Анкета для преподавателей «Мое отношение к дискуссии»

Инструкция: «Уважаемые преподаватели! Вам предлагается от­ветить на вопросы открытого и закрытого типов. В первом случае желателен достаточно подробный ответ, а во втором — использу­ется система выбора ответа».

1. Какие варианты диалога используются вами на учебных заня­
тиях?

2. Для вас дискуссия — это постоянная форма организации учеб­
ной деятельности студентов или, скорее, метод обучения?

2.1. Это зависит от вида учебного занятия.

2.2. Предпочитаю импровизацию, поэтому дискуссия как метод
может в ходе занятия превратиться в форму учебной деятельнос­
ти студентов.

2.3. Другое.

3. В какой мере во время подготовки дискуссии вами учитыва­
ются специфика предмета и возрастные особенности студентов, сте­
пень их подготовленности к этому виду занятия?

4. Как вы подходите к выбору темы дискуссии?

4.1. Тема определяется в соответствии с проблематикой семи­
нарского занятия.

4.2. Тема появляется в ходе спонтанных высказываний сту­
дентов.

4.3. Все зависит от ситуации на учебном занятии.

4.4. Чаще всего тематика дискуссии определяется видом самой
дискуссии: «учебная» предполагает разработку темы заранее, а в
«спонтанной» тема появляется по ходу.

4.5. Другое.

5. Какие цели дискуссии являются приоритетными для вас?

6. Какие способы подготовки учебного материала вы используете
чаще всего сами и предлагаете студентам?

7. Используете ли вы разные виды учебной дискуссии или отдае­
те предпочтение какому-либо одному?

7.1. Предпочитаю один вид, так как он дает возможность от­работать его методику в совершенстве.

7.2.Использую разные варианты, так как это дает возможность
активизировать познавательный интерес студентов в разных на­
правлениях.

7.3.Считаю, что это непринципиально.

8. Выделите методы, которые вы применяете для:

8.1. Введения студентов в дискуссию.

8.2. Активизации их познавательной деятельности.

8.3. Развития у студентов умений выработки самостоятельнос­
ти решений.

8.4. Удержания внимания студентов на теме дискуссии.

9. Как вы руководите дискуссией?

9.1. Предпочитаю роль ведущего дискуссии.

9.2. Предпочитаю роль стороннего наблюдателя.

9.3. Предпочитаю роль активного участника дискуссии.

9.4. Считаю, что преподаватель всегда руководит деятельностью
студентов, поэтому не задумываюсь о принятии какой-либо роли.

9.5. Другое.

10. Какова ваша методика подведения итогов?

10.1.Предпочитаю подводить промежуточные итоги, суммируя
несколько точек зрения.

10.2.Чтобы усилить внутреннюю связь дискуссии, итог всегда
подводится в конце.

10.3.Другое.

11. При проведении дискуссии что вам удается лучше всего:

11.1.Настрой участников на дискуссию.

11.2.Выдвижение проблемы.

11.3.Организация диалога по ходу дискуссии.

11.4.Удержание дисциплины и соблюдение правил ведения дис­
куссии.

11.5.Подведение итогов дискуссии.

11.6.Другое.

12.Назовите причины, которые, на ваш взгляд, влияют на сни­
жение результативности дискуссии.

13.Как вы оцениваете деятельность студентов на дискуссии?

13.1.Даю оценку ответа студента сразу.

13.2.Выставляю суммированную отметку в конце дискуссии.

13.3.Предпочитаю личностную оценку типа: «Мне понрави­
лось», «Я доволен», «Я не удовлетворен вашим ответом».

13.4.Считаю, что любая оценка преподавателя может повлиять
на активность студентов в последующих дискуссиях, поэтому от
нее лучше воздержаться.

13.5.Другое.

Экспресс-опрос студентов «Мое отношение к дискуссии»

Инструкция: «Уважаемый студент! Вам предлагается ответить на вопросы. Полученные данные будут использованы для совершен­ствования технологии проведения учебной дискуссии в студенчес- Анкета для преподавателей «Мое отношение к дискуссии» - student2.ru кой аудитории. Экспресс-опрос заполняется просто: в каждом из вопросов обведите кружочком номера тех ответов (от одного до трех), которые ближе всего вашей точке зрения, или допишите свой вариант ответа. Заранее благодарим вас за искренность!» /. Дискуссия позволяет мне:

1. Выразить собственную точку зрения, позицию.

2. Развить умение слушать других.

3. Освоить приемы конструктивной критики.

4. Овладеть техникой аргументации и выработки решения.

5. Освоить приемы налаживания положительного взаимодей­
ствия.

6. Выработать умение высказываться кратко, убедительно, по
существу вопроса.

7. Снять психологические барьеры общения.

8. Проявить свою творческую инициативу.

9. Брать на себя и выполнять несвойственную мне роль.

10.Освоить методику постановки вопросов.

11.Выработать навыки ведения спора.

12.Дать выход чувствам, поделиться своими переживаниями по
поводу темы дискуссии.

13.Совершенствовать навыки работы с книгой.

14.Быть уверенным в себе.

15.Другое.

//. Во время дискуссии испытываю дискомфорт, потому что:

1. Приходится следовать правилам, которые не могу и не хочу
выполнять.

2. Нужно самостоятельно найти способы решения проблемы.

3. Не могу предугадать реакцию педагога на мой ответ.

4. Нужно высказывать свое мнение.

5. Боюсь последствий ошибок, допущенных мною во время от­
вета.

6. Я нерешительный, и мне трудно выступать перед аудито­
рией.

7. В дискуссии приходится выполнять несвойственную мне
роль.

8. Я не понимаю цели дискуссии и те задачи, которые я дол­
жен решить в ходе дискуссии.

9. Я предпочитаю работать на учебном занятии, где деятель­
ность студентов алгоритмизирована преподавателем.

10. Другое.

Домашнее задание

На основе материалов, полученных на занятии лабораторно­го практикума, а также по самостоятельно подобранной литера­туре составьте методические рекомендации преподавателю «Тех­нология организации диалогового взаимодействия на учебном за­нятии».

Комментарии к составлению методических рекомендаций

1. Следует обратить внимание на то, что взаимодействие мож­
но рассматривать как своеобразный процесс воздействия людей
друг на друга.

2. Взаимодействие — это вид отношений, выраженный в раз­
нообразных связях между партнерами по общению.

3. Учебное взаимодействие предметно, ситуативно, рефлексив­
но, многозначно.

4. Позитивное взаимодействие основывается на сотрудниче­
стве.

5. Сотрудничество проявляется в способах организации диало­
га, оценке деятельности партнеров по общению, создании атмо­
сферы доверия.

6. Диалог реализуется через беседу, дискуссию.

7. Их эффективность во многом зависит от постановки во­
просов.

8. Дискуссия предполагает спор в ходе обмена мнениями по
возникшей проблеме, который имеет определенные технологичес­
кие приемы аргументации, доказательства и конструктивной кри­
тики.

9. Для педагога в ситуации учебного диалогового взаимодейст­
вия важным является умение прекратить разговор, не обижая со­
беседника (студента).

Примерная литература для методических рекомендаций

Андреев В. И. Конфликтология: Искусство спора, ведения перегово­ров, разрешения конфликтов. - М., 1995. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. -

М., 2001.

Поваринин С. Спор: О теории и практике спора. - М., 1996. Умеете ли вы общаться / И. Н. Горелов, В. Ф. Житников, М. В. Зюзько, Л. А. Шкатова. - М., 1991.

Анализ занятия по теме 2

1.Каковы предпочтения студентов, выявленные вами в экспресс-опросе?

2. Обоснуйте причины дискомфорта, который испытывают студенты при
проведении дискуссии.

3. Сформулируйте советы по их устранению.

4. На что должен обратить внимание преподаватель при подготовке сле-

Дующей дискуссии?

5. Что нового вы узнали о технологии учебной дискуссии из анкеты пре­
подавателей?

6. Какие из предложенных педагогом методических приемов подготовки,
организации и проведения дискуссии вы взяли бы в свою «педагогичес­
кую копилку»?

7. В чем, на ваш взгляд, достоинства диалогового взаимодействия, реали­
зуемого преподавателем на наблюдаемом занятии?

8. Выделите трудности в методике дискуссии и как формы организации
учебной деятельности, и как метода обучения.

Тема 3

Невербальное поведение

преподавателя

на учебном занятии

Задана: расширение и конкретизация представлений о роли не­вербальных способов общения преподавателя и студентов на учеб­ном занятии.

Содержание работы:

1. Наблюдение учебных занятий с целью выделения стратегии
невербального поведения преподавателя и систематизация педаго­
гических жестов и способов их предъявления.

2. Беседа, анонимное анкетирование и опрос преподавателей
на предмет систематизации их представлений о способах невер­
бальной коммуникации.

3. Проведение со студентами колледжа экспресс-опроса с це­
лью определения уровня знаний по проблемам невербальных средств
общения.

4. Задание для самостоятельной работы: составление «Банка же­
стов преподавателя», «Банка жестов студента».

Вопросы для наблюдения учебных занятий

1. Можно ли считать, что преподаватель заранее спланировал
свое невербальное поведение для данного учебного занятия?

2. В какой связи находились психическое состояние препода­
вателя, студентов и их невербалика?

3. Как осуществлял преподаватель тактильное воздействие?

4. Какова реакция на него со стороны студентов?

5. Перечислите составляющие пространственной организации
общения.

6. Выделите наиболее часто употребляемые экспрессивно-выра­
зительные движения преподавателя (поза, походка, дистанция).

7. Назовите приемы визуального контакта, использованные пре­
подавателем.

8. Дайте характеристику педагогических жестов преподавателя.

9. Какие из них (коммуникативные, модальные) и в какой по­
следовательности употребляются преподавателем?

10.Как впроцессе изложения материала преподавателем был
реализован принцип конгруэнтности (совпадение жестов и рече­
вых высказываний)?

11.Опишите мимические коды эмоциональных состояний пре­
подавателя и студентов, которые вы увидели на данном занятии.

12.Сколько и какие ситуации на учебном занятии требовали
интенсивной жестикуляции преподавателя?

13.Предложите свою интерпретацию невербального поведения
преподавателя и студентов на наблюдаемом учебном занятии.

Вопросы для беседы с преподавателем

1.Ставите ли вы перед собой цель намеренного конструирова­
ния стратегии педагогического общения, в частности невербально­
го поведения, в рамках подготовки к конкретному учебному за­
нятию?

2. Во время проведения учебного занятия какие невербальные
средства общения со студентами являются для вас предпочтитель­
ными?

3. Как вы работаете над выразительностью мимики и интона­
ции при подготовке к учебному занятию?

4. Назовите наиболее эффективные, на ваш взгляд, способы ус­
тановления визуального контакта.

5. Видите ли вы «мимические коды» эмоциональных состояний
своих студентов во время учебного занятия? Как вы на них реа­
гируете?

6. Можете ли вы по невербальным признакам дать определен­
ную личностно-психологическую характеристику конкретному сту­
денту?

7. При планировании следующего учебного занятия учитывае­
те ли вы невербальный опыт проведенного?

8. Есть ли в вашем арсенале педагогических средств типичные
жесты? Что они означают для вас?

9. Возникает ли у вас во время урока ощущение, что вам ме­
шают ваши руки? Как вы справляетесь с этим?

Наши рекомендации