Зачетно-экзаменационные материалы для промежуточной аттестации (экзамен/зачет)
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Предмет, задачи и методология социальной психологии
2. Основные направления социальной психологии
3. Социально-психологическая характеристика личности
4. Концепции структуры личности в зарубежной и отечественной психологии
5. Понятие и стереотипы социального развития личности
6. Социальные взаимодействия и закономерности поведения личности в группе и обществе
7. Понятие социализации: этапы и механизмы ее воздействия на личность
8. Отклонения социального поведения.
9. Теории агрессивного поведения личности.
10. Понятие социальной роли и характеристика влияния ее на развитие личности
11. Общение как социально-психологическое явление. Содержание, цели, средства общения.
12. Функции общения.
13. Механизмы общения.
14. Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения. Эффекты межличностного восприятия.
15. Содержание и значение стереотипизации.
16. Психологическая совместимость как фактор успешного общения субъектов взаимодействия.
17. Понятие социального конфликта и возможные пути его разрешения
18. Переговорный процесс как способ решения конфликта.
19. Технология эффективного общения и рационального поведения в конфликте.
20. Психология манипуляции.
21. Определение и характеристика социальных групп
22. Феномен морально-психологического климата группы.
23. Проблематика малой группы в социальной психологии
24. Неформальные объединения молодёжи как социальное явление
25. Социометрия как психологическая теория общения и внутригрупповых отношений, и как метод, применяемый для оценки межличностных отношений.
26. Трансактный анализ какподход в концептуальном описании социально-психологических феноменов.
27. Лидерство – понятие и классификация.
28. Теория и функции референтной группы.
29. Динамические процессы, протекающие в группе.
30. Социально-психологическая сущность и содержание явлений в группах.
31. Социальная установка. Исследования понятия и динамики социальных установок. Определение и классификация.
32. Разновидности существующих в обществе социальных установок.
33. Исследования закономерностей межгруппового взаимодействия.
34. Психология нации.
35. Психология класса.
36. Толпа как стихийно организованная группа.
37. Психологические проблемы личности в профессиональной деятельности.
38. Психология религии. Особенности религиозного сознания.
39. Особенности социальной психологии политики. Функции власти.
40. Методы и средства исследований в социальной психологии: практические запросы, проблемы в организации исследований.
41. Методы и средства исследования психологического климата коллектива, удовлетворенности трудом, адаптации новых работников.
42. Методы и средства исследования проблемы управления.
43. Методы и средства исследования развития организации.
44. Методы и средства исследования общения.
45. Методы и средства исследования функционирования ученического коллектива.
46. Методы и средства исследования межгрупповые отношений.
47. Методы и средства исследования вопросов социализации.
48. Методы и средства исследования малой группы.
49. Методы и средства исследования личностных характеристик и имиджа политического деятеля.
50. Методы и средства исследования психологических условий и восприятия политических решений.
4. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
4.1 Основная литература:
1. Социальная психология : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Веракса, Николай Евгеньевич, А. Н. Веракса ; Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Академия, 2011.
2. Социальная психология : учебное пособие для студентов и аспирантов / Майерс, Дэвид ; пер. с англ. В. Гаврилов и др. - СПб. [и др.] : ПИТЕР, 2011
3. Социальная психология : [учебное пособие] / Почебут, Людмила Георгиевна, И. А. Мейжис ; Л. Г. Почебут, И. А. Мейжис. - СПб. [и др.] : ПИТЕР, 2010.
4. Спивак В. А. Лидерство : учебник для академического бакалавриата : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / Спивак, Владимир Александрович ; А. А. Спивак ; С.-Петерб. гос. эконом. ун-т. - Москва : Юрайт, 2015
4.2 Дополнительная литература:
1. Евтух Т.В.Сборник задач по общей и социальной психологии.- М.: Флинта: Наука, 2008, 80 с.
2. Ильин В. А. Психология лидерства : учебник для бакалавриата и магистратуры : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим напралениям и специальностям / Ильин, Валерий Александрович ; В. А. Ильин ; Моск. городской психолого-пед. ун-т. - Москва : Юрайт, 2015.
3. Клецина И. С.Практикум по социальной психологии: Учеб.пособие. - СПб.: Питер, 2010, 256 с
4. Обнаженный оратор : дао презентации / Рейнольдс, Гарр ; Г. Рейнольдс ; [пер. с англ. Н. А. Римицан]. - СПб. [и др.] : Питер, 2012.
5. Социальная психология труда : теория и практика. Т. 2 / отв. ред. А. Л. Журавлев, Л. Г. Дикая ; РАН ; Ин-т психологии. - М. : Институт психологии РАН, 2010.
6. Человек над ситуацией / Петровский, Вадим Артурович ; В. А. Петровский. - М. : Смысл, 2010.
7. Эмоциональное лидерство : искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Гоулман, Дэниел, Р. Бояцис, Э. Макки ; Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки ; пер. с англ. А. Лисицыной ; науч. ред. В. Ионов. - 4-е изд. - М. : Альпина Паблишерз, 2010.
4.3. Периодические издания:
1. Вестник московского университета Сер.14 Психология.
2. Вопросы психологии
3. Психология в вузе
4. Психологический журнал
5. Семейная психология и семейная терапия
6. Психология (с указателями) РЖ ВИНИТИ
7. Журнал практического психолога
8. Спортивный психолог
9. Мир психологии
10. Психологическая наука и образование
5. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
http: // www. sciencemag. org /
http:// FindArticles.com.
http://elibrary.ru/
http://flogiston.ru
http://proquest.umi.com/login
http://psychology.net.ru «Мир психологии» - научно–популярный информационно–психологический портал.
http://psyjournals.ru Журналы по психологии МГППУ
http://PSYLIB®
http://rospsy.ru/
http://www.bookap.by.ru/popular/popular.shtm
http://www.go-psy.ru/links-psy.htm Психологическая помощь Go-psy.ru
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol
http://www.informaworld.com
http://www.nature.ru Научная сеть (поисковая система, тематический каталог ресурсов по разным дисциплинам и научным направлениям: Источниками информации являются русскоязычные научно-образовательные ресурсы Интернета, издательские дома, выпускающие научную и научно-популярную литературу, крупные научные и учебные учреждения, образовательные и научные фонды)
http://www.psy.msu.ru/links/ Психология в Интернете (МГУ)
http://www.psychol.ras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/rossijskie/rossijskie1.html
http://www.psychology.ru - Психология на русском языке
http://www.psyjournals.ru
http://www.rsl.ru/ Сайт Российской государственной библиотеки (электронный каталог изданий, поиск по каталогу, полезные ссылки, информация для посетителей библиотеки)
http://www.sciencedirect.com
http://www.slovari.ru
http://www.ucheba.ru
6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Основными формами обучения студентов являются аудиторные занятия, включающие лекции, практические и лабораторные занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. На лекционных занятиях излагаются основные теоретические вопросы данного курса. Практические занятия предполагают широкое использование активных форм проведения занятий: дискуссий, круглых столов, собеседований, т.п. Лабораторные занятия направлены на выработку умений и навыков диагностики личности с учетом дифференциации.
Система контроля усвоения знаний включает балльные оценки: опрос студентов на занятиях, контрольные работы, предоставление докладов, составление психологических портретов, ведение самонаблюдения, терминологических диктантов, разработкой электронных презентаций. Курс завершается сдачей экзамена.
Для создания условий усвоения дисциплины используются:
• учебно-методическая литература;
• операционализация содержания дисциплины при его изложении на лекциях и отработке на практических занятиях;
• имеющие дидактическое значение вербальные и невербальные коммуникативные возможности преподавателя;
• аудио- и визуальные технические средства обучения (ТСО), позволяющие расширить возможности восприятия информации студентами (наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-, видеоматериалы и т.п.).
Обучение складывается из аудиторных занятий, включающих лекционный курс, практические и лабораторные занятия, и самостоятельной работы (36 час.).
При изучении учебной дисциплины необходимо использовать, полученные в рамках модуля, знания и освоить практические умения необходимые для последующей профессиональной работы.
В соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО в учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий в виде организации дискуссий, выступления на практикумах, защита отчетных работ на «круглом столе». Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 60% от аудиторных занятий.
Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к практическим занятиям, текущему, промежуточному контролю и включает работу с научной и методической литературой, подготовку планов организации дискуссий, оформления отчетных работ. Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение (в разделе СРС). Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры.
Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность. Выполнение учебных заданий в рамках данной дисциплины способствует воспитанию у студентов навыков общения с клиентами. Самостоятельная работа способствует формированию ответственности, аккуратности, дисциплинированности.
Исходный уровень знаний студентов определяется краткими опросами на первых семинарских занятиях, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий, во время проведения дискуссий, при ответах на тестовые задания. В конце изучения учебной дисциплины проводится промежуточный контроль знаний с использованием билетов к экзамену.