Организационно-методическое направление
Заключается в подготовке и участии специального педагога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.
Не вызывает сомнения, что среди перечисленных направлений приоритетным в работе специального педагога будут диагностическоеи коррекционное.Рассмотрим содержание этих видов деятельности более детально.
Диагностическаяработа специального педагога является составной частью комплексного изучения ребенка. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях
пмпк.
Диагностическое направление работы включает в себя: этап первичного обследования; систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка. Основная задача этого направления — прогноз возможных трудностей обучения и определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем. Поэтому дефектологическое обследование обучающихся классов КРО должно содержать изучение уровня познавательного развития ребенка, анализ письменных работ, т.е. качественную характеристику ошибок, наблюдение за учащимися в учебной фронтальной деятельности и, по необходимости, дополнительное изучение сформированности школьных умений и навыков.
Важной особенностью диагностической работы учителя-дефектолога является направленность не столько на конечный результат деятельности, сколько насам процесс ее выполнения. Известно, что у нескольких детей 68может быть одна и та же симптоматика, а сущность и механизмы нарушения
будут разными. Отсюда и закономерности протекания дефекта, и методы его преодоления будут неодинаковыми. Поэтому дефектологическое обследование должно опираться на качественный анализ разных аспектов дефекта, квалифицировать структуру нарушения.
Коррекционноенаправление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на познавательную деятельность ребенка с ЗПР в динамике образовательного процесса.
Содержание коррекционной работы зависит от структуры дефекта и степени его выраженности.
Мозаичность поражения ЦНС при ЗПР церебрально-органического генеза приводит к значительной неоднородности нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности ребенка, к выраженной неравномерности формирования разных ее сторон. Этим определяется необходимость дифференцированного подхода в работе специального педагога. При этом характер нарушений в развитии ребенка, определяющий структуру дефекта при ЗПР в каждом отдельном случае, является показателем дифференцированного подхода.
Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой дефекта. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся во внеурочное время с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий определяются тяжестью и характером дефекта. Также принимается во внимание суммарная нагрузка на ребенка (на основе учета работы всех специалистов).
Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражается в типовом школьном журнале.
Основные направления коррекционной работы специального педагога были определены в ходе экспериментального изучения познавательного развития детей 1—4 классов КРО. Исследованием, начатым в 2001 г., было охвачено 83 учащихся с ЗПР различного происхождения. Психолого-педагоги-
ческое изучение проводилось по следующим параметрам: общее интеллектуальное и речевое развитие, сенсорное развитие, развитие двигательной сферы, слухо- и зрительно-моторная координация, представления о пространстве и времени, сформированность навыков учебной деятельности. Осуществляется качественный анализ ошибок текущих и итоговых работ учащихся. Полученные данные обобщались и соотносились с психологическими, медицинскими, педагогическими характеристиками. Результаты исследования показали, что в специализированной помощи учителя-дефектолога нуждаются 30-40% детей, обучающихся в классах КРО, и позволили выявить необходимость проведения с ними коррекционной работы по следующим направлениям:
— сенсорное и сенсомоторное развитие;
— формирование пространственно-временных отношений;
— умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
— коррекция и нормализация ведущей (учебной) деятельности возраста;
— формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи.
Работа специального педагога строится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, психологической структуры нарушений и анализа их генеза. Поэтому среди перечисленных направлений работы основное место в работе учителя-дефектолога занимает коррекция умственного развития.
Учебная деятельность как ведущая деятельность рассматриваемого возраста приводит к качественным преобразованиям психики ребенка (Д.Б. Эльконин, И.В.Дубровина, Л.И. Божович, М.В. Матюхина, В.С.Мухина и др.). Мышление переходит на более высокую ступень развития, тем самым перестраивая все остальные психические процессы: «память становится мыслящей, а восприятие — думающим» (Д.Б. Эльконин, 1974). Этот переход составляет основное содержание умственного развития.
Самые разные школьные предметы предъявляют ряд сходных требований к особенностям умственного развития ребенка. В процессе усвоения знаний школьник приобретает и способы оперирования ими, т.е. достаточно сложную систему умственных действий, мыслительных операций, которые необходимы для использования знаний в решении учебных задач. Большинство учащихся массовой школы овладевают способами умственной деятельности в процессе работы, осуществляемой на уроке. Детям с ЗПР часто учебной работы в классе бывает недостаточно. Кроме того, сама мыслительная деятельность детей с ЗПР характеризуется как несформированностью отдельных мыслительных операций, так и нарушением развития мыслительной деятельности в целом. Отмечается поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности (Т.В.Егорова, У.В. Ульенкова, Т.А.Стрекалова, С.Г.Шевченко, И.Ю.Кулагина, З.И.Калмыкова, Т.Д. Пускаева, А.Н. Цымбалюк и др.).
Способы умственной деятельности у детей с задержкой психического развития должны стать предметом специального формирования на занятиях у педагога-дефектолога. При этом очень важно, чтобы в работе использовался учебный материал, осуществлялся перенос формируемых способов умственной деятельности в учебную деятельность ребенка.
Итак, основное содержание работы специального педагога состоит в следующем:
— выявление и обследование детей, нуждающихся в специализированной помощи;
— дифференциация детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза, а также детей, подлежащих выводу в систему специального образования I—VI и VTII вида;
— разработка индивидуальных коррекционных программ развития учащихся в условиях взаимодействия специалистов школьного ПМПК;
— определение причин и механизмов нарушений в развитии ребенка, путей работы с ним (в т.ч. приемов наиболее эффективной помощи учителя в каждом отдельном случае);
— динамическое изучение психического развития ребенка, определение соответствия выбранной программы обучения реальным учебным достижениям и уровню развития ребенка;
— проведение коррекционных занятий с детьми с ЗПР церебрально-органического генеза, испытывающими трудности в системе КРО, содержание и результаты которых фиксируются в «Комплексной карте динамического развития»;
— разработка совместно с логопедом, психологом, учителем комплексной программы индивидуального развития ребенка по результатам системной диагностики;
— анализ уровня обученности и качества знаний детей;
— систематическая работа с документацией по подготовке к ПМ ПК;
— консультирование родителей, педагогов по вопросам обучения и воспитания ребенка, основам коррекционной педагогики.
Приложение 1