Технологии выбора темы дискуссии

Ранжирование

1. Участники делятся на микрогруппы по 4—7 человек.

2. Вступительное слово ведущего, в котором указывается цен­
ность совместного обсуждения.

3. Микрогруппы в течение 4—6 мин обсуждают и записывают
желаемые темы дискуссии.

4. Результаты обсуждения фиксируются на доске в виде ран­
жирования.

5. Таблица результатов ранжирования.
«Мозговой штурм»

Приемы обострения дискуссии

1. Демонстрация «непонимания».

Фразы ведущего: «Я не совсем понимаю, что вы имели в ви­ду», «Ваш тезис неясен, уточните его, пожалуйста».

2. «Сомнение».

Фразы ведущего: «Так ли это?», «Это все?», «Верно ли это?», «Вы уверены в своем тезисе?».

3. «Проблематизация». Состоит в требовании объяснить, обос­
новать высказанные утверждения.

Фразы ведущего: «Обоснуйте ваше высказывание», «Что это зна­чит?», «Объясните нам, почему это так».

4. Альтернатива. Ведущий просит обосновать тезис, утвержде­
ние, противоположное высказанному.

5. Доведение до абсурда. Ведущий соглашается с высказывани­
ем, а затем делает из него абсурдные выводы.

6. «Нет-стратегия», или «отрицание». Ведущий говорит «нет» на
все высказывания участников.

Фразы ведущего: «Нет, так не бывает», «Этого не может быть».

Стратегии ведения дискуссии

1.Свободное ведение дискуссии. Достигается внешней пассивно­
стью со стороны ведущего дискуссии, его роль — внимательное
слушание и в случае необходимости предложение отдельных реше­
ний. Для начала такой дискуссии характерна вязкость темы. Веду­
щий не декларирует цель и способы работы. Группа как бы сама
приходит к решению проблемы.

2. Программированное ведение дискуссии. Предполагает наличие
плана у ведущего.

3. Компромиссная стратегия, сочетающая программу со свобод­
ным ведением.

Советы по ведению дискуссии

1. Регламентированное время выступления.

2. Способ организации общения участников группы — коллек­
тивное обсуждение какой-либо проблемы.

Обсуждение может проходить:

—методом эстафеты, когда каждый передает слово кому счи­
тает нужным;

—высказыванием по кругу, когда каждый высказывает свое
мнение вслед за соседом.

3. Даже если говорящий выходит за регламент, ведущий про­
сит группу дослушать, так как это важно для всех, и прежде все­
го для выступающего.

4. В дискуссии используется принцип обратной связи: каждый
по-своему оценивает ситуацию.

5. С целью снятия напряжения используется эмоционально
окрашенный экспромт ведущего, который провоцирует участников
на вступление в диалог. Ведущий создает впечатление, что ему са­
мому хочется закончить интересную мысль, и он должен быть по­
стоянно готов передать эстафету активности членам группы.

6. Во время дискуссии могут возникнуть трудности:

—нежелание включаться в дискуссию (участники-молчуны);

—переключение внимания с проблемы на личность;

—излишняя горячность;

— роль «монополизатора дискуссии» некоторых участников.
Методика преодоления трудностей(Л. А. Петровская) такая:

I. Преодоление пассивности участников дискуссии. Необходимо выяснить причину и наметить пути устранения затруднений.

1) Боязнь критики — организовать дискуссию по принципу
«мозгового штурма»;

2) застенчивость — установить очередность высказываний;

3) робость — дать возможность участнику подготовиться зара­
нее.

II. Преодоление враждебности:

1) Технологии выбора темы дискуссии - student2.ru сформировать диады: участники с противоположными мне­
ниями за отведенное время должны найти пункты, в которых их
мнения совпадают;

2) сформировать триаду, в которой двое спорят, а третий, ар­
битр, следит за временем и за выполнением правил дискуссии. В
течение 5 мин каждая из сторон говорит друг другу, что в его по­
зиции не нравится.

III.Борьба с монополизированием дискуссии:

1) ограничение времени выступления;

2) использование обратной связи;

3) меньше говорить самому, больше спрашивать других.
Дискуссия как коллективная форма обсуждения способствует

формированию практического опыта взаимодействующих партне­ров, снижает барьеры общения, повышает продуктивность об­щения.

Ролевые игры

Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. Их содержанием является не предмет и его употребле­ние, а отношения между людьми, осуществляющиеся через дейст­вия с предметами. Главное для участников — вжиться в роль, сво­бодно ее сыграть в соответствии с некоторым сценарием, который определяет порядок действий.

Выделяют несколько организационных моментов ролевой игры.

Во-первых, ведущий информирует о теме и цели игры, создает установки участникам на выполнение ролевых функций.

Информация преподносится как:

—скрытое инструктирование: ведущий говорит о том, что бу­
дет происходить в ближайший отрезок времени; связывает опре­
деленные позиции и роли;

—открытое инструктирование: дает прямые указания на со­
блюдение правил;

—моделирующее инструктирование — комплекс взаимосвязан­
ных инструкций в партитуре игры, т. е. моделирующей игровой
ситуации: персонажи, фабула, явные вводные предписания «артис­
там»;

—техническое сопровождение, т. е. определение временного
отрезка, в течение которого может протекать игра.

Во-вторых, ведущий моделирует поведение участников игры.

Моделирование представляет собой такое направление в дея­тельности ведущего, где он пытается достигнуть воспроизведения участниками в условиях специально структурированных поведен­ческих ситуаций свойств реального процесса деятельности обще­ния, которые в последующем становятся предметом обсуждения.

Необходимость моделирования обусловлена двумя основаниями:

— воспроизводимая в группе поведенческая ситуация как мо­
дель (в виде игры, упражнений) на самом деле проявляет некото­
рые свойства делового общения;

— условность ситуации позволяет гипертрофировать, шаржиро­вать ту или иную сторону общения.

При моделировании игровой поведенческой ситуации ведущий должен обратить внимание на сознательное воспроизведение уча­стниками цели разыгрываемых сюжетов, которые определяются ин­струкцией, и на феномен реального поведения, который на самом деле проявляется в игре.

В-третьих, ведущий осуществляет фиксацию результатов игры.

При фиксации предложенного материала учитываются:

1. Поведенческая реальность, т. е. действия, поступки, выска­
зывания участников, ответы на вопросы, что и как говорит че­
ловек.

2. Предметная реальность, т. е. продукты деятельности людей
в виде вещей или других материализованных форм.

3. Ментальная реальность — это то, что обнаруживается в яв­
ном виде: фразы партнеров по общению, цели и намерения уча­
стников, переживаемые чувства, ответы на вопросы: зачем? Поче­
му? С какими затратами человек что-либо делает?

4. Объективизация результатов, т. е. доведение до сознания уча­
стников основного содержания материала, обнаружение скрытых
фактов.

5. Объективизация событий. В качестве объекта выступает факт
или результат собственной деятельности человека.

В-четвертых, ведущий организует рефлексивную деятельность группы через организацию наблюдения и тематическое обсуж­дение.

Для анализа предлагает использовать усвоенные основные по­нятия (например, манипуляция, давление, сотрудничество).

Предоставляет опорные точки анализа (факты поведения, пред­меты, которые являются параметрами реального обучения).

Продумывает ключевые вопросы к группе и отдельным ее чле­нам, причем акцент делает на адресную постановку вопросов.

Обеспечивает порядок включения материала в обсуждение.

Ролевым играм предшествует разминка,состоящая из трех стадий:

1. Раскрепощение двигательной активности.

2. Стимуляция поведенческих реакций.

3. Фокусировка внимания участников на задании (теме).
Примерами игр-разминок могут служить такие, как «Волейбол

с воображаемым шариком» (передача шарика друг другу) — участ­ники стоят на расстоянии 2—3 м друг от друга в двух колоннах; «Учитель танцев» — все в кругу стоят лицом друг к другу. «Учи­тель танцев» должен показать какое-либо движение: объяснить по­следовательность, организовать четкость выполнения по команде (счет, хлопки). «Учитель танцев» передает свою роль другому, ког­да будет удовлетворен работой всех.

Разыгрывание ролевых ситуаций можно представить как разно­видность ролевых игр. Интересен прием тем, что позволяет уви

Технологии выбора темы дискуссии - student2.ru деть участников группы в поведенческом аспекте, в ходе решения роли. В этом методе важно обсуждение: насколько участнику им­понировала роль, с кем играть труднее, какие чувства вызвали уча­стники друг у друга.

Ролевые игры являются необходимым методом в отработке на­выков межличностного взаимодействия для расширения ролевого поведенческого веера.

Анализ конкретных ситуаций

Вкачестве метода он используется для фиксации опыта участ­ников тренинга.

Ситуация обозначает любую совокупность обстоятельств, в ко­торых может оказаться человек (Ю. Н. Емельянов). В обычном по­нимании этого слова под ситуацией подразумевается комплекс объ­ективных факторов, влияющих на человека; система социальных установок, характерная для участников ситуации; эго-вовлеченность их в событие.

Анализ ситуаций ориентирует участников на развитие комму­никативных умений и навыков в двух планах: на реализацию оп­ределенных задач и на межличностные отношения. В ходе анали­за каждый участник уясняет свою точку зрения, разговор по поводу ситуации способствует развитию у них инициативы и навыков со­циальной чувствительности.

Метод оказывается эффективным тогда, когда группа излишне начинает «интеллектуализировать» решение проблемы или когда трудно вербализовать проблемы и эмоции участников.

Особая значимость метода анализа ситуаций заключается в том, что в конкретной ситуации происходит отработка навыков мораль­ного выбора, позволяющего диагностировать уровень нравственно­го развития личности, осознания участниками последствий выбо­ра того или иного типа поведения, адекватного для окружающих и для собственного «Я» в системе общественных отношений.

Метод решает важные задачи: учит участников отделять глав­ное от второстепенного, формулировать проблемы, моделировать особо сложные ситуации; прививает умение слушать и взаимодей­ствовать с другими, а также демонстрирует многозначность воз­можных решений.

Выделяют два вида ситуаций:

1. Построенные на принципе «здесь и теперь». Участникам пред­
лагается вспомнить случаи, ситуации, произошедшие с ними не­
посредственно на занятии.

2. Построенные на принципе «там и тогда». Участники описы­
вают случаи из личной жизни, профессиональной практики, име­
ющие значимость для них, для группы.

При организации ситуаций возможны следующие варианты: 1. Группа может делиться на две-три подгруппы, каждая из ко­торых решает задачу самостоятельно, затем происходит обмен мне­ниями

2. Заданную ситуацию каждый решает самостоятельно, инди­
видуально, а потом идет коллективное обсуждение.

3. Для воспроизведения ситуаций на занятии отводится кон­
кретное время, но ситуации могут быть описаны дома и принесе­
ны в группу. Домашнее описание дает возможность участникам бо­
лее глубоко рефлексировать воспоминания.

Проективное рисование

Проективное рисование считается интенсивным методом пси-хокоррекционной работы. С его помощью совершенствуются пси­хические качества личности, повышается ее художественная ком­петентность, человек получает возможность освободиться от сильных переживаний и конфликтов, усилить ощущение собственной лич­ностной ценности, развить навыки внимания к собственным чув­ствам. В рисовании ему предоставляются условия для непрямого удовлетворения антисоциальных импульсов.

Данный метод является средством координирования личностью своих коммуникативных навыков. Когда людям бывает трудно вы­разить свои мысли словами, они прибегают к рисованию, а затем в беседе раскрывают свои чувства и объясняют причины действий. Различные виды рисования помогают наладить сотрудничество, взаимопомощь, учат корректировать совместные действия. Кроме этого, проективное рисование помогает интерпретировать и диагно­стировать затруднения в общении. Цель проективного рисования для человека довольно проста — с помощью художественных средств (цвет, форма) передать свое эмоциональное переживание, но ее ре­ализация имеет огромное значение для личностного развития.

В проективном рисовании существует несколько методик. Ча­ще всего в литературе встречается классификация С. Кратохвила, согласно которой оно разделяется на:

—свободное рисование, когда каждый рисует, что хочет;

—коммуникативное рисование, когда рисуют в парах, обща­
ются с помощью образов, линий, красок;

—дополнительное рисование, когда рисунок идет по кругу уча­
стников: начинает один, другой продолжает, последний заканчи­
вает;

— совместное рисование, когда все рисуют на одном листе.
Темы рисунков (С. С. Харин):

—собственное прошлое, настоящее: «Мой обычный день», «Я
и дети», «Ситуации, где я чувствую неуверенность»;

—будущее или абстрактное понятие: «Три желания», «Остров
счастья», «Одиночество», «Кем бы я хотел быть»;

—отношения в группе: «Наша группа», «Что ожидал и что по­
лучил от участия в группе».

В методике проективного рисования целевые акценты разнооб­разны, одной из целей может стать развитие способности к соци­альному восприятию. Участник учится описывать свои чувства «чув­ствую, рисую, вижу, говорю о себе, о других».

Можно предложить несколько вариантов заданий. Например, весьма эффективными могут оказаться упражнения «Ты как...», предлагающие с помощью символов изобразить каждого участни­ка группы. Упражнение «Рисунок как ответ» позволяет выразить свое настроение. Для формирования умения партнерских отноше­ний уместно упражнение «Рисунок вместо слов», в котором уча­стникам предлагается нарисовать картину, отображающую их же­лания.

Чтобы ускорить процесс знакомства, можно использовать уп­ражнение «Нарисуй свое имя», в нем задание такое: «Нарисуй свое имя или настроение, возникающее у тебя от воспоминаний о сво­ем имени». Многоцелевым является упражнение с использовани­ем метафор. Задание такое: «Нарисуй «Я себя чувствую, словно...».

Сложные ассоциации вызывают стихи, проза, песни, романсы, которые вполне могут стать темой для задания проективного ри­сования «Текст как тема», они позволяют выразить свои чувства через образное восприятие конкретного текста.

В организации проективного рисования как метода существу­ют свои методические рекомендации:

1. Участие в рисовании должно быть обязательно доброволь­
ным.

2. Следует внимательно отнестись к подбору материала, так как
он несет определенную смысловую нагрузку при выражении чело­
веком себя в рисунке, указывая на область конфликтов и на сте­
пень готовности к эмоциональному самовыражению.

3. С помощью красок эмоции, образы бессознательно протека­
ют через руки прямо в материал и отображают настроения чело­
века с минимальным участием контроля и критики. Акварель и
пастель помогают выразить текучесть и динамичность душевных
процессов. Цветовое богатство восковых мелков дает возможность
разнообразить процесс самореализации, но это твердый материал,
поэтому хорошо подходит тем, кто пугается текучести. Рисование
фломастерами и карандашами предполагает сильный контроль, ими
можно лишь провести линии, нарисовать фигуры с четкими кон­
турами и границами. Выбор этого материала для рисования ука­
зывает на депрессивные моменты (черный карандаш) или на пре­
пятствия в эмоциональном выражении. Бумага для рисования
должна быть большого формата, побуждающая к широким движе­
ниям, особенно если рисуют красками.

4. При выборе упражнения проективного рисования возраст
участника не играет существенной роли.

5. Во время рисования ведущему не следует вмешиваться в про­
цесс. Его предложения или интерпретации могут только помешать.

6. Выражение чувств участниками не должно быть принуди­
тельным, но ведущему следует продумать способы поддержки про­
явления эмоций.

7. Работать над рисунком нужно легко, с удовольствием, по­
этому уместен юмор и упражнения могут носить форму игры.

8. Инструкция по выполнению задания должна отражать мето­
дические особенности того или иного вида рисования. Например,
при использовании для рисования текста его сначала зачитывают,
а затем предлагают нарисовать свое впечатление, а не просто ил­
люстрацию к содержанию. В рисовании музыкальных картин ак­
цент делается на установку свободы проявления: «Дайте вашим
кисточкам (карандашам) возможность потанцевать друг с другом
под музыку».

9. Существует несколько правил обсуждения готовых рисунков:

—ведущему необходимо подготовить содержание беседы по по­
воду нарисованного;

—участнику предоставляется право говорить/не говорить о сво­
их рисунках;

—исключается деструктивная критика;

—демонстрация рисунков одновременно, просмотр и сравне­
ние совместными усилиями общего и отличного в содержании;

—если разбирается каждый рисунок отдельно, то он перехо­
дит из рук в руки и участники высказываются о его психологиче­
ском содержании;

—при анализе рисунка учитывается не уровень изображения,
а передача эмоциональных состояний участника.

10. Полезно начинать и заканчивать каждое занятие, если оно
состоит из заданий по проективному рисованию, определенным
ритуалом (телесным упражнением, медитацией).

Рисование позволяет человеку выразить свое отношение к дей­ствительности, в своем творчестве открыть себя.

Психогимнастика

Во время общения человеку важно знать, насколько его инфор­мация воспринимаема партнером как на вербальном, так и на не­вербальном уровне. Хотя и говорят, что невербальные компонен­ты общения выражают истинное отношение людей друг к другу, зачастую человеку не хватает средств, чтобы выразить себя. Лик­видировать подобного рода пробелы можно с помощью психо­гимнастики, которая позволяет участникам проявлять себя и об­щаться без слов через язык тела. Термин «психогимнастика» употребляется в узком и широком значениях слова (А. А. Осипо-ва). В первом случае это игры и этюды на использование двига­тельной экспрессии как средства коммуникации. Во втором — это специальный курс, занятия в котором направлены на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сфер.

Основным содержанием психогимнастических упражнений яв­ляется отработка навыков снятия эмоционального напряжения и образной передачи чувств.

Психогимнастические упражнения могут быть направлены на развитие внимания, на выражение эмоций и отдельных свойств личности, релаксацию, мимические и пантомимические этюды (М. И. Чистякова, Н. Ю. Хрящева

В разнообразных тренингах психогимнастические упражнения часто используются в виде игр, поэтому следует подробнее оста­новиться на применении методических установок.

1. При выборе психогимнастического упражнения ведущему сле­дует найти ответы на следующие вопросы:

«Что необходимо достичь в результате проведения упражнения? Должно измениться состояние группы, отдельного участника или материал упражнений будет способствовать продвижению группы вперед в содержательном плане?»

«На каком этапе развития групповой динамики находится груп­па?» Может, необходим подбор упражнений на сплоченность или на раскрепощенность, непринужденность поведения участников?

«В какое время дня будет проводиться тренинг?»

Если утром — то это должны быть упражнения на мобилиза­цию внимания, интеллектуализацию, активность, включение в си­туацию «здесь и теперь». Если во второй половине дня — упраж­нения на эмоциональную разрядку, снятие усталости.

2. Для проведения некоторых упражнений требуются опреде­
ленные характеристики композиции группы: контингент, половой,
ролевой статусы, межличностные отношения, особенности опыта
участников.

3. При планировании упражнения в программе занятия нужно
учитывать наличие у членов группы необходимого опыта (знаний)
из предшествующего материала курса и ориентироваться на опти­
мальное психофизиологическое состояние группы.

4. Особую роль играют временные параметры: общее время, за­
траченное на упражнение, его место в распорядке занятия.

5. Необходимо продумать способы объяснения инструкции к
упражнению:

—она должна быть ясной, лаконичной, содержать достаточную
информацию;

—ее не следует перегружать излишними пояснениями и дета­
лями;

—нельзя допускать, чтобы инструкция ведущего длилась доль­
ше, чем выполнение самого упражнения.

6. Методика оглашения инструкции должна быть такой:

—при проговаривании инструкции ведущий старается устано­
вить визуальный контакт с участниками тренинга. Это необхо­
димо, чтобы повысить уровень внимания для более осознанного
восприятия как отдельных фрагментов инструкции, так и ее в
целом;

—иногда инструкция может сопровождаться примером, иллю­
страцией выполнения задания;

—инструкция заканчивается вопросом: «Возможно, надо что-
то уточнить, пояснить?»;

приступать к выполнению упражнений следует только после
того, как ведущий убедится в том, что все участники понимают,
знают, что надо делать

7. Итоги упражнения могут подводиться кратко, без подробно­
го анализа, в виде конкурса, подарков и т. п.

8. Ведущий может предложить участникам психогимнастиче­
ские упражнения, касающиеся шести различных областей, однако
эта тематика требует серьезной работы и подробного анализа и ча­
ще используется в психотерапевтических целях на отдельных за­
нятиях, имеющих свою структуру и особенности:

—ежедневные житейские ситуации («Выход из дома», «Приход
на работу»);

—проблематика отдельных членов группы («Какой я есть», «Ка­
ким меня видят окружающие»);

—человеческие конфликты («Утешение плачущего ребенка»,
«Преодоление преграды»);

—отношения в группе («Показать свое отношение к другим»);

—фантазии и сказки («Каким бы я хотел быть, если бы был
заколдован», «Бал-маскарад»);

—отношения к группе и своему пребыванию в ней («Чувство,
с которым я пришел в группу»).

При анализе этих тематических упражнений важно выражение переживаний как участниками, так и наблюдателями.

Музыкальная психотерапия

Музыкально-рациональная психотерапия представляет собой со­вокупность методов и приемов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных человеку переживаний и формиро­вание у него такого мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым (В. И. Петрушин).

Музыка как фактор воздействия на человека известна давно, но теоретическое обоснование ее как метода коррекции исследо­ватели относят к 40-м гг. XX в. Возможность использования му­зыки в психотерапевтических целях обосновывается тем, что в про­цессе восприятия происходит не только музыкальное развитие личности, дальнейшее формирование творческого воображения, эмоциональной сферы и эстетических потребностей, но и улучше­ние психического состояния посредством релаксации, катарсиче-ской разрядки. Также музыка оказывает действенное влияние на физическое состояние людей, когда через пение или движение со­вершенствуются ориентировка в пространстве, образность движе­ний, а голос приобретает мелодичность и интонационную вырази­тельность. С помощью музыки у человека появляются новые формы экспрессивного поведения. В процессе музыкально-творческой де­ятельности происходит эстетизация восприятия окружающего ми­ра, человек понимает, что любое его душевное состояние может быть выражено в музыке. Музыкальная импровизация дает воз­можность почувствовать, увидеть свои возможности через форму воспроизведения, удобную для человека.

Основу музыкотерапии как метода психокоррекции составляет активное восприятие музыкальных произведений, которое с точки

зрения психокоррекции представляет собой процесс раскодирова­ния чувств, мыслей, заложенных в музыкальном произведении, сыгранном исполнителем и представленном самим слушателем.

Можно выделить несколько способов применения музыки.

Чаще всего музыка используется как эмоциональный фон во время выполнения заданий, например во время рисования.

Для активизации зрительных образов и представлений приме­няется прием слушания-восприятия музыкального произведения. Например, слушается музыка, что-то представляется под нее. Му­зыкальные образы стимулируют развитие фантазии, способствуют перевоплощению.

Музыкальная ритмика избавляет от психомоторных зажимов. Ритмические упражнения обеспечивают многоканальность стиму­лов, организующих и концентрирующих внимание за счет сочета­ния акустических, оптических, тактильных и кинестетических эле­ментов.

С помощью музыки создаются образы в психогимнастических упражнениях. Короткие, образные задания создают экспрессию дви­жений.

Прием музыкально-психологического массажа заключается в тренировке подвижности нервных процессов. Он эффективен для снятия отрицательных переживаний. Чтобы поменять внутреннюю картинку, предлагается послушать музыку, противоположную тому настроению, в котором находится человек в данный момент. На­пример, в момент грусти мы слушаем любимые произведения или включаем классическую музыку со светлым настроением.

Музыка интегрируется с изобразительной деятельностью в про­ективном рисовании.

Прием музыкального самовнушения преследует цель формиро­вания оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения. Достигается это при помощи специально созданных формул само­внушения или пением песен с жизнеутверждающим началом.

Исполнение песен, танцы, игра на инструменте, шумовой ор­кестр как прием позволяют человеку в доступных ему рамках вы­разить свое отношение и к музыке, и к окружающей действитель­ности.

Выполнение творческих заданий — самый трудный метод. Он используется в песенной и музыкально-ритмической деятельности путем импровизации, стимулирует самовыражение личности.

В психокоррекционной работе применяется прием «музыка как увлечение». Люди с удовольствием говорят о своих увлечениях, приводят музыкальные примеры, делятся опытом. Эмоциональ­ная заинтересованность снимает множество психологических барьеров.

При использовании музыки следует соблюдать несколько пра­вил:

— музыка как фон должна звучать негромко, чтобы не мешать выполнению основного задания;

—после первого прослушивания музыкального произведения
проводится беседа, затем для закрепления процесса восприятия
можно дать прослушать музыку еще раз;

—после прослушивания желательно провести дискуссию, в ко­
торой акцент делается на чувства и переживания, которые возник­
ли в момент слушания произведения.

Наши рекомендации