Способы проведения текущего и итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется в форме контроля знаний по содержательным модулям, группового опросов на лекциях, понятийных диктантов, анализа самостоятельно выполненных работ, выступлений на семинарских занятиях, защите рефератов, модульного контроля. Итоговый контроль осуществляется в виде зачета.

Критерии оценивания активности на семинарских занятиях:

3 балла – выступление на семинаре, основанное на выполнении всех поставленных перед студентами задач, активное восприятие предлагаемой информации, участие в дискуссии по обсуждению проблем, вынесенных на семинар

2 балла – выступление на семинаре, основанное на выполнении большинства поставленных учебных задач, активное восприятие предлагаемой информации, использование при ее анализе знаний, умений и навыков, соответствующих содержанию изучаемого раздела и дисциплины в целом.

1 балл - выступление на семинаре, основанное на выполнении лишь некоторых поставленных учебных задач, пассивное восприятие предлагаемой информации.

0 баллов – неготовность студента к семинарскому занятию.

Критерии оценивания самостоятельной работы студентов:

Каждая самостоятельная работа оценивается в 3балла

0 баллов – работа не выполнена

1-2 балл – работа выполнена с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2)

3 балла – работа выполнена полностью со всеми требованиями.

Критерии оценивания успешности выполнения тестового контроля модулей курса:

0 баллов - от 0 до 29% правильно выполненных заданий

5 баллов - от 30 до 44 % правильно выполненных заданий

балла - от 45 до 59 % правильно выполненных заданий

3 балла - 60 – 74 % правильно выполненных заданий

4 балла – 75 – 89 % правильно выполненных заданий

5 баллов – от 90 до 100 % правильно выполненных заданий

Критерии оценивания успешности выполнения итогового тестового контроля:

25 правильно выполненных заданий- 25 баллов

24-23 правильно выполненных заданий- 20 баллов

22-18 правильно выполненных заданий- 15 баллов

17- 14 правильно выполненных заданий- 10баллов

13-10 правильно выполненных заданий – 5 баллов

X. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: дидактический раздаточный материал иллюстративные материалы, схемы, таблицы к различным темам курса .

XI. РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

11.1. Основная литература

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы. М: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004

2. Большой психологический словарь. \ Под ред. Мещерякова Б. – СПб, 2004

3. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2006

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. - М.,1982-1984.

5. Выготский Л.С.Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксимо,2004. – 1136с.

6. Гурова Л. Психология мышления. – М.: ПЕРСЭ, 2005

7. Дормашев Ю.Б. Психология внимания. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000

8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПБ.: Питер, 2001

9. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. – К.: Высшая школа,1998

10. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. – Мн.: Харвест; М.:ООО «Изд-во АСТ», 2000.

11. Климов Е.А. Основы психологии. - М.,1997.

12. Коломинский Я.Л. Человек: психология –М.: Просвещение, 1986.

13. Коломинский Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста.-Минск 1999.

14. Корнилов К. Естественнонаучные основы психологии. - Воронеж

15. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004

16. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2000

17. Масляев О.И. Психология человека. – Днепропетровск: Сталкер, 1998

18. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000

19. Мироненко И. Современные теории в психологии личности. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003

20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 3-е изд., стереопип. – М.: «Академия»,1998.

21. Немов Р.С. Психология. В 3 тт. Т. 1. - М.: Владос, 1998

22. Общая психология: Курс лекций / Cост. Е.И.Рогов. - М.,1995.

23. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского - М.,1986 (1976)

24.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. –460с.

25.Першина Л.В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.:Академический Проспект, 2004. –256с.

26.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебн.пособие / Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПБ.: Питер, 2000

27.Психология (словарь) / Под ред. А.В.Петоровского и М.Г.Ярошевского - М.,1990.

28.Психология личности: Словарь-справочник./ Под ред. П.П.Горностная, Т.М.Титаренко. – К.: Рута, 2001.

29. Познавательные психические процессы / Сост. А.Г.Маклаков.-Спб., 2001.

30.Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей редакцией В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2007.

31.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М.,1989.

32.Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов-на-Дону, 1997.

33.Шиффман Х. Ощущение и восприятие. – СПб.: Питер, 2003

34.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности - СПб.: Питер, 2000.

35.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2 –е изд. – М.: «Академия»,1997.

11.2. Дополнительная литература

1. Бехтерев В.М. Объективная психология. - М.,1991.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. / Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. / Психология человеческой судьбы: Пер.с англ. - М.,1988.

3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.,Московский психологический инст-т – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.,1982.

5. Гальперин П.Я. Введение в психологию - М.,1998.

6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-методическое пособие к курсу «Психология человека» – М.: Педагогическое общество России, 1999

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.:ЧеРо, 1997.

8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.,1988.

9. Гришпун И.Б. Введение в психологию. М., 1994

10. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. – М.: Изд-во «Норма», 2002

11. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб,.2000.

12. Корнилов К. Естественнонаучные основы психологии. – Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1999.

13. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер,2004.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,1977.

15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.,1983.

16. Лук А.Н. Эмоции и личность. - М.,1982.

17. Мерлин В.С. Структура личности: Характер, способности, самосознание. - Пермь, 1990.

18. Основы психологии и педагогики: Учебн. Пособие / Н.А.Березовин, В.Т.Чепиков, М.И.Чеховских. – Минск: Новое знание, 2004,

19. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000

20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1994.

21. Психология индивидуальных различий. Тексты./ Под ред Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова - МГУ, 1982.

22. Семиченко В.А. Психология личности. - К.:”Магистр - S”, 2001. – 427 с.

23. Семиченко В.А. Психология темперамента. - К.:”Магистр - S”, 1998. - 128 с.

24. Семиченко В.А. Психология эмоций. - К.:”Магистр - S”, 1998.

25. Семиченко В.А. Психология общения. - К.:”Магистр - S”, 1997.

26. Семиченко В.А. Модульный курс по психологии. - К.,1997.

27. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.

28. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.,1984.

29. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. / Сост. Д.Я.Райгородский. - Самара: Изд.Дом “Бахрах”, 1996.

30. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.,1990.

31. Хэссет Д. Введение в психофизиологию. - М.,1981

32. Хрестоматия по психологии личности. - Самара:”Бахрах”, 1996-1998; СПб.,2000.

Вопросы к зачету по дисциплине «Психология»

для студентов специальности «Филология». «Украинский язык и литература»

1. Определение психологии как науки. Задачи психологии и ее основные проблемы на современном этапе.

2. Проблема предмета психологии. История научного познания и развитие представлений о предмете психологии.

3. Отрасти психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками.

4. Систематизация психических явлений. Специфика психологического знания.

5. Понятия и категории психологии. Принципы психологической науки.

6. Методы психологических исследований и их характеристика.

7. Краткий обзор достижений отечественной психологии.

8. Краткий обзор основных направлений зарубежной психологии.

9. Общее понятие о психике, ее природе и сущности.

10. Проблема возникновения и развития психики. Стадии и уровни развития психики животных (концепция Леонтьева-Фабри).

11. Нейропсихологический подход к пониманию природы психического. Локализация в мозге психических функций.

12. Мозг и психика. Значение работ И.М.Сеченова, И.П.Павлова, П.К.Анохина, А.Р.Лурия.

13. Понятие о сознании и его структуре.

14. Общественно-историческая теория происхождения человеческого сознания.

15. Культурно-историческая теория возникновения и развития высших психических функций.

16. Феноменология бессознательного. Виды неосознаваемых явлений.

17. Понятие деятельности. Структура деятельности человека.

18. Освоение деятельности. Навыки, умения, привычки.

19. Основные виды деятельности и их характеристика. Развитие деятельности в процессе онтогенеза.

20. Понятие об общении. Функции, виды и средства человеческого общения. Роль общения в психическом развитии человека.

21. Общее понятие об ощущениях. Физиологические основы ощущений. Виды и свойства ощущений.

22. Понятие чувствительности. Пороги чувствительности. Взаимодействие ощущений.

23. Восприятие как психический процесс. Классификация видов восприятия.

24. Свойства восприятия. Индивидуальные особенности восприятия. Иллюзии восприятия.

25. Понятие, характеристика и функции внимания.

26. Виды и свойства внимания

27. Развитие и индивидуальные особенности внимания.

28. Понятие о памяти. Физиологические основы памяти. Процессы памяти.

29. Классификация видов памяти. Основные характеристики памяти. Теории памяти.

30. Закономерности психологии памяти. Индивидуальные особенности и развитие памяти.

31. Психология мышление. Формы и виды мышления.

32. Процесс мышления. Операции мышления. Этапы решения мыслительных задач.

  1. Индивидуальные особенности мышления, развитие мышления. П.Я. Гальперин. Поэтапное формирование умственных действий. Ж. Пиаже. Природа интеллекта.

34. Понятие об интеллекте. Экспериментальные и теоретические подходы к изучению мышления и интеллекта.

35. Особенности творческого мышления и пути его развития.

36. Понятие о воображении. Виды воображения

37. Приемы и функции воображения.

38. Речь и ее функции. Виды речи.

39. Речь как инструмент мышления и общения. Речевой онтогенез.

40. Эмоции как психические явления. Краткий обзор теорий эмоций.

41. Виды эмоций и их значение в жизни человека.

42. Понятие о воле. Волевой акт и его структура.

43. Волевые качества человека и их развитие.

44. Психические состояния, их виды и динамика.

45. Понятие личности в психологии. Структура личности.

46. Краткий обзор теорий личности.

47. Движущие силы развития личности и проблема ее формирования. Понятие о социализации.

48. Направленность личности, ее основные формы и качества

49. Понятие о потребностях и мотивах. Виды потребностей и мотивов.

50. Понятие о мотивации. Развитие мотивационной сферы.

51. Самосознание: его содержание и формы.

52. Темперамент, его свойства. Физиологическая основа темперамента.

53. Типы темперамента и особенности деятельности личности.

54. Краткий обзор учений о темпераменте.

55. Понятие о характере. Структура характера.

56. Типологии характеров. Акцентуации.

57. Общая характеристика способностей человека. Виды способностей.

58. Природа способностей, условия их формирования.

Наши рекомендации