Стиль руководства коллективом и его эффективность
Цель: ознакомление с методами изучения и выбора стиля руководства.
Содержание: 1. Оценка стиля деятельности менеджера. Оснащение. Опросник Блейка-Мутон.
Порядок работы. Изучение стиля проводится методом самооценки. Обработка и интерпретация результатов.
1. Около отмеченных утверждений поставить единицы там, где есть
ответы «Всегда», «Часто», «Редко», «Никогда».
2. Ответы на вопросы «Всегда», или «Часто» (№ 2, 4, 6, 8, 14, 18), «Редко»
или «Никогда» (№ 5, 10, 16) суммировать и сумму отложить на шкале
«Ориентация на персонал» управленческой решетки.
3. Сложить остальные единицы и сумму отметить на шкале
«Ориентация на задачу».
4. Определить на управленческой решетке точку координат стиля
менеджера.
При интерпретации полученного результата можно ориентироваться на следующие характеристики стиля деятельности менеджера:
Точка 1.1 – «Страх перед бедностью». Со стороны руководителя проявляются усилия, направленные на обеспечение минимального качества работы, позволяющие избежать увольнения.
Точка 9.1 – «Авторитет - подчинение». – Соответствует такому стилю, при котором производственный результат – все, а человек – в лучшем случае – исполнитель. Моральный настрой в коллективе такого руководителя мало беспокоит.
Точка 1.9. – «»Дом отдыха». Руководитель в основу своей деятельности ставит человеческие отношения, создает «семейную атмосферу» в коллективе. Но мало заботится о выполнении производственных задач.
Точка 5.5. – «Организация». Руководитель находит баланс производственной эффективности и морального климата в коллективе.
Точка 9.9. – «Команда». Соответствует такому стилю управления, при котором менеджер стремится так построить работу, чтобы сотрудники видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости.
Практическое задание № 2
1.Проработайте тест «Организованный ли Вы человек»?
2.Ответьте на вопросы.
3.Подведите итоги.
4.Сделайте выводы.
Тест «Организационный ли Вы человек?»
Спрос на организованных людей всегда превышал, превышает и будет превышать предложение, потому что нет более надежных, результативных, точных и внимательных «изделий рода человеческого».
Организованного человека отличают определенная система работы, техника личного труда, уважение ко времени. Организованный делает в три раза больше, проживая как бы три жизни. Неорганизованный человек идет на поводу у времени и дел. Организованный умеет управлять и временем, и делами. Его стиль работы, результаты труда показывают, что организация в руках человека – огромная сила.
Предлагаемый тест служит не только для проверки личной организованности, но и как средство, которое может побудить к достижению секретов самоорганизации, к выработке организационных навыков и привычек.
Как пользоваться тестом? После прочтения каждого вопроса нужно выбрать только один вариант ответа. Затем по ключу, который помещен в конце теста, найти количественные оценки выбранных Вами вариантов ответов.
Далее нужно сложить все оценки и полученную сумму соотнести с оценками результатов, которые Вы найдете после ключа к тесту.
1. Имеются ли у Вас главные, основные цели в жизни, к достижению которых Вы стремитесь?
A. У меня есть такие цели.
B. Разве нужно иметь какие-то цели? Ведь жизнь так изменчива.
В. У меня есть главные цели, и я подчиняю свою жизнь их достижению. Цели у меня есть, но моя деятельность мало способствует их достижению.
2. Составляете ли Вы план работы, дел на неделю, используя для этого еженедельник, спецблокнот и т.д.?
A. Да.
Б. Нет.
B. Не могу сказать ни «да», ни «нет», так как намечаю главные дела в голове, а план на текущий день – в голове или на листке бумаги.
Г. Пробовал составлять план, используя для этого еженедельник, но потом понял, что это ничего не дает.
Д. Составлять планы – это лишь игра взрослых в организованность.
3. Отчитываете ли Вы себя за невыполнение намеченного на неделю, на день?
A. Отчитываю в тех случаях, когда вижу свою вину, лень или неповоротливость.
Б. Отчитываю, несмотря ни на какие субъективные или объективные причины.
B. Сейчас все ругают друг друга, зачем же еще отчитывать самого себя?
Г. Придерживаюсь такого принципа: что удалось сделать сегодня, хорошо, а что не удалось, выполню, может быть, в другой раз.
4. Как Вы ведете свою записную книжку с номерами телефонов деловых людей, знакомых, родственников, приятелей и т.д.?
A. Я – хозяин (хозяйка) своей записной книжки. Как хочу, так и веду записи телефонов, фамилий, имен. Если понадобится чей-то номер телефона, то обязательно найду его.
Б. Часто меняю записные книжки с записями телефонов, так как нещадно их «эксплуатирую». При переписке телефонов стараюсь все сделать «по науке», однако при дальнейшем пользовании вновь сбиваюсь на произвольную запись.
B. Записи телефонов, фамилий, имен веду «почерком настроения». Считаю, что были бы записаны номер телефона, фамилия, имя, отчество, а на какой странице записано, прямо или криво, — это не имеет особого значения.
Г. Использую общепринятую систему: в соответствии с алфавитом записываю фамилию, имя, отчество, номер телефона, если нужно, то и дополнительные сведения (адрес, место работа, должность).
5. Вас окружают различные вещи, которыми Вы часто пользуетесь. Каковы Ваши принципы расположения вещей?
A. Каждая вещь лежит там, где ей хочется.
Б. Придерживаюсь принципа: каждой вещи — свое место...
B. Периодически навожу порядок в расположении вещей, предметов. Затем кладу их куда придется, чтобы не загружать голову «расположением». Спустя какое-то время опять навожу порядок.
Г. Считаю, что данный вопрос не имеет отношения к самоорганизации.
6. Можете ли Вы по истечении дня сказать, где, сколько и по каким причинам Вам пришлось потерять время?
A. Могу сказать о потерянном времени.
Б. Могу сказать только о месте, где было напрасно потеряно время.
B. Если бы потерянное время обращалось в деньги, тогда я считал (считала) бы его.
Г. Всегда хорошо представляю, где, сколько и почему было потеряно время, но и изыскиваю приемы сокращения потерь в тех же самых местах или ситуациях.
7. Каковы Ваши действия, когда на совещании, на собрании начинается переливание из пустого в порожнее?
A. Предлагаю обратить внимание на существо вопросов.
Б. Любое совещание или собрание представляет собой сочетание как «полного», так и «пустого». Когда наступает «пустое», то ждешь «полного». Когда приходит полоса «полного», то немного утомляешься и для разрядки... ждешь «пустое». В таком чередовании и проходит совещание или собрание. И ничего тут не поделаешь.
B. Погружаюсь в «небытие».
Г. Начинаю заниматься теми делами, которые взял с собой в расчете «на переливание».
8. Предположим, Вам предстоит выступить с докладом. Будете ли Вы уделять внимание не только содержанию доклада, но и его продолжительности?
А. Буду уделять серьезное внимание содержанию доклада. Думаю, что продолжительность нужно определять лишь приблизительно. Если доклад будет интересным, то всегда дадут время, чтобы закончить его.
Б. Уделяю в равной мере внимание содержательности и продолжительности доклада, а также его вариантам в зависимости от времени.
9. Стараетесь ли Вы использовать каждую минуту для выполнения задуманного?
A. Стараюсь, но у меня не всегда получается в силу личных причин (упадок сил, настроения).
Б. Не стремлюсь к этому, так как считаю, что не нужно быть мелочным в отношении времени.
B. Зачем стремиться, если время все равно не обгонишь?
Г. Стараюсь и пытаюсь, несмотря ни на что.
10. Какую систему фиксации поручений, заданий, просьб Вы используете?
A. Записываю в своем еженедельнике, что выполнить и к какому сроку.
Б. Фиксирую наиболее важные поручения, просьбы, задания в своем еженедельнике. «Мелочь» пытаюсь запомнить. Если забываю о «мелочи», то не считаю это недостатком.
B. Стараюсь запомнить поручения, задания, просьбы, так как это требует памяти. Однако должен (должна) признаться, что память часто подводит меня.
Г. Придерживаюсь принципа «обратной памяти»: пусть помнит о поручениях и заданиях тот, кто их дает. Если поручение важное, то о нем не забудут и вызовут меня для срочного исполнения.
11. Какая у Вас точность при деловых встречах, при приходе на собрания, совещания, заседания?
А. Прихожу раньше на 5–7 минут.
Б. Прихожу вовремя к началу собрания, совещания или заседания.
В. Как правило, опаздываю.
Г. Всегда опаздываю, хотя пытаюсь прийти раньше или вовремя.
Д. Если бы было издано научно-популярное пособие «Как не опаздывать», то я, вероятно, научился (научилась) бы не опаздывать.
12. Какое значение Вы придаете своевременности выполнения заданий, поручений, просьб?
A. Считаю, что своевременность выполнения – это один из важнейших показателей моего умения работать, это своего рода триумф организованности. Однако мне кое-что всегда не удается выполнить вовремя.
Б. Своевременность выполнения – это «зверь», который может укусить именно в ту минуту, когда задание выполнено. Лучше немного затянуть выполнение задания.
B. Предпочитаю поменьше рассуждать о своевременности, а выполнять задания и поручения в срок.
Г. Своевременно выполнить задание или поручение – это верный шанс получить новое. Исполнительность всегда своеобразно наказывается.
13. Предположим, Вы пообещали что-то сделать или в чем-то помочь другому человеку. Но обстоятельства изменились таким образом, что выполнить обещанное довольно затруднительно. Как Вы будете себя вести?
A. Сообщу об изменении обстоятельств и о невозможности выполнить обещанное.
Б. Постараюсь сказать, что обстоятельства изменились и выполнение обещания затруднительно. Одновременно скажу, что не нужно терять надежду на обещанное.
B. Буду стараться выполнить обещанное. Если выполню – хорошо, не выполню – тоже не беда, так как я довольно редко не сдерживал (сдерживала) своих обещаний.
Г. Ничего не буду сообщать. Выполню обещанное, во что бы то ни стало.
Ключ к ответам на вопросы
Номер вопроса | Варианты ответов и оценки ответов в баллах | ||||||
А | Б | В | Г | Д | |||
| - | - | - - - - - - - - - - | ||||
Оценки результатов
Вы набрали от 72 до 78 баллов. Вы организованный человек. Единственное, что можно Вам посоветовать: не останавливайтесь на достигнутом уровне, развивайте и дальше самоорганизацию. Пусть Вам не кажется, что Вы достигли предела. Организация в отличие от природы дает наибольший эффект тому, кто считает ее ресурсы неисчерпаемыми.
Вы набрали от 63 до 71 балла. Вы считаете организацию неотъемлемой частью работы. Это дает Вам несомненное преимущество перед теми людьми, которые призывают организацию «под ружье» в случае крайней необходимости. Но Вам следует внимательнее присмотреться к самоорганизации, улучшить ее.
Вы набрали меньше 63 баллов. Ваш образ жизни, Ваше окружение научили Вас быть кое в чем организованным. Организованность то проявляется в Ваших действиях, то исчезает. Это признак отсутствия четной системы самоорганизации. Существуют объективные законы и принципы. Постарайтесь проанализировать свои действия, расходы времени, технику работы. Вы увидите то, о чем и не подозреваете в настоящее время. Чтобы стать организованным человеком, нужно преодолеть себя, нужно иметь волю и упорство.
Опросник Блейка — Мутон
Инструкция: предлагаемые вам утверждения касаются разных аспектов поведения руководителя. Оцените, насколько они справедливы для данного руководителя, поставив крестик в соответствующую графу.
№/ | Утверждение | Всегда | Часто | Иногда | Редко | Никогда |
Я действую как представитель этого коллектива | ||||||
Я представляю членам коллектива полную свободу в выполнении работы | ||||||
Я поощряю применение единообразных способов работы | ||||||
Я разрешаю подчиненным решать задачи по их усмотрению | ||||||
Я побуждаю членов коллектива к большому напряжению в работе | ||||||
Я предоставляю подчиненным возможность делать работу так, как они считают наиболее целесообразным | ||||||
Я поддерживаю высокий темп работы | ||||||
Я стараюсь направить помыслы людей на выполнение производственных заданий | ||||||
Я разрешаю возникающие в коллективе конфликты | ||||||
Я неохотно предоставляю подчиненным свободу действий | ||||||
Я решаю сам, что и как должно быть сделано | ||||||
Я уделяю основное внимание показателям производственной деятельности | ||||||
Я распределяю поручения подчиненным, исходя из производственной необходимости | ||||||
Я способствую разным изменениям в производственном коллективе | ||||||
Я тщательно планирую работу своего коллектива | ||||||
Я не объясняю подчиненным свои действия и решения | ||||||
Я стремлюсь убедить подчиненных, что мои действия и намерения для их пользы | ||||||
Я предоставляю подчиненным возможность устанавливать свой режим работы |
2. Микроисследование: определить соответствие стиля управления уровню зрелости коллектива. Обработка данных:
По каждому указателю качеств рабочей группы проставляется количество процентов на основании представлений отвечающего о том, насколько данное качество присуще группе. Аналогично отвечающий поступает с характеристиками функций руководителя, также оценивая их в процентах.
Затем проценты переносятся в таблицу или дискограмму. Дискограмма строится следующим образом: расстояние от центра соответствует 100 %. Концы векторов соединяются и образуют два профиля: первый отражает представление отвечающего об уровне зрелости коллектива; второй – о стиле управления коллективом.
Для анализа данных необходимо сопоставить уровень зрелости коллектива и характеристики его качеств с избранным руководителем стилем выполнения своих функций.
В итоге делаются выводы об уровне соответствия и необходимых мерах регулирования.
Уровень зрелости группы | Соответствие стиля управления уровню зрелости группы |
1. Уровень зрелости группы 2. Качества, которые развиты в группе 3. Качества, которые недостаточно развиты или не развиты в группе 4. Проблема: Что препятствует развитию группы? Цель: Что требуется развить в группе, чтобы повысился уровень ее зрелости? | 1. Преобладает стиль управления группой 2. Характеристики стиля, соответствующие уровню зрелости группы и способствующие ее развитию 3. Характеристики стиля, не соответствующие уровню зрелости и не способствующие ее развитию 4. Проблема: Что в стиле руководства препятствует развитию группы? Цель: Что и как нужно менять в стиле управления, чтобы стимулировать развитие группы? |
Уровни зрелости и характеристики рабочих групп
Качества, характеризующие уровень зрелости рабочей группы | Неспособная и не желающая работать (не может и не хочет) | Восприимчивая, но неспособная (хочет, но не может) | Восприимчивая и частично способная (может, но не хочет) | Полностью способная и желающая работать (может и хочет) |
1. Профессионализм, способность выполнять работу качественно. 2. Ответственность за результаты своего труда и общее дело коллектива. 3. Сплоченность группы. 4. Открытость новому опыту и способность к саморазвитию. 5. Самоуправление в группе и развитие горизонтальных связей. | В группе много сотрудников неспособных успешно справляться с работой и не желающих учиться. Группа не готова нести ответственность за общее дело. Сотрудники в основном заняты собственными проблемами и равнодушны к общим делам и друг другу. Группа инертна, не испытывает особого интереса к работе, скептически относится к новым идеям. Равнодушны, недоброжелательны, что не позволяет работать слажено. | Группа старательна и трудолюбива, но ей еще многому надо учиться. Группа проявляет инициативу, но не способна самостоятельно довести начатое дело до конца и получить хорошие результаты. Сотрудники проявляют взаимный интерес друг к другу и желание создать сплоченный коллектив. Группа открыта новому опыту, но не в состоянии самостоятельно его освоить. Нет устоявшихся отношений, возможна недисциплинированность. | Группа обладает достаточным профессиональным уровнем, но не всегда берет на себя ответственность за результаты работы. Сотрудники ответственны, но группа не проявляет инициативы в решении назревших проблем школьной жизни. Сотрудники дорожат местом своей работы и имеют устоявшиеся отношения в коллективе. В группе устоявшийся стиль работы, дающий неплохие результаты, потребности в переменах не ощущают. Развиты отношения подчинения, деловые связи между рядовыми работниками отсутствуют. | Группа обладает высокой квалификацией и стремиться посвятить свои силы хорошей работе. В группе развито высокое чувство ответственности за общее дело. Сотрудники гордятся своей принадлежностью к школе и коллективу, в котором работают. Коллектив выдвигает и осваивает новый передовой опыт. Отношения сотрудничества. |