Рефлексия занятия. Упражнение «Разноцветные листы»

Цель: увязывание собственных целей с целями остальных уча­стников группы.

Задание: определение целей работы в группе; формирование ожиданий от работы в тренинге; соотнесение личных позиций с общественными.

Инструкция: впечатления от сегодняшнего занятия, представле­ние о стиле, способах работы группы, атмосфере тренингового за­нятия попытайтесь выразить с помощью своих образов. На боль­шом листе ватмана участникам дается право изобразить одно из своих представлений рисунком, словом, символом. Каждый может выходить сколько угодно раз, но при этом изображать только что-то одно. По желанию участнику предоставляется право выбора рефлексии.

Участникам может быть предложен еще один вариант задания.

Участники выбирают себе партнеров и объединяются в четвер­ки. Общие пожелания, не более четырех, должны быть записаны на листе фломастером одного цвета, расставлены в порядке зна­чимости. После этого каждая микрогруппа показывает материал Для обсуждения

Домашнее задание

1. Провести наблюдение за своими собеседниками в учебной
аудитории, дома с целью определения типа собеседника (визуаль­
ного, аудиального, кинестетического). Сделать небольшие записи.

2. Подобрать литературных героев перечисленных выше типов.
Записать примеры на отдельные карточки.

Задание для самостоятельной работы «Конкурс на лучшее оформление правил группы»

Цель: определение отношения каждого участника к совместной работе в тренинге.

Задание: представить разными вариантами правила, утвержден­ные как основные для тренинговых занятий. Поощряется творче­ский подход к их оформлению.

Анализ занятия. Дискуссия «Готовы ли мы к общению»

Вид дискуссии: дискуссия по технике аквариума. Форма организации работы участников: фронтальная. Вопросы для обсуждения:

1. По каким признакам можно определить готовность каждого
и всей группы к общению?

2. Как развивался процесс лабилизации?

3. Нужно ли в группе постоянного и хорошо знакомого друг с
другом состава давать упражнения на знакомство?

4. Что меньше всего понравилось в занятии?

5. Каковы позитивные моменты методики его проведения?
Инструкция по проведению дискуссии: работа организуется в двух

концентрических кругах. Меньший, внутренний, состоит из шес­ти стульев. Сначала во внутренний круг садятся четыре участни­ка, ведущий тоже располагается во внутреннем круге. Начинается обсуждение темы. Дискуссия регламентируется тремя правилами:

1. В процессе всего обсуждения во внутреннем круге должно
оставаться одно свободное место.

2. Участник имеет право говорить, только если он сидит во
внутреннем круге.

3. В любой момент обсуждения участник, сидящий во внутрен­
нем круге, может пересесть во внешний круг.

Участники имеют право решать, когда им участвовать в обсуж­дении, когда нет. Им предоставляется право чередования роли ак­тивного участника или пассивного наблюдателя

Комментарии к занятию

При выполнении приветствия может быть выдвинута идея, очень важ­ная для тренинга общения: партнерское взаимодействие начинается там, где создана атмосфера доброжелательности, ведь доброе слово и кошке приятно. Вопросы для анализа упражнений занятия несут в себе двоякую функцию: с одной стороны, снимают эмоциональное напряжение, с дру­гой — помогают участникам осознать свой собственный опыт и расши­рить его за счет мнения других, понять, что помогает, а что мешает лю­дям быть открытыми, искренними в общении.

Занятие 2

Контакт, еще контакт, или Как я совершенствую свои коммуникативные навыки

Цель: совершенствование участниками тренинга своих комму­никативных умений и навыков в разных ситуациях общения. План занятия:

1. Приветствие «Ассоциации».

2. Упражнения: «Демонстратор», «Сам себе режиссер», «Поте­
рявшийся», «Конкурс на лучшее оформление правил группы».

3. Рефлексия занятия: «Самораскрытие».

4. Домашнее задание: «Оказываем знаки внимания собеседнику».

5. Задание для самостоятельной работы: «Оценка своей мане­
ры слушать».

6. Анализ занятия: «Мозговой штурм».

Вступление: в процессе общения мы решаем разнообразные за­дачи. Иногда стараемся просто информировать человека, часто пы­таемся склонить его на свою сторону, нередко отговорить от по­ступка, предупредить об опасности. Поэтому момент установления контакта и наша тактика коммуникативного поведения в каждый конкретный момент играют иногда первостепенную роль. Очень важным здесь становится чтои каксказать, чтобы тебя восприня­ли, поняли, приняли. Сегодняшнее занятие поможет нам сконст­руировать разнообразные модели поведения в разных ситуациях общения и с помощью разных средств.

Приветствие «Ассоциации»

Цель: развитие чувства поддержки, создание доверительной ат­мосферы для работы.

Задание: дать почувствовать партнеру по общению, что участ­ники настроены позитивно и относятся к нему с доверием и сим­патией.

Инструкция: работа организуется по принцу «ведущий — круг».

В центре стоит стул. Его предлагается занять тому из участников тренинга, кто в данный момент нуждается в поддержке. Желаю­щий садится в центр и поворачивается к собеседникам по часо­вой стрелке. Тот, напротив кого он оказался, говорит фразу, кото­рая начинается словами: «(Имя), ты напоминаешь мне...» Далее дается ассоциация — образ растения, предмета, музыки, времени года — всего что угодно, но без указаний на черты характера и без оценок. Можно организовать работу по кругу, и тогда каждый будет оказывать поддержку своему соседу. Анализ упражнения:

1. Что было труднее сделать: высказать желание поддержки или
оказать саму поддержку?

2. Насколько созданная ассоциация соответствовала человеку?

3. Какие из представленных поддержек оказались, по мнению
сидящего в кругу, наиболее удачными/наименее удачными?

Наши рекомендации