Модуль № 1 Введение в психологию

СЗ - 6Тема: Особенности развития личности ребенка.

Цель: Дополнить знания слушателей об особенностях развития личности в онтогенезе. Учить практическому использованию знаний в педагогической деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Факторы и механизмы развития личности.

2. Периодизация личностного развития.

3. Особенности развития личности ребенка в раннем возрасте.

4. Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте.

5. Особенности развития школьника и подростка.

6. Возрастные кризисы и их характеристика.

7. Условия социализации ребенка

Литература:

1. Ги Лефрансуа. Прикладная педагогическая психология. – СПб.: Прайм. – ЕВРО-ЗНАК, 2000.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 3-е изд. – М.: Изд. Центр «Академия», 1998.

3. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.

4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 2000.

5. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000.

6. Познавательные психические процессы / Сост. и общ. редакция А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001.

7. Першина Л.В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.:Академический Проспект, 2004. –С.50-58.

8.Психология личности. Хрестоматия. - Самара - 1996-1998; СПб.,2000.

9. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под. общ.ред. В.Н.Дружинина.. – СПб.: Питер, 2007.-.С.295 -315.

VII. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Модуль №1 Введение в психологию

Тема 1. Исторический путь развития психики.

1. Изучить следующие вопросы и составить конспекты:

1.1. Античная психология.

1.2. Психологическая мысль Нового времени в Западной Европе и США: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология.

1.3. Развитие отечественной психологии (Л. Выготский, Б. Ананьев, Г. Костюк, А. Леонтьев, С. Рубинштейн, Д. Узнадзе и др.).

2. Составить таблицу:

№ п/п Историческая эпоха развития психологии Представители школ, направлений Основной вклад в развитии психологии как науки
       

Литература:

1. Гамезо М.В., Домошенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Пед.общество России, 2001. – С.12-17.

2. Краткий психологический словарь: Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.

3. Лекции по психологии / А.Р. Лурия. – СПб.:Питер. 2004. – С.15-18.

4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. – СПб.: Питер, 2000. – С.38 – 62.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000.

6. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Изд. Центр «Академия», 1997. – С.5 – 57.

7. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под. общ.ред. В.Н.Дружинина.. – СПб.: Питер, 2007.-С.28-44.

8. Практикум по основам психологии: Тексты и хрестоматия. Учебное пособие для студентов мед. института / Сост. В.А. Мельников. Симферополь: «СОНАТ», 1997.

Форма отчетности: конспект, таблица с заполненными данными.

Тема 2. Понятие общения в психологии. Особенности детского общения.

1. Общение в дошкольном возрасте (Потребность в общении со сверстниками. Зависимость от других и самостоятельность).

2. Общение младшего школьника.

3. Общение подростка.

3. Значение общения в развитии личности ребенка.

Рекомендуемая литература:

1. Першина Л.В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.:Академический Проспект, 2004. –С.115-117; 165-168.

2.Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А.Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С.6-25.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 3-е изд. – М.: Изд. Центр «Академия», 1998. – С.161 – 177.; 253 – 271; 364-374.

4. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – С.44-63.

4.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. – М.: «Академия», 1997. С.98 – 107.

Форма отчетности: конспекты.

Модуль №2 Психология познавательных процессов личности.

Тема 4. Внимание

I. Изучить и законспектировать следующие вопросы:

1.1. Проблема внимания в психологии

1.2. Основные виды внимания

1.3. Основные характеристики внимания

II. Теоретические направления в исследованиях внимания.

2.1. Нейрофизиологические направления в исследованиях природы внимания (А.А.Ухтомский, А.Р. Лурия, И.П. Павлов)

2.2. Исследования внимания в когнитивной психологии (Дональд Бродбент, Д. Навон, Э. Трейсман, У. Найссер и Дж. Хохберг, Дж. Дженкинс, Д. Канеман)

2.3. Психосоциальное направление в исследовании внимания (С.Р. Рубенштейн, Л. С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Леонтьев, Б.М. Величковский)

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, «Юрайт», 2001.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. – СПб.: Питер, 2000.-С.354-372.

3. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – Владос, 1995. – Кн. 1.С.373-388.

4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000.

Форма отчетности: конспекты.

Тема 5. Характер

I. Изучить и законспектировать следующие вопросы:

Понятие о характере

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера

Формирование характера.

Понятие акцентуаций характера (Классификация Лиангардо; А.Е. Личко)

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, «Юрайт», 2001.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. – СПб.: Питер, 2000.-С.567-582.

3. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – Владос, 1995. – Кн. 1.С.407-424.

4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000.

Форма отчетности: конспекты.

Тема 6. Способности

I. Изучить и законспектировать следующие вопросы:

1.1. Общая характеристика способностей человека

1.2. Уровни развития способностей и индивидуальные различия

1.3. Природа человеческих способностей

1.4. Развитие способностей

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, «Юрайт», 2001.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. – СПб.: Питер, 2000.-С.535-548.

3. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – Владос, 1995. – Кн. 1.С.373-388.

4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000.

Форма отчетности: конспекты.

Тема 7. Воля

I. Изучить и законспектировать следующие вопросы:

1.1 Понятие о воле.

1.2. Основные психологические теории воли.

1.3. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий.

1.4. Структура волевого действия, волевые качества человека.

1.5. Развитие воли у человека

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, «Юрайт», 2001.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. – СПб.: Питер, 2000.-С.373-391.

3. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – Владос, 1995. – Кн. 1.С.424-432.

4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000.

5. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под. общ.ред. В.Н.Дружинина.. – СПб.: Питер, 2007.-С.138-149.

VIII. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Студент может выбрать один из предложенных вариантов индивидуальной работы.

Оценивание реферата

Максимальная оценка за подготовку и защиту реферата – 25 баллов. Оценивание реферата производится на основании следующих критериев:

- правильное и полное раскрытие темы исследования, ее актуальности – 5 баллов;

- правильное цитирование теоретических источников, уровень обобщения и анализа научных трудов – 5 баллов;

- грамотность, логичность и общий стиль письменного изложения – 3 балла;

- умение сформулировать выводы – 4 балла;

- умение устно изложить краткое содержание, выбрав основную суть вопроса; соблюдение логики изложения (введение, основное содержание, краткие выводы по теме) – 3 балла.

- грамотное оформление и защита работы – 5 баллов.

Модуль № 1 Введение в психологию

СЗ-1. Исторический путь развития психологии как науки(2ч).

Цель: Закрепить знания о периодах исторического развития психологии как науки. Формировать умения осмысливать учебный материал и выстраивать его в хронологическом порядке.

1. Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (4 – 5 вв. до н. э. – 60 – е гг. 19 в.).

1.1. Психология как наука о душе (5 в. до н. э. – 17 в.н.э.).

1.2. Философская теория познания, учение об опыте и о сознании (середина 17 в. – середина 19 в.)

2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60 – е гг. 19 в. – настоящее время).

2.1. Этап формирования новых парадигм.(60 – гг.19 в. – 10 – е гг.20 в.)

а. В. Вунд как основатель психологии как науки (его открытия и работы.).

б. Работы З.Фрейда о бессознательном.

в. Дж .Б. Уотсон – идеи бихевиоризма.

2.2. Кризис психологии (10 – 30 – е гг. 20 в.)

2.3. Современное состояние психологии (гуманистические, когнитивные направления науки. Развитие отечественной психологии науки: Л Выготский, С. Рубинштейн, Б. Костюк, А. Леонтьев, Д. Узнадзе.). Связь психологии с другими науками.

3. Психологическая наука и психологическая практика.

Рекомендуемая литература:

1.Гамезо М.В., Домошенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Пед.общество России, 2001. – С.12-17.

2.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, «Юрайт», 2001.- С.9-22.

3.Краткий психологический словарь: Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.

4.Лекции по психологии / А.Р. Лурия. – СПб.:Питер. 2004. – С.15-18.

5.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. – СПб.: Питер, 2000. – С.38 – 62.

6.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000.

7. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Изд. Центр «Академия», 1997 – С.5 – 57.

8. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под. общ.ред. В.Н.Дружинина.. – СПб.: Питер, 2007.-С.28-44.

СЗ-2. Виды деятельности детей как факторы психического развития.(2ч)

Цель: Учить обобщению знаний о значении ведущих видов деятельности на психическое развитие детей. Формировать умения связывать знания общей и возрастной психологии.

1. Общение, игра, учение, труд – ведущие виды деятельности.

2. Особенности развития деятельности у детей дошкольного возраста.

3. Особенности деятельности младшего школьника.

4. Учебная деятельность и ориентация на труд в подростковом возрасте.

5. Значение различных видов деятельности на психическое развитие ребенка.

Рекомендуемая литература:

1.Гамезо М.В., Домошенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Пед.общество России, 2001. – С.83-97.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С.204-211; 233-237; 254-258.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 3-е изд. – М.: Изд. Центр «Академия», 1998. – С.237-251; 323-348.

4. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – Владос, 1995. – Кн. 1.С.145-158.

5. Першина Л.В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.:Академический Проспект, 2004. –С.148-150.

6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. – М.: «Академия», 1997.

СЗ – 3. Речь (2ч)

Цель: Дополнить знания студентов о речевом онтогенезе. Закрепить умения систематизировать знания по предложенным основаниям (таблица).

. Подготовиться по вопросам:

1. Эволюция идей о природе языка и речи. Теоретические проблемы происхождения речи.

2. Речь и ее функции. Виды речи: устная и письменная; диалогическая и монологическая; пассивная и активная речь.

3. Речевой онтогенез.

2.1 Ранний речевой онтогенез (от рождения до года).

2.2. Речевое развитие от года до школьного возраста (от 1г. до 7 лет).

2.3. Речевое развитие школьника.

4. Личность в речи.

5. Практические приложения использования речи.

Рекомендуемая литература:

1. Выготский Л.С. Психология развития человека.- М.: Изд-во Смысл; Изд. – Эксмо, 2004. – 1136с.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. – СПб.: Питер, - 2000.-С.348-352.

3.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 3-е изд. – М.: Изд. Центр «Академия», 1998.-С.177-215; 271-288; 381-386.

4. Мухина В.С. Дошкольная психология. – Учебное пособие для студентов пед. Ин-тов и учащихся пед. Училищ. / под ред Л.А. Венгера.- М.-«Просвещение», -1975. – С.176-181.

5. Практикум по основам психологии: Тексты и хрестоматия. Учебное пособие для студентов мед. института / Сост. В.А. Мельников. Симферополь: «СОНАТ», -1997.С.57-78.

6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под. общ.ред. В.Н.Дружинина.. – СПб.: Питер, 2007.-.С. 238 – 269.

СЗ–4. Особенности развития познавательных процессов у детей.(2ч)

Цель: Дополнить знания студентов об особенностях развития познавательных процессов у детей дошкольного, младшего школьного, школьного и подросткового возраста. Формировать умения сравнивать психические новообразования по возрастным периодам.

1. Особенности восприятия у детей.

2. Особенности развития памяти у детей.

3. Особенности детского внимания.

4. Особенности развития мышления у детей. П.Я. Гальперин. Поэтапное формирование умственных действий. Ж. Пиаже. Природа интеллекта.

5. Детское воображение.

Рекомендуемая литература:

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие. Для студ. вузов.- М.: Издательский центр «Академия». – 1998. – С 169-174.

2. Выготский Л.С. Психология развития человека.- М.: Изд-во Смысл; Изд. – Эксмо, 2004. – 1136с.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 3-е изд. – М.: Изд. Центр «Академия», 1998.С.177-215; 217-288; 381-386.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. –С.174-209.

5. Першина Л.В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.:Академический Проспект, 2004. –С.148-150.

6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. – М.: «Академия», 1997.-С.115-203.

7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 2000.

СЗ-5 Теоретические подходы к исследованию личности (2ч).

Цель: Дополнить знания студентов теоретико-научными исследованиями отечественных и зарубежных авторов по проблеме личности. Учить выделять главную идею теорий и концепций, сравнивая различные подходы в формировании личности.

1. Психологические теории личности Классификация теорий личности.

1.1. Психоаналитические теории личности (З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, К.Хорни, Г.Салливан, Э.Эриксон, Э.Фромм).

1.2. Гуманистические теории личности (К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Олпорт).

1.3. Когнитивные теории личности (Ж.Нюттен, У.Найссер, Скинер).

1.4. Исследования личности в отечественной психологии (А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович).

Рекомендуемая литература:

1.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.- М.,1999 - С.60-80

2.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С.130-154; 280-281.

3.Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2000 - С.490-510

4.Немов Р.С. Психология. В 3 тт. Т. 1. - М.: Владос, 1998 - С.341-356

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. –С.268-270; 283-292;331-333.

6. Першина Л.В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.:Академический Проспект, 2004. –С.50-58.

7.Психология личности. Хрестоматия. - Самара - 1996-1998; СПб.,2000.

8.Психология личности в трудах зарубежных психологов/ Сост. и общ. редакция А.А.Реана. – СПб.: Питер, 2000

9.Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост. Куликов Л.В. – СПб.: Питер, 2000

10. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 2000.

11. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под. общ.ред. В.Н.Дружинина.. – СПб.: Питер, 2007.-.С.295 -318.

11.Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. / Сост. Д.Я.Райгородский. - Самара: Изд.Дом “Бахрах”, 1996.

12.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности - СПб., 2000

13.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 3-е изд. – М.: Изд. Центр «Академия», 1998.-С.215-237; 288-323; 398-422.

Наши рекомендации