Упражнение 4. «Письмо-история»

Цель: выражение отношения к проведенному тренингу комму­никативных умений.

Задание: сочинить историю, облачив ее в форму письма.

Инструкция: дома вы выразили свое отношение к тренинговым занятиям, записав историю, которая как будто происходила в да­лекой стране. Теперь каждому участнику тренинга предоставляет­ся право огласить письмо.

Анализ упражнения:

1. Что вы испытывали, когда писали письмо?

2. Насколько старались соблюсти принцип открытости и от­
кровенности?

3. Письмо писалось с удовольствием или, скорее, как необхо­
димость выполнения домашнего задания?

4. Насколько эффективной кажется вам эта форма работы для
выражения участником своих чувств и отношений?

Упражнение 5. «Подсолнух»

Цель: определение групповой сплоченности и эмоционального настроя, возникшего от общения каждого со всеми участниками тренинга коммуникативных умений.

Задание: движением показать степень сплоченности и «флюид­ного излучения» каждого и всех участников тренинга.

Инструкция: сейчас, в конце наших занятий, мне хочется пред­ложить вам небольшое упражнение, которое называется «Подсол­нух». Встаньте широким кругом, затем сядьте на пол и закройте глаза...

Вспомните о том, как мы начинали занятия. Теперь откройте глаза и медленно поднимитесь... Почувствуйте, что вы постепен­но превратились в единую группу и стали ближе друг другу... Сузь­те круг, чтобы стоять вплотную друг к другу, и положите руки на плечи своим соседям... Представьте себе, что вы все — это цветок подсолнуха, который медленно покачивается от дуновения ветер­ка. Закройте глаза и медленно качнитесь сначала влево, а затем вправо... Продолжая двигаться в том же ритме, откройте глаза и посмотрите на остальных членов группы. Встретьтесь глазами с каждым... Теперь постепенно остановитесь, снова закройте глаза и опустите руки... Осознайте, что подсолнух уже созрел и каждый из вас сейчас превратится в самостоятельное подсолнуховое семечко... Отойдите с закрытыми глазами на пару шагов назад и медленно развернитесь... Почувствуйте, что ветер уносит вас сейчас от под­солнуха, что вы снова одни, но несете в себе при этом энергию зародыша... Попытайтесь ощутить эту энергию в своем теле... Ска­жите себе: «Я наполнен жизненной силой, и у меня есть энергия для роста, развития и позитивного общения с другими людьми...» Теперь постепенно откройте глаза... Работа нашей группы завер­шена.

Вариант выполнения задания: образный рассказ ведущего сопро­вождается музыкой (например, А. Вивальди — «Весна», «Largo»).

Анализ занятия. Беседа «Планы на будущее»

Цель: оценивание эффективности тренинговых занятий в лич-ностно-профессиональном плане.

Вид дискуссии: беседа за круглым столом.

Организационная форма деятельности участников: фронтальная.

Вопросы для обсуждения:

1. В какой мере удалось на занятии реализовать групповую спло­ченность в направлении выявления обратной связи?

2. Каков эмоциональный фон занятия?

3. Дать анализ результатов тренинга коммуникативных умений
для личностного и профессионального становления участников.

4. Прозвучала ли в высказываниях участников перспектива на
будущее и в какой форме она была оглашена?

Комментарии к занятию

Данное занятие является итоговым, поэтому здесь важно как можно четче проследить реализацию обратной связи. Занятие имеет как бы два направления: личностные пожелания и удовлетворение профессиональных потребностей. Упражнения позволяют сконцентрировать чувства, интере­сы участников на том, что дал им тренинг для расширения коммуника­тивной компетентности.

Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. - СПб., 1997. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. - СПб.,

2001.

Бачков И. В. Основы технологий группового тренинга:

Психотехники. - М., 2000.

Казанский О. А. Игры в самих себя. - М., 1995. Практическая психология образования/Под, ред. И. В. Дуброви­ной. - М., 1997.

Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. -М., 1995.

Психогимнастика в тренинге/Под ред. Н. Ю. Хрящевой. -СПб., 2000.

Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем. - М., 1999. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. -СПб., 2001.

Раздёл'ПЛТренинг профессионально-педагогического общения

Занятие 1

Грамматика общения,

или Несколько слов

о коммуникативной подготовке

преподавателя

Цель: выделение алгоритма коммуникативной подготовки пре­подавателя к учебному занятию. План занятия:

1. Приветствие «Танец».

2. Дискуссия «Грамматика общения, или Несколько слов о ком­
муникативной подготовке преподавателя».

3. Домашнее задание: инструкция «Как мне готовиться к пуб­
личному выступлению».

4. Задание для самостоятельной работы: «Игры-упражнения для
мобилизации творческого самочувствия перед общением».

5. Психогимнастика «А где мне взять такую песню...».

Вступление: сегодня никто не сомневается в том, что препода­вателю необходимы профессиональные умения педагогического об­щения. Но здесь возникает много вопросов к содержательной под­готовке педагога к процессу общения. Ему нужно методически грамотно построить предстоящее занятие да еще выйти на так на­зываемые личностно ориентированные технологии. Эффективность их в определенной степени как раз и зависит от того, как пост­роено взаимодействие между преподавателем и студентами. Следо­вательно, нужно говорить о выделении определенного алгоритма коммуникативной подготовки учебного занятия. Но как это сде­лать? Существует ли вообще такой алгоритм? Как он вписывается в сценарий конспекта учебного занятия? В определенной мере от­веты на эти вопросы должен дать наш тренинг. Сегодня мы поди­скутируем на эту тему.

Приветствие «Танец»

Цель: создание обстановки раскрепощенности и непринужден­ности контакта.

Задание: потанцевать, встречаясь руками с участниками заня­тия; определить степень контакта

Инструкция: вам предлагается потанцевать, но не в парах, а ин­дивидуально. Можно использовать одно танцевальное движение. В ходе танца допускаются телесные прикосновения и встречи руками, но не разрешается встречаться взглядом с другими участ­никами. Для упражнения можно использовать вальсы Иоганна Штрауса-сына.

Анализ упражнения:

1. С кем контакт был легким и почему?

2. С кем из членов группы контакт был затруднен? Назвать
причины.

Дискуссия «Грамматика общения, или Несколько слов о коммуникативной подготовке преподавателя»

Цель: определение необходимости выделения специального ал­горитма коммуникативной подготовки преподавателя к учебному занятию.

Вид дискуссии: учебная дискуссия по технике аквариума.

Организационная форма работы участников: групповая.

Инструкция по ведению дискуссии: участники дискуссии объеди­няются в группы по 5—6 человек, которые располагаются по кру­гу. Перед началом дискуссии регламентируется время, отведенное для выработки определенной точки зрения. Участники проблемной группы выбирают своего представителя, который будет защищать общественное мнение в ходе дискуссии. Остальным участникам проблемной группы не разрешается вступать в дискуссию, но поз­воляется давать указания своему представителю с помощью запи­сок или тайм-аута, который используется для консультации. Каж­дой группе проблему ставит преподаватель. Он же предлагает общую гипотезу ее решения.

Домашнее задание

Наши рекомендации