Банка жестов преподавателя»:
1. Количество жестов.
2. Классификация.
3. Определить, какие употребляются чаще других.
4. Характеристика функций каждой группы жестов.
Критерии отбора «Банка жестов студентов педагогического кол
леджа»:
1. Адекватность невербалики студентов как средства общения с
преподавателем.
2. Частота употребления того или иного жеста (или группы же
стов).
3. Последовательность применения жестов и поз во время не
посредственного контакта с преподавателем и во время активного
слушания учебного материала.
4. Постоянство применяемых жестов в ситуации педагогичес
кого взаимодействия.
5. Соотношение между эмоциональной возбужденностью сту
дентов и интенсивностью их жестикуляции.
Домашнее задание
Используя результаты «Банка жестов преподавателя», «Банка жестов студентов», разработайте «Советы преподавателю по технике невербальной выразительности».