Технологии выбора темы дискуссии
Ранжирование
1. Участники делятся на микрогруппы по 4—7 человек.
2. Вступительное слово ведущего, в котором указывается цен
ность совместного обсуждения.
3. Микрогруппы в течение 4—6 мин обсуждают и записывают
желаемые темы дискуссии.
4. Результаты обсуждения фиксируются на доске в виде ран
жирования.
5. Таблица результатов ранжирования.
«Мозговой штурм»
Приемы обострения дискуссии
1. Демонстрация «непонимания».
Фразы ведущего: «Я не совсем понимаю, что вы имели в виду», «Ваш тезис неясен, уточните его, пожалуйста».
2. «Сомнение».
Фразы ведущего: «Так ли это?», «Это все?», «Верно ли это?», «Вы уверены в своем тезисе?».
3. «Проблематизация». Состоит в требовании объяснить, обос
новать высказанные утверждения.
Фразы ведущего: «Обоснуйте ваше высказывание», «Что это значит?», «Объясните нам, почему это так».
4. Альтернатива. Ведущий просит обосновать тезис, утвержде
ние, противоположное высказанному.
5. Доведение до абсурда. Ведущий соглашается с высказывани
ем, а затем делает из него абсурдные выводы.
6. «Нет-стратегия», или «отрицание». Ведущий говорит «нет» на
все высказывания участников.
Фразы ведущего: «Нет, так не бывает», «Этого не может быть».
Стратегии ведения дискуссии
1.Свободное ведение дискуссии. Достигается внешней пассивно
стью со стороны ведущего дискуссии, его роль — внимательное
слушание и в случае необходимости предложение отдельных реше
ний. Для начала такой дискуссии характерна вязкость темы. Веду
щий не декларирует цель и способы работы. Группа как бы сама
приходит к решению проблемы.
2. Программированное ведение дискуссии. Предполагает наличие
плана у ведущего.
3. Компромиссная стратегия, сочетающая программу со свобод
ным ведением.
Советы по ведению дискуссии
1. Регламентированное время выступления.
2. Способ организации общения участников группы — коллек
тивное обсуждение какой-либо проблемы.
Обсуждение может проходить:
—методом эстафеты, когда каждый передает слово кому счи
тает нужным;
—высказыванием по кругу, когда каждый высказывает свое
мнение вслед за соседом.
3. Даже если говорящий выходит за регламент, ведущий про
сит группу дослушать, так как это важно для всех, и прежде все
го для выступающего.
4. В дискуссии используется принцип обратной связи: каждый
по-своему оценивает ситуацию.
5. С целью снятия напряжения используется эмоционально
окрашенный экспромт ведущего, который провоцирует участников
на вступление в диалог. Ведущий создает впечатление, что ему са
мому хочется закончить интересную мысль, и он должен быть по
стоянно готов передать эстафету активности членам группы.
6. Во время дискуссии могут возникнуть трудности:
—нежелание включаться в дискуссию (участники-молчуны);
—переключение внимания с проблемы на личность;
—излишняя горячность;
— роль «монополизатора дискуссии» некоторых участников.
Методика преодоления трудностей(Л. А. Петровская) такая:
I. Преодоление пассивности участников дискуссии. Необходимо выяснить причину и наметить пути устранения затруднений.
1) Боязнь критики — организовать дискуссию по принципу
«мозгового штурма»;
2) застенчивость — установить очередность высказываний;
3) робость — дать возможность участнику подготовиться зара
нее.
II. Преодоление враждебности:
1) сформировать диады: участники с противоположными мне
ниями за отведенное время должны найти пункты, в которых их
мнения совпадают;
2) сформировать триаду, в которой двое спорят, а третий, ар
битр, следит за временем и за выполнением правил дискуссии. В
течение 5 мин каждая из сторон говорит друг другу, что в его по
зиции не нравится.
III.Борьба с монополизированием дискуссии:
1) ограничение времени выступления;
2) использование обратной связи;
3) меньше говорить самому, больше спрашивать других.
Дискуссия как коллективная форма обсуждения способствует
формированию практического опыта взаимодействующих партнеров, снижает барьеры общения, повышает продуктивность общения.
Ролевые игры
Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. Их содержанием является не предмет и его употребление, а отношения между людьми, осуществляющиеся через действия с предметами. Главное для участников — вжиться в роль, свободно ее сыграть в соответствии с некоторым сценарием, который определяет порядок действий.
Выделяют несколько организационных моментов ролевой игры.
Во-первых, ведущий информирует о теме и цели игры, создает установки участникам на выполнение ролевых функций.
Информация преподносится как:
—скрытое инструктирование: ведущий говорит о том, что бу
дет происходить в ближайший отрезок времени; связывает опре
деленные позиции и роли;
—открытое инструктирование: дает прямые указания на со
блюдение правил;
—моделирующее инструктирование — комплекс взаимосвязан
ных инструкций в партитуре игры, т. е. моделирующей игровой
ситуации: персонажи, фабула, явные вводные предписания «артис
там»;
—техническое сопровождение, т. е. определение временного
отрезка, в течение которого может протекать игра.
Во-вторых, ведущий моделирует поведение участников игры.
Моделирование представляет собой такое направление в деятельности ведущего, где он пытается достигнуть воспроизведения участниками в условиях специально структурированных поведенческих ситуаций свойств реального процесса деятельности общения, которые в последующем становятся предметом обсуждения.
Необходимость моделирования обусловлена двумя основаниями:
— воспроизводимая в группе поведенческая ситуация как мо
дель (в виде игры, упражнений) на самом деле проявляет некото
рые свойства делового общения;
— условность ситуации позволяет гипертрофировать, шаржировать ту или иную сторону общения.
При моделировании игровой поведенческой ситуации ведущий должен обратить внимание на сознательное воспроизведение участниками цели разыгрываемых сюжетов, которые определяются инструкцией, и на феномен реального поведения, который на самом деле проявляется в игре.
В-третьих, ведущий осуществляет фиксацию результатов игры.
При фиксации предложенного материала учитываются:
1. Поведенческая реальность, т. е. действия, поступки, выска
зывания участников, ответы на вопросы, что и как говорит че
ловек.
2. Предметная реальность, т. е. продукты деятельности людей
в виде вещей или других материализованных форм.
3. Ментальная реальность — это то, что обнаруживается в яв
ном виде: фразы партнеров по общению, цели и намерения уча
стников, переживаемые чувства, ответы на вопросы: зачем? Поче
му? С какими затратами человек что-либо делает?
4. Объективизация результатов, т. е. доведение до сознания уча
стников основного содержания материала, обнаружение скрытых
фактов.
5. Объективизация событий. В качестве объекта выступает факт
или результат собственной деятельности человека.
В-четвертых, ведущий организует рефлексивную деятельность группы через организацию наблюдения и тематическое обсуждение.
Для анализа предлагает использовать усвоенные основные понятия (например, манипуляция, давление, сотрудничество).
Предоставляет опорные точки анализа (факты поведения, предметы, которые являются параметрами реального обучения).
Продумывает ключевые вопросы к группе и отдельным ее членам, причем акцент делает на адресную постановку вопросов.
Обеспечивает порядок включения материала в обсуждение.
Ролевым играм предшествует разминка,состоящая из трех стадий:
1. Раскрепощение двигательной активности.
2. Стимуляция поведенческих реакций.
3. Фокусировка внимания участников на задании (теме).
Примерами игр-разминок могут служить такие, как «Волейбол
с воображаемым шариком» (передача шарика друг другу) — участники стоят на расстоянии 2—3 м друг от друга в двух колоннах; «Учитель танцев» — все в кругу стоят лицом друг к другу. «Учитель танцев» должен показать какое-либо движение: объяснить последовательность, организовать четкость выполнения по команде (счет, хлопки). «Учитель танцев» передает свою роль другому, когда будет удовлетворен работой всех.
Разыгрывание ролевых ситуаций можно представить как разновидность ролевых игр. Интересен прием тем, что позволяет уви
деть участников группы в поведенческом аспекте, в ходе решения роли. В этом методе важно обсуждение: насколько участнику импонировала роль, с кем играть труднее, какие чувства вызвали участники друг у друга.
Ролевые игры являются необходимым методом в отработке навыков межличностного взаимодействия для расширения ролевого поведенческого веера.
Анализ конкретных ситуаций
Вкачестве метода он используется для фиксации опыта участников тренинга.
Ситуация обозначает любую совокупность обстоятельств, в которых может оказаться человек (Ю. Н. Емельянов). В обычном понимании этого слова под ситуацией подразумевается комплекс объективных факторов, влияющих на человека; система социальных установок, характерная для участников ситуации; эго-вовлеченность их в событие.
Анализ ситуаций ориентирует участников на развитие коммуникативных умений и навыков в двух планах: на реализацию определенных задач и на межличностные отношения. В ходе анализа каждый участник уясняет свою точку зрения, разговор по поводу ситуации способствует развитию у них инициативы и навыков социальной чувствительности.
Метод оказывается эффективным тогда, когда группа излишне начинает «интеллектуализировать» решение проблемы или когда трудно вербализовать проблемы и эмоции участников.
Особая значимость метода анализа ситуаций заключается в том, что в конкретной ситуации происходит отработка навыков морального выбора, позволяющего диагностировать уровень нравственного развития личности, осознания участниками последствий выбора того или иного типа поведения, адекватного для окружающих и для собственного «Я» в системе общественных отношений.
Метод решает важные задачи: учит участников отделять главное от второстепенного, формулировать проблемы, моделировать особо сложные ситуации; прививает умение слушать и взаимодействовать с другими, а также демонстрирует многозначность возможных решений.
Выделяют два вида ситуаций:
1. Построенные на принципе «здесь и теперь». Участникам пред
лагается вспомнить случаи, ситуации, произошедшие с ними не
посредственно на занятии.
2. Построенные на принципе «там и тогда». Участники описы
вают случаи из личной жизни, профессиональной практики, име
ющие значимость для них, для группы.
При организации ситуаций возможны следующие варианты: 1. Группа может делиться на две-три подгруппы, каждая из которых решает задачу самостоятельно, затем происходит обмен мнениями
2. Заданную ситуацию каждый решает самостоятельно, инди
видуально, а потом идет коллективное обсуждение.
3. Для воспроизведения ситуаций на занятии отводится кон
кретное время, но ситуации могут быть описаны дома и принесе
ны в группу. Домашнее описание дает возможность участникам бо
лее глубоко рефлексировать воспоминания.
Проективное рисование
Проективное рисование считается интенсивным методом пси-хокоррекционной работы. С его помощью совершенствуются психические качества личности, повышается ее художественная компетентность, человек получает возможность освободиться от сильных переживаний и конфликтов, усилить ощущение собственной личностной ценности, развить навыки внимания к собственным чувствам. В рисовании ему предоставляются условия для непрямого удовлетворения антисоциальных импульсов.
Данный метод является средством координирования личностью своих коммуникативных навыков. Когда людям бывает трудно выразить свои мысли словами, они прибегают к рисованию, а затем в беседе раскрывают свои чувства и объясняют причины действий. Различные виды рисования помогают наладить сотрудничество, взаимопомощь, учат корректировать совместные действия. Кроме этого, проективное рисование помогает интерпретировать и диагностировать затруднения в общении. Цель проективного рисования для человека довольно проста — с помощью художественных средств (цвет, форма) передать свое эмоциональное переживание, но ее реализация имеет огромное значение для личностного развития.
В проективном рисовании существует несколько методик. Чаще всего в литературе встречается классификация С. Кратохвила, согласно которой оно разделяется на:
—свободное рисование, когда каждый рисует, что хочет;
—коммуникативное рисование, когда рисуют в парах, обща
ются с помощью образов, линий, красок;
—дополнительное рисование, когда рисунок идет по кругу уча
стников: начинает один, другой продолжает, последний заканчи
вает;
— совместное рисование, когда все рисуют на одном листе.
Темы рисунков (С. С. Харин):
—собственное прошлое, настоящее: «Мой обычный день», «Я
и дети», «Ситуации, где я чувствую неуверенность»;
—будущее или абстрактное понятие: «Три желания», «Остров
счастья», «Одиночество», «Кем бы я хотел быть»;
—отношения в группе: «Наша группа», «Что ожидал и что по
лучил от участия в группе».
В методике проективного рисования целевые акценты разнообразны, одной из целей может стать развитие способности к социальному восприятию. Участник учится описывать свои чувства «чувствую, рисую, вижу, говорю о себе, о других».
Можно предложить несколько вариантов заданий. Например, весьма эффективными могут оказаться упражнения «Ты как...», предлагающие с помощью символов изобразить каждого участника группы. Упражнение «Рисунок как ответ» позволяет выразить свое настроение. Для формирования умения партнерских отношений уместно упражнение «Рисунок вместо слов», в котором участникам предлагается нарисовать картину, отображающую их желания.
Чтобы ускорить процесс знакомства, можно использовать упражнение «Нарисуй свое имя», в нем задание такое: «Нарисуй свое имя или настроение, возникающее у тебя от воспоминаний о своем имени». Многоцелевым является упражнение с использованием метафор. Задание такое: «Нарисуй «Я себя чувствую, словно...».
Сложные ассоциации вызывают стихи, проза, песни, романсы, которые вполне могут стать темой для задания проективного рисования «Текст как тема», они позволяют выразить свои чувства через образное восприятие конкретного текста.
В организации проективного рисования как метода существуют свои методические рекомендации:
1. Участие в рисовании должно быть обязательно доброволь
ным.
2. Следует внимательно отнестись к подбору материала, так как
он несет определенную смысловую нагрузку при выражении чело
веком себя в рисунке, указывая на область конфликтов и на сте
пень готовности к эмоциональному самовыражению.
3. С помощью красок эмоции, образы бессознательно протека
ют через руки прямо в материал и отображают настроения чело
века с минимальным участием контроля и критики. Акварель и
пастель помогают выразить текучесть и динамичность душевных
процессов. Цветовое богатство восковых мелков дает возможность
разнообразить процесс самореализации, но это твердый материал,
поэтому хорошо подходит тем, кто пугается текучести. Рисование
фломастерами и карандашами предполагает сильный контроль, ими
можно лишь провести линии, нарисовать фигуры с четкими кон
турами и границами. Выбор этого материала для рисования ука
зывает на депрессивные моменты (черный карандаш) или на пре
пятствия в эмоциональном выражении. Бумага для рисования
должна быть большого формата, побуждающая к широким движе
ниям, особенно если рисуют красками.
4. При выборе упражнения проективного рисования возраст
участника не играет существенной роли.
5. Во время рисования ведущему не следует вмешиваться в про
цесс. Его предложения или интерпретации могут только помешать.
6. Выражение чувств участниками не должно быть принуди
тельным, но ведущему следует продумать способы поддержки про
явления эмоций.
7. Работать над рисунком нужно легко, с удовольствием, по
этому уместен юмор и упражнения могут носить форму игры.
8. Инструкция по выполнению задания должна отражать мето
дические особенности того или иного вида рисования. Например,
при использовании для рисования текста его сначала зачитывают,
а затем предлагают нарисовать свое впечатление, а не просто ил
люстрацию к содержанию. В рисовании музыкальных картин ак
цент делается на установку свободы проявления: «Дайте вашим
кисточкам (карандашам) возможность потанцевать друг с другом
под музыку».
9. Существует несколько правил обсуждения готовых рисунков:
—ведущему необходимо подготовить содержание беседы по по
воду нарисованного;
—участнику предоставляется право говорить/не говорить о сво
их рисунках;
—исключается деструктивная критика;
—демонстрация рисунков одновременно, просмотр и сравне
ние совместными усилиями общего и отличного в содержании;
—если разбирается каждый рисунок отдельно, то он перехо
дит из рук в руки и участники высказываются о его психологиче
ском содержании;
—при анализе рисунка учитывается не уровень изображения,
а передача эмоциональных состояний участника.
10. Полезно начинать и заканчивать каждое занятие, если оно
состоит из заданий по проективному рисованию, определенным
ритуалом (телесным упражнением, медитацией).
Рисование позволяет человеку выразить свое отношение к действительности, в своем творчестве открыть себя.
Психогимнастика
Во время общения человеку важно знать, насколько его информация воспринимаема партнером как на вербальном, так и на невербальном уровне. Хотя и говорят, что невербальные компоненты общения выражают истинное отношение людей друг к другу, зачастую человеку не хватает средств, чтобы выразить себя. Ликвидировать подобного рода пробелы можно с помощью психогимнастики, которая позволяет участникам проявлять себя и общаться без слов через язык тела. Термин «психогимнастика» употребляется в узком и широком значениях слова (А. А. Осипо-ва). В первом случае это игры и этюды на использование двигательной экспрессии как средства коммуникации. Во втором — это специальный курс, занятия в котором направлены на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сфер.
Основным содержанием психогимнастических упражнений является отработка навыков снятия эмоционального напряжения и образной передачи чувств.
Психогимнастические упражнения могут быть направлены на развитие внимания, на выражение эмоций и отдельных свойств личности, релаксацию, мимические и пантомимические этюды (М. И. Чистякова, Н. Ю. Хрящева
В разнообразных тренингах психогимнастические упражнения часто используются в виде игр, поэтому следует подробнее остановиться на применении методических установок.
1. При выборе психогимнастического упражнения ведущему следует найти ответы на следующие вопросы:
«Что необходимо достичь в результате проведения упражнения? Должно измениться состояние группы, отдельного участника или материал упражнений будет способствовать продвижению группы вперед в содержательном плане?»
«На каком этапе развития групповой динамики находится группа?» Может, необходим подбор упражнений на сплоченность или на раскрепощенность, непринужденность поведения участников?
«В какое время дня будет проводиться тренинг?»
Если утром — то это должны быть упражнения на мобилизацию внимания, интеллектуализацию, активность, включение в ситуацию «здесь и теперь». Если во второй половине дня — упражнения на эмоциональную разрядку, снятие усталости.
2. Для проведения некоторых упражнений требуются опреде
ленные характеристики композиции группы: контингент, половой,
ролевой статусы, межличностные отношения, особенности опыта
участников.
3. При планировании упражнения в программе занятия нужно
учитывать наличие у членов группы необходимого опыта (знаний)
из предшествующего материала курса и ориентироваться на опти
мальное психофизиологическое состояние группы.
4. Особую роль играют временные параметры: общее время, за
траченное на упражнение, его место в распорядке занятия.
5. Необходимо продумать способы объяснения инструкции к
упражнению:
—она должна быть ясной, лаконичной, содержать достаточную
информацию;
—ее не следует перегружать излишними пояснениями и дета
лями;
—нельзя допускать, чтобы инструкция ведущего длилась доль
ше, чем выполнение самого упражнения.
6. Методика оглашения инструкции должна быть такой:
—при проговаривании инструкции ведущий старается устано
вить визуальный контакт с участниками тренинга. Это необхо
димо, чтобы повысить уровень внимания для более осознанного
восприятия как отдельных фрагментов инструкции, так и ее в
целом;
—иногда инструкция может сопровождаться примером, иллю
страцией выполнения задания;
—инструкция заканчивается вопросом: «Возможно, надо что-
то уточнить, пояснить?»;
приступать к выполнению упражнений следует только после
того, как ведущий убедится в том, что все участники понимают,
знают, что надо делать
7. Итоги упражнения могут подводиться кратко, без подробно
го анализа, в виде конкурса, подарков и т. п.
8. Ведущий может предложить участникам психогимнастиче
ские упражнения, касающиеся шести различных областей, однако
эта тематика требует серьезной работы и подробного анализа и ча
ще используется в психотерапевтических целях на отдельных за
нятиях, имеющих свою структуру и особенности:
—ежедневные житейские ситуации («Выход из дома», «Приход
на работу»);
—проблематика отдельных членов группы («Какой я есть», «Ка
ким меня видят окружающие»);
—человеческие конфликты («Утешение плачущего ребенка»,
«Преодоление преграды»);
—отношения в группе («Показать свое отношение к другим»);
—фантазии и сказки («Каким бы я хотел быть, если бы был
заколдован», «Бал-маскарад»);
—отношения к группе и своему пребыванию в ней («Чувство,
с которым я пришел в группу»).
При анализе этих тематических упражнений важно выражение переживаний как участниками, так и наблюдателями.
Музыкальная психотерапия
Музыкально-рациональная психотерапия представляет собой совокупность методов и приемов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных человеку переживаний и формирование у него такого мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым (В. И. Петрушин).
Музыка как фактор воздействия на человека известна давно, но теоретическое обоснование ее как метода коррекции исследователи относят к 40-м гг. XX в. Возможность использования музыки в психотерапевтических целях обосновывается тем, что в процессе восприятия происходит не только музыкальное развитие личности, дальнейшее формирование творческого воображения, эмоциональной сферы и эстетических потребностей, но и улучшение психического состояния посредством релаксации, катарсиче-ской разрядки. Также музыка оказывает действенное влияние на физическое состояние людей, когда через пение или движение совершенствуются ориентировка в пространстве, образность движений, а голос приобретает мелодичность и интонационную выразительность. С помощью музыки у человека появляются новые формы экспрессивного поведения. В процессе музыкально-творческой деятельности происходит эстетизация восприятия окружающего мира, человек понимает, что любое его душевное состояние может быть выражено в музыке. Музыкальная импровизация дает возможность почувствовать, увидеть свои возможности через форму воспроизведения, удобную для человека.
Основу музыкотерапии как метода психокоррекции составляет активное восприятие музыкальных произведений, которое с точки
зрения психокоррекции представляет собой процесс раскодирования чувств, мыслей, заложенных в музыкальном произведении, сыгранном исполнителем и представленном самим слушателем.
Можно выделить несколько способов применения музыки.
Чаще всего музыка используется как эмоциональный фон во время выполнения заданий, например во время рисования.
Для активизации зрительных образов и представлений применяется прием слушания-восприятия музыкального произведения. Например, слушается музыка, что-то представляется под нее. Музыкальные образы стимулируют развитие фантазии, способствуют перевоплощению.
Музыкальная ритмика избавляет от психомоторных зажимов. Ритмические упражнения обеспечивают многоканальность стимулов, организующих и концентрирующих внимание за счет сочетания акустических, оптических, тактильных и кинестетических элементов.
С помощью музыки создаются образы в психогимнастических упражнениях. Короткие, образные задания создают экспрессию движений.
Прием музыкально-психологического массажа заключается в тренировке подвижности нервных процессов. Он эффективен для снятия отрицательных переживаний. Чтобы поменять внутреннюю картинку, предлагается послушать музыку, противоположную тому настроению, в котором находится человек в данный момент. Например, в момент грусти мы слушаем любимые произведения или включаем классическую музыку со светлым настроением.
Музыка интегрируется с изобразительной деятельностью в проективном рисовании.
Прием музыкального самовнушения преследует цель формирования оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения. Достигается это при помощи специально созданных формул самовнушения или пением песен с жизнеутверждающим началом.
Исполнение песен, танцы, игра на инструменте, шумовой оркестр как прием позволяют человеку в доступных ему рамках выразить свое отношение и к музыке, и к окружающей действительности.
Выполнение творческих заданий — самый трудный метод. Он используется в песенной и музыкально-ритмической деятельности путем импровизации, стимулирует самовыражение личности.
В психокоррекционной работе применяется прием «музыка как увлечение». Люди с удовольствием говорят о своих увлечениях, приводят музыкальные примеры, делятся опытом. Эмоциональная заинтересованность снимает множество психологических барьеров.
При использовании музыки следует соблюдать несколько правил:
— музыка как фон должна звучать негромко, чтобы не мешать выполнению основного задания;
—после первого прослушивания музыкального произведения
проводится беседа, затем для закрепления процесса восприятия
можно дать прослушать музыку еще раз;
—после прослушивания желательно провести дискуссию, в ко
торой акцент делается на чувства и переживания, которые возник
ли в момент слушания произведения.