Способы проведения текущего и итогового контроля.
Текущий контроль осуществляется в форме контроля знаний по содержательным модулям, группового опросов на лекциях, понятийных диктантов, анализа самостоятельно выполненных работ, выступлений на семинарских занятиях, защите рефератов, модульного контроля. Итоговый контроль осуществляется в виде зачета.
Критерии оценивания активности на семинарских занятиях:
3 балла – выступление на семинаре, основанное на выполнении всех поставленных перед студентами задач, активное восприятие предлагаемой информации, участие в дискуссии по обсуждению проблем, вынесенных на семинар
2 балла – выступление на семинаре, основанное на выполнении большинства поставленных учебных задач, активное восприятие предлагаемой информации, использование при ее анализе знаний, умений и навыков, соответствующих содержанию изучаемого раздела и дисциплины в целом.
1 балл - выступление на семинаре, основанное на выполнении лишь некоторых поставленных учебных задач, пассивное восприятие предлагаемой информации.
0 баллов – неготовность студента к семинарскому занятию.
Критерии оценивания самостоятельной работы студентов:
Каждая самостоятельная работа оценивается в 3балла
0 баллов – работа не выполнена
1-2 балл – работа выполнена с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2)
3 балла – работа выполнена полностью со всеми требованиями.
Критерии оценивания успешности выполнения тестового контроля модулей курса:
0 баллов - от 0 до 29% правильно выполненных заданий
5 баллов - от 30 до 44 % правильно выполненных заданий
балла - от 45 до 59 % правильно выполненных заданий
3 балла - 60 – 74 % правильно выполненных заданий
4 балла – 75 – 89 % правильно выполненных заданий
5 баллов – от 90 до 100 % правильно выполненных заданий
Критерии оценивания успешности выполнения итогового тестового контроля:
25 правильно выполненных заданий- 25 баллов
24-23 правильно выполненных заданий- 20 баллов
22-18 правильно выполненных заданий- 15 баллов
17- 14 правильно выполненных заданий- 10баллов
13-10 правильно выполненных заданий – 5 баллов
X. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: дидактический раздаточный материал иллюстративные материалы, схемы, таблицы к различным темам курса .
XI. РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
11.1. Основная литература
1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы. М: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004
2. Большой психологический словарь. \ Под ред. Мещерякова Б. – СПб, 2004
3. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2006
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. - М.,1982-1984.
5. Выготский Л.С.Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксимо,2004. – 1136с.
6. Гурова Л. Психология мышления. – М.: ПЕРСЭ, 2005
7. Дормашев Ю.Б. Психология внимания. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000
8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПБ.: Питер, 2001
9. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. – К.: Высшая школа,1998
10. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. – Мн.: Харвест; М.:ООО «Изд-во АСТ», 2000.
11. Климов Е.А. Основы психологии. - М.,1997.
12. Коломинский Я.Л. Человек: психология –М.: Просвещение, 1986.
13. Коломинский Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста.-Минск 1999.
14. Корнилов К. Естественнонаучные основы психологии. - Воронеж
15. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004
16. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2000
17. Масляев О.И. Психология человека. – Днепропетровск: Сталкер, 1998
18. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000
19. Мироненко И. Современные теории в психологии личности. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003
20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 3-е изд., стереопип. – М.: «Академия»,1998.
21. Немов Р.С. Психология. В 3 тт. Т. 1. - М.: Владос, 1998
22. Общая психология: Курс лекций / Cост. Е.И.Рогов. - М.,1995.
23. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского - М.,1986 (1976)
24.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. –460с.
25.Першина Л.В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.:Академический Проспект, 2004. –256с.
26.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебн.пособие / Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПБ.: Питер, 2000
27.Психология (словарь) / Под ред. А.В.Петоровского и М.Г.Ярошевского - М.,1990.
28.Психология личности: Словарь-справочник./ Под ред. П.П.Горностная, Т.М.Титаренко. – К.: Рута, 2001.
29. Познавательные психические процессы / Сост. А.Г.Маклаков.-Спб., 2001.
30.Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей редакцией В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2007.
31.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М.,1989.
32.Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов-на-Дону, 1997.
33.Шиффман Х. Ощущение и восприятие. – СПб.: Питер, 2003
34.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности - СПб.: Питер, 2000.
35.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2 –е изд. – М.: «Академия»,1997.
11.2. Дополнительная литература
1. Бехтерев В.М. Объективная психология. - М.,1991.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. / Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. / Психология человеческой судьбы: Пер.с англ. - М.,1988.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.,Московский психологический инст-т – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.,1982.
5. Гальперин П.Я. Введение в психологию - М.,1998.
6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-методическое пособие к курсу «Психология человека» – М.: Педагогическое общество России, 1999
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.:ЧеРо, 1997.
8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.,1988.
9. Гришпун И.Б. Введение в психологию. М., 1994
10. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. – М.: Изд-во «Норма», 2002
11. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб,.2000.
12. Корнилов К. Естественнонаучные основы психологии. – Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1999.
13. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер,2004.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,1977.
15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.,1983.
16. Лук А.Н. Эмоции и личность. - М.,1982.
17. Мерлин В.С. Структура личности: Характер, способности, самосознание. - Пермь, 1990.
18. Основы психологии и педагогики: Учебн. Пособие / Н.А.Березовин, В.Т.Чепиков, М.И.Чеховских. – Минск: Новое знание, 2004,
19. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000
20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1994.
21. Психология индивидуальных различий. Тексты./ Под ред Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова - МГУ, 1982.
22. Семиченко В.А. Психология личности. - К.:”Магистр - S”, 2001. – 427 с.
23. Семиченко В.А. Психология темперамента. - К.:”Магистр - S”, 1998. - 128 с.
24. Семиченко В.А. Психология эмоций. - К.:”Магистр - S”, 1998.
25. Семиченко В.А. Психология общения. - К.:”Магистр - S”, 1997.
26. Семиченко В.А. Модульный курс по психологии. - К.,1997.
27. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.
28. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.,1984.
29. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. / Сост. Д.Я.Райгородский. - Самара: Изд.Дом “Бахрах”, 1996.
30. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.,1990.
31. Хэссет Д. Введение в психофизиологию. - М.,1981
32. Хрестоматия по психологии личности. - Самара:”Бахрах”, 1996-1998; СПб.,2000.
Вопросы к зачету по дисциплине «Психология»
для студентов специальности «Филология». «Украинский язык и литература»
1. Определение психологии как науки. Задачи психологии и ее основные проблемы на современном этапе.
2. Проблема предмета психологии. История научного познания и развитие представлений о предмете психологии.
3. Отрасти психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками.
4. Систематизация психических явлений. Специфика психологического знания.
5. Понятия и категории психологии. Принципы психологической науки.
6. Методы психологических исследований и их характеристика.
7. Краткий обзор достижений отечественной психологии.
8. Краткий обзор основных направлений зарубежной психологии.
9. Общее понятие о психике, ее природе и сущности.
10. Проблема возникновения и развития психики. Стадии и уровни развития психики животных (концепция Леонтьева-Фабри).
11. Нейропсихологический подход к пониманию природы психического. Локализация в мозге психических функций.
12. Мозг и психика. Значение работ И.М.Сеченова, И.П.Павлова, П.К.Анохина, А.Р.Лурия.
13. Понятие о сознании и его структуре.
14. Общественно-историческая теория происхождения человеческого сознания.
15. Культурно-историческая теория возникновения и развития высших психических функций.
16. Феноменология бессознательного. Виды неосознаваемых явлений.
17. Понятие деятельности. Структура деятельности человека.
18. Освоение деятельности. Навыки, умения, привычки.
19. Основные виды деятельности и их характеристика. Развитие деятельности в процессе онтогенеза.
20. Понятие об общении. Функции, виды и средства человеческого общения. Роль общения в психическом развитии человека.
21. Общее понятие об ощущениях. Физиологические основы ощущений. Виды и свойства ощущений.
22. Понятие чувствительности. Пороги чувствительности. Взаимодействие ощущений.
23. Восприятие как психический процесс. Классификация видов восприятия.
24. Свойства восприятия. Индивидуальные особенности восприятия. Иллюзии восприятия.
25. Понятие, характеристика и функции внимания.
26. Виды и свойства внимания
27. Развитие и индивидуальные особенности внимания.
28. Понятие о памяти. Физиологические основы памяти. Процессы памяти.
29. Классификация видов памяти. Основные характеристики памяти. Теории памяти.
30. Закономерности психологии памяти. Индивидуальные особенности и развитие памяти.
31. Психология мышление. Формы и виды мышления.
32. Процесс мышления. Операции мышления. Этапы решения мыслительных задач.
- Индивидуальные особенности мышления, развитие мышления. П.Я. Гальперин. Поэтапное формирование умственных действий. Ж. Пиаже. Природа интеллекта.
34. Понятие об интеллекте. Экспериментальные и теоретические подходы к изучению мышления и интеллекта.
35. Особенности творческого мышления и пути его развития.
36. Понятие о воображении. Виды воображения
37. Приемы и функции воображения.
38. Речь и ее функции. Виды речи.
39. Речь как инструмент мышления и общения. Речевой онтогенез.
40. Эмоции как психические явления. Краткий обзор теорий эмоций.
41. Виды эмоций и их значение в жизни человека.
42. Понятие о воле. Волевой акт и его структура.
43. Волевые качества человека и их развитие.
44. Психические состояния, их виды и динамика.
45. Понятие личности в психологии. Структура личности.
46. Краткий обзор теорий личности.
47. Движущие силы развития личности и проблема ее формирования. Понятие о социализации.
48. Направленность личности, ее основные формы и качества
49. Понятие о потребностях и мотивах. Виды потребностей и мотивов.
50. Понятие о мотивации. Развитие мотивационной сферы.
51. Самосознание: его содержание и формы.
52. Темперамент, его свойства. Физиологическая основа темперамента.
53. Типы темперамента и особенности деятельности личности.
54. Краткий обзор учений о темпераменте.
55. Понятие о характере. Структура характера.
56. Типологии характеров. Акцентуации.
57. Общая характеристика способностей человека. Виды способностей.
58. Природа способностей, условия их формирования.