Психологическую диагностику, анализ и оценку возможностей освоения дошкольных образовательных программ на разных этапах ее реализации

Выявить возрастные и индивидуальные особенности детей, осуществлять контроль за психологическим и личностным развитием, определение причин его отклонений.

ОДНАКО,

Использование психологической диагностики регламентировано в ст.3.2.3.ФГОСДО.

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, которая решает следующие образовательные задачи:

- индивидуализация образования,

-оптимизация работы с группой детей.

2.Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей. Их согласие необходимо и при оказании психологической помощи ребенку в целом. Договор с родителями об оказании психологической помощи заключается в том случае, если в договоре об оказании образовательных услуг, который заключается с родителями при поступлении ребенка в детский сад, отсутствует пункт о проведении психологической работы с детьми.

Такой договор может заключаться как индивидуально с каждым родителем, так и сразу с группой родителей в целом.

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА:

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Согласие на осуществление психологической работы педагогом-

психологом----------(Ф.И.О.) в ----------группе-----------(наименование ДОУ) в 2014/15уч.г.

Ф.И.ребенка Согласие на психологическую работу (согласен / не согласен) Ф.И.О. родителя Дата Подпись

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.Акцент делается на развитии компетентности родителей. Согласноп.9ст.1.6 ФГОС ДО дошкольная образовательная организация должна обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить развитие психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Такой подход требует обновления содержания деятельности педагога-психолога и включения в работу с родителями более практико-ориентированных методов.

Эти методы должны формировать у родителей умения и навыки, позволяющие в процессе семейного воспитания развивать ребенка, укреплять его психическое здоровье и т.п.

Большое внимание уделяется развитию компетентности педагогических работников –приобщение детей и взрослых к психологическим знаниям.

В развивающую и коррекционную работу должны входить занятия, обеспечивающие овладение детьми такими видами деятельности как

ОБЩЕНИЕ, ИГРА, ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Поскольку дошкольная образовательная программа должна быть направлена на поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развивать личность ребенка, то в профилактическую работу следует включить реализацию мероприятий, обеспечивающих психологическое развитие детей и оказание им коррекционно-развивающей помощи.В развивающую и коррекционную работу должны входить занятия, обеспечивающие овладение детьми такими видами деятельности как

ОБЩЕНИЕ, ИГРА, ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Предметом особой заботы должна стать работа с детьми с ОВЗ.

Обеспечить эффективное решение задач диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации данной категории детей. Важным является участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ.

6.В коррекционно-развивающей работе – обеспечить соответствие развития ребенка возрастным нормам, помощь в развитии не только актуального уровня, но и потенциальных возможностей детской личности.

В консультировании - содействие педагогам и родителям в выборе способов решения имеющихся у них проблем воспитания или затруднений в развитии ребенка.

Структура плана

Оформление титульного листа.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Старший воспитатель Заведующая

___________________________ _____________________

(название учреждения) (название учреждения)

____ ____________________________

(Ф.И.О.) (Ф.И.О)

от "_____"________________2014г. от "____"_______________2014г.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

На 2014 - 2015 учебный год

___________________,

(Ф.И.О.)

Педагога-психолога

____________________

(полное название образовательного учреждения

Цель работы ДОУ…………………………..

Пример: - Создание психолого - педагогический условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования

или

Психолого – педагогическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса условий модернизации образования

=Психолого- педагогическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса дошкольного образования.

Цель работы педагога-психолога…………………………..

-Психолого - педагогическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса дошкольного образования

Сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического и психологического развития ребенка на всех этапах дошкольного детства.

=Психолого - педагогическое сопровождение процесса развития и воспитания детей в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации

Создание благоприятных условий для оптимального психического и психологического развития ребенка и оказанию им специализированной помощи в преодолении психологических трудностей.

Задачи.

-содействовать созданию социально-психолого-педагогический условий для успешной адаптации детей к ДОУ

-обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей при формировании предпосылок учебной деятельности

-осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, ОВЗ, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы

-способствовать созданию психолого-педагогических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития

-повышать психологическую компетентность педагогов и родителей воспитанников

-содействовать коллективу дошкольного учреждения в создании психологически безопасной образовательной среды

Приоритетные направления в работе:

-Психологическая безопасность образовательной среды

-Формирование у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности

-Адаптация детей к условиям сада

-Познавательное, социально-коммуникативное развитие детей

-Взаимодействие с педагогами, специалистами, родителями детей, имеющими трудности в психическом развитии, ОВЗ

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА:

Название работы Условия проведения Ответственный Сроки Предполагаемый результат
Психологическая диагностика Дети: -Диагностика адаптации детей раннего возраста по методике…… -Диагностика готовности детей к школе по методике Ю.А. Афонькиной (первичная, вторичная) -Сбор первичной информации о семьях детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, детей с ОВЗ -Углубленное психологическое обследование детей по запросу ПМПк -Углубленное психологическое обследование детей группы риска, детей с ОВЗ (по методике….) -Диагностика психологического комфорта детей (к педсовету) -Наблюдение за творчески одаренными детьми Диагностика одаренности детей в творческой деятельности -Диагностика познавательного развития детей -Диагностика социально-коммуникативного развития детей -Динамическая диагностика детей, посещающих коррекционные –развивающие занятия Педагоги: -Диагностика аттестующего педагога: оценка профессиональной направленности педагога, методика Галановой А.С. -Диагностика психологического комфорта педагогов (к педсовету) -Диагностика готовности педагогов к введению ФГОС ДО Родители -Первичнаядиагностика родителейпо определению готовности детей к поступлению в ДОУ -Диагностика процесса адаптации ребенка к саду -Анкетирование родителей детей подготовительной группы «Готов ли ребенок идти в школу?» -Анкетирование родителей: В чем талантлив ваш ребенок -Диагностика родительского отношения к детям (тест –опросник… Психологическое просвещение Педагоги Родители Психологическая профилактика Дети Педагоги Родители Психологическое консультирование Педагоги Родители Коррекционно-развивающая работа Дети Педагоги Родители Организационно-методическая работа Экспертная работа Педагоги: -Комплексный медико-психолого-педагогический анализ соответствия развивающей среды групп возрастным особенностям детей. -Участие в работе ПМПк ДОУ -Участие в экспертизе индивидульно-коррекционных программ для сопровождения детей в рамках ПМПк -Экспертиза организации различных видов деятельности воспитателя с детьми 1й младшей группы -Посещение занятий аттестуемого педагога -Участие в тематической проверке в ДОУ «Психологическая безопасность» Дети: -Участие в работе ПМПк -Утверждение коррекционно-развивающих программ  

Объемные ориентировочные показатели деятельности педагога-психолога по видам деятельности составляют:

-индивидуальное обследование: 100- 150 человек

-групповое обследование: 10 – 20 групп

- индивидуальная консультация: 100 – 150 консультаций

-индивидуальное занятие: 100 – 150 занятий

- групповые занятия: 200 занятий

- просветительская работа со взрослыми: 40 занятий

- участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях: 10 заседаний.

План работы на месяц пишется по такой же форме.

Наши рекомендации