Рефлексия занятия. Упражнение «Оценка собственной манеры слушать»
Цель: осознание собственной манеры слушать для улучшения общения и отношений с другими людьми.
Задание: определить уровень собственных «слушательных привычек».
Инструкция: заполните «Опросник на эффективность общения». В соответствующей колонке поставьте крестик.
Опросник на эффективность общения
(бланк самооценки)
№ п/п | Характеристика процесса общения | В большинстве случаев | Часто | Иногда | Почти никогда |
2 3 4 5 | «Отключаетесь» ли вы, слушая тех людей, с которыми вы не согласны или которых слушать не хотите? Сосредоточиваетесь ли вы на сказанном даже тогда, когда вам неинтересно? Прекращаете ли вы слушать говорящего, если знаете, что он собирается сказать? Повторяете ли вы услышанное своими словами? Выслушиваете ли точку зрения другого человека, если она расходится с вашей? Берете ли вы что-либо от каждого собеседника, пусть даже самое незначительное? Выясняете ли вы, что значат услышанные |
№ п/п | Характеристика процесса общения | В большинстве случаев | Часто | Иногда | Почти никогда |
29 30 | Повторяете ли вы полученные сообщения и инструкции, чтобы убедиться, что вы их правильно поняли? Выражаете ли вы своими словами то, что, по вашему мнению, чувствует говорящий? |
Вычисление результата: сверьтесь с нижеприведенной таблицей и проставьте вместо своих крестиков соответствующее данной строке число. Пример: если вы в первой строке в колонке «Часто» поставили крестик, то его нужно заменить числом 2. Затем сложите числа в каждой из колонок и выпишите под каждой из них получившуюся сумму.
Номера | В большинстве | Часто | Иногда | Почти |
вопросов | случаев | никогда | ||
Номера | В большинстве | Часто | Иногда | Почти |
вопросов | случаев | никогда | ||
Теперь подсчитайте сумму цифр во всех колонках:
В большинстве случаев | Часто | Иногда | По"чти никогда | Всего |
Сумма баллов: 110—120 — отлично; 99—109 — выше среднего; 88—98 — нормально; 11—Ю — посредственно.
Задание для самостоятельной работы «Составить программу развития своих слушательских навыков»
План действий по результатам опросника:
1. Какие действия вам бы хотелось изменить?
2. Выберите, над чем вам нужно поработать, чтобы стать ак
тивным слушателем в повседневном общении с другими людьми,
в личной жизни, в профессиональной деятельности.
Домашнее задание Составить список слов, обозначающих чувства
Анализ занятия. «Интервью»
Цель: развитие навыков интервьюирования и структурного анализа деятельности.
Инструкция по проведению: проводить интервью предлагается по выбору участников.
Ключевые вопросы интервью:
1. Как опыт человека влияет на его активное слушание?
2. Нашли ли применение в упражнениях качества, которые сти
мулируют активное слушание участников?
3. Выделить наиболее эффективные моменты данного занятия,
определив линию развития интереса участников к выполнению за
даний.
4. Как устранить возникшие недостатки на следующем занятии?
Комментарии к занятию
При проведении этого занятия акцент делается на процессе выполнения участниками предложенных упражнений. Ведущему предоставляется право выбора заданий, которые есть в занятии, чтобы не затянуть его и не превратить в скучное обсуждение вопросов.
Занятие 4
Яи мое восприятие другого человека, или Что же мы чувствуем во время контакта
Цель: создание условий для рефлексии каждым участником собственного поведения в ситуациях общения и положительного восприятия других участников тренинга через выражение своих эмоций. Развитие способностей разбираться в своих чувствах, проецировать их позитивные проявления на других; формирование эмоциональной открытости, навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей.
План занятия:
1. Приветствие «Погода».
2. Выполнение упражнений: «Слова, обозначающие чувства»,
«Три плана», «Общение без слов», «Точно ли мы можем опреде
лить, что чувствует другой», «Солнце и планеты», «Парадокс», «Вы
ражение чувств».
3. Рефлексия занятия: упражнение «Мой эмоциональный пор
трет».
4. Домашнее задание: написать письмо-историю.
5. Задание для самостоятельной работы: «Анализ негативных
эмоций».
6. Анализ занятия: «Определение ключевых моментов».
Вступление: эмоции являются постоянными спутниками человека. Они отражают окружающий мир в виде переживаний и проявляются в нашем поведении, настроении и взаимоотношениях с другими людьми. Но, к сожалению, большинство людей не умеют выражать свои переживания и чувства собеседнику, предполагая, что окружающие сами должны догадываться о том, что сейчас происходит в их душе. Помимо различных субъективных препятствий, не позволяющих человеку выразить свои чувства (неуверенность
страх, неловкость, стыд и т. п.), существует еще одно — это просто непонимание самим человеком, что он чувствует в настоящий момент и в чем причина его гнева, вдруг появившегося раздражения или радости во время общения с партнером. В особенности данное положение касается отрицательных эмоций, которые, являясь травмирующими или запретными с точки зрения морали, принятой в обществе, вытесняются психикой в область бессознательного. Но данное вытеснение не решает проблемы, эмоции все равно находят отражение в поведении человека, в характере его общения, только теперь они проявляются в искаженном виде и, как правило, носят характер, неадекватный данной реальной ситуации. В быту довольно часто в таком случае употребляется слово «наболело». Непонятные и невыраженные вовремя эмоции осложняют человеку жизнь и затрудняют коммуникативное взаимодействие с окружающими, и чем дальше, тем ситуация все более усложняется, вплоть до ухода человека от общения или проявления агрессии. Для предотвращения нарушения общения и облегчения коммуникации на сегодняшнем занятии предлагаются некоторые упражнения, направленные на осознание собственных эмоций и на умение конструктивной работы с ними.
Приветствие «Погода»
Цель: создание с помощью образных представлений позитивного настроя на предстоящую работу, определение роли эмоций во время налаживания контакта между людьми.
Задание: с помощью картинок природы создать приятные ощущения от контакта с окружающими.
Инструкция: часто при встрече с человеком мы испытываем некоторый дискомфорт от дурного настроения нашего партнера, и наоборот, его хорошее настроение заставляет нас забыть свои проблемы. Сегодня приветствие будет несколько необычным. Нужно передать свое настроение партнеру образами природы. Для выполнения упражнения следует встать в два круга. Сначала участники из внешнего круга при помощи прикосновений создают у своих партнеров из внутреннего круга ощущение той или иной погоды. Затем задание выполняет внутренний круг. Картинки природы: лето... Идет теплый дождь... Гроза, тучи, сильные порывы ветра... Зима... Холодно... Сильная метель... Мороз и солнце — день чудесный... Осень... В тихом вальсе кружатся листья... Пасмурно, промозгло, идет противный осенний дождь... Весна... Расцветают цветы... По небу тихо плывут облака...
Анализ упражнения:
1. Как смена картинок природы влияла на ваше настроение?
2. Насколько ярко были переданы образы?
3. В какой мере удалось ощутить настроение партнера или пе
редать ему свое?
Упражнение 1. «Слова, обозначающие чувства»
Цель: исследование реакций отдельных участников на те или иные чувства.
Задание: в подготовленном дома списке чувств, написанном партнером по общению, выделить те, которые чаще всего приходилось переживать конкретному участнику тренинга.
Инструкция: дома вы сделали заготовки списка чувств. Обменяемся этими списками. В полученном списке следует отметить галочкой те чувства, которые вам хоть раз в жизни пришлось испытать. Затем участники объединяются в пары, чтобы сравнить сделанные пометки.
Анализ упражнения:
1. Каковы особенности выражения нами наших чувств?
2. Можно ли выделить природу наших чувств?
3. Что вам в этом упражнении понравилось меньше всего?
4. Как бы вы выполнили его в следующий раз?
Упражнение 2. «Три плана»
Цель: акцентирование внимания на своих чувствах, отделение их от мыслей и внешнего мира.
Задание: почувствовать внешние воздействия: слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные. Рассказать об этом партнерам по общению.
Инструкция: упражнение выполняется в парах. Партнеры закрывают глаза и в течение минуты обращают внимание на ощущения, идущие от своего тела, стараясь как можно полнее почувствовать и осознать свои мышечные зажимы, болевые ощущения, напряжение и т. д. Через минуту они рассказывают об этом друг другу, начиная словами: «Во внутреннем плане я ощущал...» После этого они рассказывают о тех мыслях, которые сопровождали вышеописанные ощущения, начиная со слов: «В это время я думал о...»
Анализ упражнения:
Упражнение обсуждается по кругу всеми участниками тренинга.
1. Что было легче сформулировать: мысли или чувства?
2. Было ли формулирование ощущений во внешнем и внутрен
нем плане высказыванием чувств или, может быть, это было вы
сказыванием мыслей?