Рефлексия занятия. «Методическая мастерская»
Цель: систематизация представлений участников тренинга по технологии организации диалогового взаимодействия.
Задание: составление памяток, рекомендаций по ведению дискуссии для ведущего, участников: «Памятка поведения во время дискуссии», «Правила ведения дискуссии», «Кодекс вежливости участников дискуссии».
Инструкция: на основании собственного опыта участия в дискуссии, наблюдения за участниками дискуссии каждой микрогруппе из пяти человек предлагается на выбор составить памятки, рекомендации, правила, кодекс.
Каждой микрогруппе предстоит работа в творческой лаборатории. У нее есть название, возможен девиз лаборатории. Материал может быть представлен в виде проекта, методических рекомендаций, модели.
Для оформления используются листы бумаги формата А4, листы ватмана, цветные карандаши, фломастеры.
На подготовку отводится 15—20 мин, затем проходит защита.
Критерии оценки:
1. Лаконичность представленного материала.
2. Объемность содержания.
3. Последовательность предъявления.
4. Эстетичность оформления.
Во время защиты участникам следует:
1. Четко определить жанр представляемого материала.
2. Продумать способ защиты своего проекта, модели, методи
ческих рекомендаций.
3. Выделить в содержании представляемого материала централь
ное звено.
4. Соблюсти регламент защиты (не более 3 мин).
Для анализа материалов творческой лаборатории назначается экспертная группа. Ее члены имеют право дополнять правила защиты и критерии.
Анализ занятия. Экспресс-опрос
Инструкция: на листе бумаги выписан состав участников занятия. Вам следует напротив каждой фамилии поставить суммарное количество баллов, обозначающее, насколько этот человек достиг результатов в прошедшей дискуссии (выполнение правил, ролей, активность в обсуждении, степень участия в разработке памяток).
Листок по мере заполнения передается из рук в руки, чтобы каждый видел прогнозы чужих реакций на себя. Напротив каждой фамилии должно стоять не менее трех вариантов баллов. После заполнения проводится обмен мнениями.
№ п/п | Фамилия, имя, отчество участников | Варианты баллов за участие в дискуссии |
2 3 |
Домашнее задание Подбор типов литературных героев-манипуляторов
Инструкция: в художественных произведениях найти литературных персонажей, в характеристике которых прослеживались бы типы манипуляторов (4—6 ситуаций
Задание для самостоятельной работы Методическая разработка темы «Техника дискуссии»
Цель: овладение приемами составления методических разработок и сравнительная характеристика техники разных видов дискуссий.
Инструкция: при составлении необходимо учесть следующее:
—Методическая разработка представляет собой обобщение на
учного и практического опыта в определенной области педагоги
ческой деятельности.
—В ней желательно представить собственные подходы автора
к рассмотренной проблеме.
—Предлагаемый вариант разработки не должен быть объем
ным (три—пять листов машинописного текста формата А4).
—За автором остается право конкретизации темы.
—Можно воспользоваться литературой, представленной к те
ме тренингового занятия, или найти ее самостоятельно.
Психогимнастика «На уроке у Мальвины».
Музыкальный материал: песня из кинофильма «Приключения Буратино», лд>бая танцевальная музыка по выбору ведущего.
Инструкция: звучит фонограмма песни из кинофильма. Рассказ Мальвины: «Здравствуйте, здравствуйте. Очень рада. Сейчас мы займемся музыкой. Слушайте ее и представляйте кто какие хочет движения. Танцуйте, я выберу лучшего и подарю ему свой портрет». Двигаться можно в разных направлениях аудитории, движения тоже могут быть самые разнообразные. Участники заканчивают движение произвольно, по мере усталости.
Информация к теме
Любая дискуссия имеет несколько ключевых моментов, на которые следует обратить внимание: подготовка помещения, разработка процедуры дискуссии, продумывание способов налаживания контакта между участниками и определение тактики поведения руководителя.
Организация и проведение групповой дискуссии включает в себя подготовку помещения, удобных мест для сидения, расположение участников для диалога (чаще всего это создание внешнего и внутреннего кругов).
Процедура дискуссии заключается в выделении:
1. Этапов дискуссии: ориентировки, оценки, завершающей части. Каждый из последующих этапов реализуется через последовательные шаги:
1) Определение целей и темы дискуссии.
Сбор информации через приобретение знаний, мнений, но
вых идей по проблеме дискуссии
3) Упорядочение, обоснование, совместная оценка получаемой
в ходе дискуссии информации.
4) Подведение итогов дискуссии проходит при сопоставлении це
лей полученным результатам. Результат включает в себя обмен ин
формацией, мнениями, выработку решения, достижение согласия
(выбирается в начале как цель вместе с участниками дискуссии).
2. Схемы дискуссии. Ее вырисовывание позволяет:
1) заинтересовать, убедиться в том, что все участники понима
ют тему одинаково;
2) собрать информацию по теме, задать вопросы участникам;
3) резюмировать полученную информацию;
4) упорядочить информацию и выделить главное;
5) сформулировать выводы кратко и ясно.
Контакт участников дискуссии происходит в двух измерениях: а) групповой предметной и межличностной активности;
6) межгрупповых отношениях, которые могут быть реализова
ны через позитив и негатив в виде конфликта. Продуктивность
решения конфликта зависит от выраженной установки на учет
позиции другого, готовность проявить инициативу в при
нятии ответственности или восприятие конфликта как личной уг
розы.
Групповая дискуссия невыполнима без столкновения мнений, поэтому важно выделить сущностные характеристики диалогического контакта:
1) создание психологического климата через открытость, доб
рожелательность, взаимное доверие. Открытость — готовность быть
самим собой, позитивная установка на партнера, отказ от безлич
ных высказываний, проницаемость для другого мнения;
2) позиция взаимодействующих сторон, имеющая двусторон
нюю направленность; совместный поиск, отказ от менторского дик
тата, несводимость к оцениванию, т. е. принятию позиции суро
вого судьи, оценкам-приговорам, т. е. избеганию категоричного
высказывания;
3) использование логических средств дискуссии. К ним отно
сятся:
— суждения, т. е. утверждение или отрицание чего-либо в пред
мете. Выделяют два компонента суждения: субъект, который ука
зывает на предмет, и предикат, который показывает отношение,
приписываемое субъекту;
—определения, т. е. логические операции, предназначенные
Для прояснения значения используемого термина, уточнения его
смысла и значения;
тезисы — вероятностные, правдоподобные суждения, истин
ность которых может быть подтверждена доказательством. Тезисы
являются конечным элементом в цепи доказательств, своеобраз
ным заключением. Они требуют ясности, четкости формулировки,
однозначности выражения и не должны содержать формального
— аргументы, т. е. доказательства, доводы, положения, с помощью которых доказывается истинность тезисов.
Задачи |