Анализ занятия. «Ставим оценку»
Цель: комплексное оценивание деятельности участников и содержания занятия.
Задание: выставить оценку по пятибалльной системе.
Инструкция: участникам предлагается набор карточек, на которых изображены цифры от 1 до 5. Нужно поставить оценку процессу деятельности участников на занятии и содержательной стороне занятия.
5 баллов — участнику было интересно, комфортно, полностью
удовлетворен;
4 балла — удовлетворен, но не полностью;
3 балла — было все равно, что происходило на занятии;
2 балла — «присутствовал при полном отсутствии»;
1 балл — сегодняшняя встреча — пустая трата времени.
Задание для самостоятельной работы «Работаем над выразительностью речи преподавателя»
Цель: коррекция и закрепление навыков выразительности речи
преподавателя.
Задание: подобрать систему упражнений для тренировки выразительности речи в системе конкретной ситуации педагогического
общения.
Инструкция: ваше профессиональное общение наверняка дает вам повод для совершенствования навыков выразительности речи. Продумайте, какой из ее аспектов вам надо улучшить. Быть может, это мелодия речи, ее скорость, паузы, громкость и отчетливость, звуковые проявления невербального характера. Поработайте с литературой и подберите в ней упражнения, устраняющие имеющиеся у вас недостатки.
Домашнее задание
«Выстраиваем логику предстоящего общения»Цель: построение модели коммуникативного поведения преподавателя на учебном занятии.
Задание: продумать логику коммуникативного поведения преподавателя в рамках заданного конспекта учебного занятия; зафиксировать свою позицию в так называемом проекте. Форма его представления может быть самая разная.
Инструкция: ваша работа над домашним заданием будет протекать в два этапа.
1-й этап — это подготовка конспекта учебного занятия. Здесь
Учтите следующие рекомендации:
1. При выстраивании тактики своего коммуникативного пове-
. дения не только исходите из педагогических целей, которые замы
кают педагогическое общение на функциональных обязанностях
преподавателя, но и сделайте акцент на реализацию принципа «от
них», т. е. от студентов. Постарайтесь учесть их возможности, сте
пень заинтересованности вашим предметом, а также микроклимат
в конкретной учебной группе.
2. Не забудьте, что педагогическое общение должно использо
вать весь свой многофункциональный репертуар, т. е. реализовы-
вать и задачи передачи информации, и организацию взаимоотно
шений, познание личности обучаемого, оказание определенного
воздействия на студентов. Выделите приемы налаживания контакта на разных этапах учебного занятия.
3. Продумывая общение, акцентируйте свое внимание на том,
какими способами вам надо поддерживать самостоятельность и чув
ство значимости ваших студентов: уберите схематизм, декларатив
ность, которые являются воплощением общения «по вертикали»,
«сверху вниз».
4. Зафиксируйте для себя, за чем вам необходимо будет пона
блюдать на предстоящем занятии: за деталями поведения отдель
ных студентов, за своими реакциями «понимающего», «директив
ного» взаимодействия, за выявлением так называемого общего
психологического знаменателя учебной группы.
5. Обратите внимание на способы вовлечения студентов в кон
такт и на свою технологию активного слушателя, даже если у вас
мало времени, а материал объемный.
6. Последите за словесными оборотами, которые представлены
у вас в конспекте. Потренируйте их воспроизведение на предмет
интонирования, скорости речи, логической последовательности вы
сказываний, определений, тезисов, аргументов и фактов.
7. Постарайтесь найти для себя способы преодоления «внуша
емых характеристик» учебной группы, отдельного студента. Быть
может, следует записать, какие действия с вашей стороны помогут
избежать этого во время контакта.
8. Зафиксируйте технические приемы мобилизации вашего твор
ческого самочувствия перед общением с аудиторией.
2-й этап — составление проекта защиты собственной модели стратегии коммуникативного поведения. Важно учесть следующие аспекты: ясность позиции автора, время выступления (не более 3 мин), форму представления (тезисы, опорная схема, компьютерная версия), эстетичность оформления материала, краткость и доступность его воспроизведения.