Комментарии по составлению справки

1. Выберите вид обобщения работы:

—показ осуществляется через наглядные средства: стенды, бук­
леты, видеозаписи учебных занятий;

—рассказ предполагает выступление перед конкретной аудито­
рией слушателей (преподаватели колледжа, студенты университе­
та, работники дошкольных учреждений);

—описание — это демонстрация опыта работы в научно-мето­
дической литературе.

2. Для систематизации материала следует начать с:

—описания замысла, который составил основу внедрения тре­
нинга как вида учебного занятия в учебно-воспитательный про­
цесс колледжа (преподавателя);

—выделения системы условий, позволяющих реализовать этот

замысел;

—раскрытия технологии применения тренинга в рамках кон­
кретного учебного предмета (группы предметов) конкретным пе­
дагогом;

—определения пределов применимости обобщенного опыта (на
уровне начинающего специалиста, преподавателя-мастера);

— осмысления вопросов, которые не нашли в опыте достаточных
решений и требуют дальнейшей углубленной работы.

3. Проследить взаимосвязь опыта работы по технологии тре­
нинговых занятий с общей темой научно-методической работы кол­
леджа.

4. Выделить условия, способствующие распространению опыта
по данной проблематике как внутри образовательного учреждения,
так и за его пределами (конференции, педагогические чтения, кон­
курсы педагогического мастерства).

5. Указать адресные данные образовательного учреждения
и/или сведения о преподавателе, чей опыт подвергался обоб­
щению.

6. Автору справки сделать выводы о дальнейшем распростране­нии и использовании обобщенного опыта по технологии тренин-говых занятий.

Анализ занятия по теме 1

1. Выскажите свое суждение по поводу результатов экспресс-опроса.

2. Достоверны ли они?

3. Каковы причины позитивного или, наоборот, негативного отношения
студентов педагогического колледжа к тренингам?

4. Как можно помочь студентам в расширении границ их компетентнос­
ти по проблеме использования современных методов социального актив­
ного обучения в учебно-воспитательном процессе образовательных учреж­
дений разных типов?

5. Почему преподаватели колледжа отдают предпочтение или, наоборот, '
не внедряют в достаточной мере тренинг на своих учебных занятиях?

6. Сопоставьте приемы, снижающие результативность тренинга, которые
вы увидите в наблюдаемых занятиях, и те, которые назвал вам препода­
ватель, i

7. Выделите другие причины, снижающие эффективность тренинга заня­
тия или стимулирующие его эффективность.

8. Что вам больше всего запомнилось во время наблюдения тренинговых
занятий?

9. Что вы почувствовали? Что вам хотелось делать на тренинге?

10. Назовите предметы, на учебных занятиях которых вы наблюдали при­
менение методов социального активного обучения. '
П. В чем причина их активного применения или, наоборот, недостаточ­
ного использования на учебных предметах, имеющих в своей основе тра­
диционную методику преподавания?

Тема 2

Технология диалогового взаимодействия преподавателя со студентами педагогического колледжа на учебном занятии

Задачи: знакомство с техникой диалога в разнообразных видах учебных занятий; выделение особенностей диалога как двусторон­ней информационно-смысловой связи в процессе обучения.

Содержание работы:

1. Наблюдение учебных занятий по предметам гуманитарного и естественного циклов с целью определения механизмов ведения учебной дискуссии и формирования у студентов университета це лостного представления о технологии педагогического взаимодей­ствия в процессе диалога.

2. Беседа с преподавателем о методике диалогового взаимодей­
ствия на учебных занятиях и специфике организации дискуссии.

3. Экспресс-опрос студентов педагогического колледжа «Мое
отношение к дискуссии» с целью определения возможности ши­
рокого применения дискуссии на учебных занятиях в колледже.

4. Задание для самостоятельной работы: составление методиче­
ских рекомендаций преподавателю «Технология организации диа­
логового взаимодействия на учебном занятии».

Вопросы для наблюдения учебных занятий

1. Диалог — это форма или метод обучения?

2. Варианты диалога, используемые на учебном занятии.

3. Цель применения диалога в рамках наблюдаемого занятия.

4. Методические приемы развертывания диалога.

5. Степень участия преподавателя в создаваемом диалоге.

6. Формы проявления активности студентов педагогического

колледжа в диалоге.

7. Результативность использования диалогового взаимодействия

на учебном занятии.

Анализ учебной дискуссии

1.Вид учебной дискуссии.

2. Соответствие методики проведения дискуссии заявленному

виду.

3. Учебные цели дискуссии.

4. Этапы учебной дискуссии.

5. Методика постановки вопросов.

6. Способы удержания внимания участников дискуссии на те­
ме обсуждения.

7. Приемы, стимулирующие (снижающие) результативность дис­
куссии.

8. Роль преподавателя в организации и проведении учебной

дискуссии.

9. Заинтересованность участников дискуссии в обсуждаемой про­
блеме.

Наши рекомендации