Упражнение 4. «Письмо-история»
Цель: выражение отношения к проведенному тренингу коммуникативных умений.
Задание: сочинить историю, облачив ее в форму письма.
Инструкция: дома вы выразили свое отношение к тренинговым занятиям, записав историю, которая как будто происходила в далекой стране. Теперь каждому участнику тренинга предоставляется право огласить письмо.
Анализ упражнения:
1. Что вы испытывали, когда писали письмо?
2. Насколько старались соблюсти принцип открытости и от
кровенности?
3. Письмо писалось с удовольствием или, скорее, как необхо
димость выполнения домашнего задания?
4. Насколько эффективной кажется вам эта форма работы для
выражения участником своих чувств и отношений?
Упражнение 5. «Подсолнух»
Цель: определение групповой сплоченности и эмоционального настроя, возникшего от общения каждого со всеми участниками тренинга коммуникативных умений.
Задание: движением показать степень сплоченности и «флюидного излучения» каждого и всех участников тренинга.
Инструкция: сейчас, в конце наших занятий, мне хочется предложить вам небольшое упражнение, которое называется «Подсолнух». Встаньте широким кругом, затем сядьте на пол и закройте глаза...
Вспомните о том, как мы начинали занятия. Теперь откройте глаза и медленно поднимитесь... Почувствуйте, что вы постепенно превратились в единую группу и стали ближе друг другу... Сузьте круг, чтобы стоять вплотную друг к другу, и положите руки на плечи своим соседям... Представьте себе, что вы все — это цветок подсолнуха, который медленно покачивается от дуновения ветерка. Закройте глаза и медленно качнитесь сначала влево, а затем вправо... Продолжая двигаться в том же ритме, откройте глаза и посмотрите на остальных членов группы. Встретьтесь глазами с каждым... Теперь постепенно остановитесь, снова закройте глаза и опустите руки... Осознайте, что подсолнух уже созрел и каждый из вас сейчас превратится в самостоятельное подсолнуховое семечко... Отойдите с закрытыми глазами на пару шагов назад и медленно развернитесь... Почувствуйте, что ветер уносит вас сейчас от подсолнуха, что вы снова одни, но несете в себе при этом энергию зародыша... Попытайтесь ощутить эту энергию в своем теле... Скажите себе: «Я наполнен жизненной силой, и у меня есть энергия для роста, развития и позитивного общения с другими людьми...» Теперь постепенно откройте глаза... Работа нашей группы завершена.
Вариант выполнения задания: образный рассказ ведущего сопровождается музыкой (например, А. Вивальди — «Весна», «Largo»).
Анализ занятия. Беседа «Планы на будущее»
Цель: оценивание эффективности тренинговых занятий в лич-ностно-профессиональном плане.
Вид дискуссии: беседа за круглым столом.
Организационная форма деятельности участников: фронтальная.
Вопросы для обсуждения:
1. В какой мере удалось на занятии реализовать групповую сплоченность в направлении выявления обратной связи?
2. Каков эмоциональный фон занятия?
3. Дать анализ результатов тренинга коммуникативных умений
для личностного и профессионального становления участников.
4. Прозвучала ли в высказываниях участников перспектива на
будущее и в какой форме она была оглашена?
Комментарии к занятию
Данное занятие является итоговым, поэтому здесь важно как можно четче проследить реализацию обратной связи. Занятие имеет как бы два направления: личностные пожелания и удовлетворение профессиональных потребностей. Упражнения позволяют сконцентрировать чувства, интересы участников на том, что дал им тренинг для расширения коммуникативной компетентности.
Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. - СПб., 1997. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. - СПб.,
2001.
Бачков И. В. Основы технологий группового тренинга:
Психотехники. - М., 2000.
Казанский О. А. Игры в самих себя. - М., 1995. Практическая психология образования/Под, ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997.
Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. -М., 1995.
Психогимнастика в тренинге/Под ред. Н. Ю. Хрящевой. -СПб., 2000.
Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем. - М., 1999. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. -СПб., 2001.
Раздёл'ПЛТренинг профессионально-педагогического общения
Занятие 1
Грамматика общения,
или Несколько слов
о коммуникативной подготовке
преподавателя
Цель: выделение алгоритма коммуникативной подготовки преподавателя к учебному занятию. План занятия:
1. Приветствие «Танец».
2. Дискуссия «Грамматика общения, или Несколько слов о ком
муникативной подготовке преподавателя».
3. Домашнее задание: инструкция «Как мне готовиться к пуб
личному выступлению».
4. Задание для самостоятельной работы: «Игры-упражнения для
мобилизации творческого самочувствия перед общением».
5. Психогимнастика «А где мне взять такую песню...».
Вступление: сегодня никто не сомневается в том, что преподавателю необходимы профессиональные умения педагогического общения. Но здесь возникает много вопросов к содержательной подготовке педагога к процессу общения. Ему нужно методически грамотно построить предстоящее занятие да еще выйти на так называемые личностно ориентированные технологии. Эффективность их в определенной степени как раз и зависит от того, как построено взаимодействие между преподавателем и студентами. Следовательно, нужно говорить о выделении определенного алгоритма коммуникативной подготовки учебного занятия. Но как это сделать? Существует ли вообще такой алгоритм? Как он вписывается в сценарий конспекта учебного занятия? В определенной мере ответы на эти вопросы должен дать наш тренинг. Сегодня мы подискутируем на эту тему.
Приветствие «Танец»
Цель: создание обстановки раскрепощенности и непринужденности контакта.
Задание: потанцевать, встречаясь руками с участниками занятия; определить степень контакта
Инструкция: вам предлагается потанцевать, но не в парах, а индивидуально. Можно использовать одно танцевальное движение. В ходе танца допускаются телесные прикосновения и встречи руками, но не разрешается встречаться взглядом с другими участниками. Для упражнения можно использовать вальсы Иоганна Штрауса-сына.
Анализ упражнения:
1. С кем контакт был легким и почему?
2. С кем из членов группы контакт был затруднен? Назвать
причины.
Дискуссия «Грамматика общения, или Несколько слов о коммуникативной подготовке преподавателя»
Цель: определение необходимости выделения специального алгоритма коммуникативной подготовки преподавателя к учебному занятию.
Вид дискуссии: учебная дискуссия по технике аквариума.
Организационная форма работы участников: групповая.
Инструкция по ведению дискуссии: участники дискуссии объединяются в группы по 5—6 человек, которые располагаются по кругу. Перед началом дискуссии регламентируется время, отведенное для выработки определенной точки зрения. Участники проблемной группы выбирают своего представителя, который будет защищать общественное мнение в ходе дискуссии. Остальным участникам проблемной группы не разрешается вступать в дискуссию, но позволяется давать указания своему представителю с помощью записок или тайм-аута, который используется для консультации. Каждой группе проблему ставит преподаватель. Он же предлагает общую гипотезу ее решения.
Домашнее задание