Модифицированная методика Куна «20 Я»
Тест 20 утверждений на самоотношение М. Куна, Т. Макпартленда(Twenty statements self attitude Test-Kuhn M., McPartland T., 1966). Тест представляет собой технику, основанную на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом.
Испытуемого просят не более чем в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто Я такой?". Испытуемый также инструктируется давать ответы в том порядке, в котором они спонтанно возникают, и не заботится о последовательности, грамматике и логике.
Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.
В модифицированной версии предлагалось дать по возможности 15 ответов на вопросы «Кто Я?» «Какой Я?», сначала в отношении «Я сейчас», а затем в отношении «Я взрослый» и «Я зрелый».
Модифицированная методика Кроника «Линия жизни»
Методика была разработана супругами Крониками и опубликована в 1993 г. (Сколько вам лет? Линии жизни глазами психолога \ Под ред. А.А.Кроника – М.1993)
При ее выполнении респонденту предлагается начертить на листе бумаги (формат А4) прямую линию и отметить на ней важные события своего жизненного пути: прошлого, настоящего и будущего с указанием того, сколько было лет респонденту, когда эти события произошли.
Диагностическая направленность Линии жизни состоит в изучении истории жизни респондента, его автобиографии, особенностей переживания человеком значимых событий своего прошлого, настоящего и будущего.
В данном исследовании методика была упрощена для возможности проводить её дистанционно, респонденту было предложено не отмечать на линии, а перечислять в виде списка события его жизни.
Обоснование выбора методик
Данные методики были выбраны потому, что позволяют выявить тот субъективный образ взрослости, который респондент может применить к себе. Методика «Линия жизни» дает представление о событиях, наполняющих образ взрослости, а методика «Двадцать я» - о социальных ролях и психологических качествах.
Результаты исследования
Методика «Линия жизни»
Для начала стоит отметить, что как среди подростков, так и среди взрослых были респонденты, отказывавшиеся принимать участие в исследовании после ознакомления с инструкцией методики «линия жизни». Среди обоснований указывалось как нежелание сообщать факты личной биографии, так и утверждение, что события будущего невозможно предсказать, поэтому их бессмысленно планировать, а понятия «взрослость» и «зрелость» слишком относительны. Второе утверждение в той или иной форме было высказано как минимум восьмью респондентами(как старшего, так и младшего возраста) в ответ на прямое предложение принять участие в исследовании.
Методика «Линия жизни», насыщенность событиями
(числа под таблицей – среднее арифметическое; интенсивность цвета – высокая, средняя и низкая группа)
Группа 25-30 лет | ||
события прошлого | события будущего | обозримое будущее, лет |
12,266667 | 15,533333 | |
Группа 15-19 лет | ||
события прошлого | события будущего | обозримое будущее, лет |
7,6315789 | 4,9444444 | 11,5 |
Взрослые в целом указывали больше событий прошлого, что логично сочетается с более длинной жизнью, событий будущего – больше у подростков. Оба возраста заглядывают в будущее не дальше 60-го юбилея, среди взрослых у половины образ будущего состоит из 1-3 событий, как правило это брак и рождение детей.
Далее проанализируем отнесенность к наиболее часто встречающимся сферам событий. В скобках указало количество людей, отметивших события из данной сферы, не обязательно одно.
Рождение и смерть
Смерть указывается только одним взрослым испытуемым(без указания возраста, с пометкой «как можно позже»), рождение указывается у 3 подростков и 6 взрослых.
Детство(0-11)
Вообще не указало событий детства пятая часть подростков и треть взрослых.
Из событий дошкольного и младшего школьного детства подростками указывается поступление в школу(6), детский сад(5), знакомство с друзьями(4), переживание потери близкого(4), покупка игрушек(3).
Взрослые указывали поступление в школу(7), переживание потери близкого(5), появление компьютера или телевизора(3), серьезную болезнь(3), влюбленность(2).
Подростничество(11-19)
Из значимых событий подростками указывается влюбленность(11), предательство и смерть близких(10), знакомство с друзьями(9), учебные достижения(10), появление новых интересов(7), прочтение важных книг(6), поражения(4).
Взрослыми указывается: поступление в ВУЗ(10), влюбленность(8), определение сферы интересов(8), знакомство с друзьями(4), начало трудовой деятельности(4), прочтение важных книг(2).
Взрослость(от 19)
Предполагаемые события у подростков: связанные с обучением(15), связанные с любовными отношениями и браком(15), рождение детей(12), связанные с карьерой(10).
Совершившиеся события у взрослых: связанные с карьерой(10), связанные с любовными отношениями и браком(9), негативные события(5).
Предполагаемые события у взрослых: рождение детей(11), связанные с любовными отношениями и браком(9), связанные с карьерой(6).
События, связанные с уже достигнутой взрослостью у взрослых – работа(5), любовные отношения и брак(3).
События, связываемые с уже достигнутой зрелостью – конкретные события отмечены у четверых и связаны с принятием решений(сменить работу и бросить курение), а так с важным путешествием и с переездом.
С предполагаемой – рождение детей(1), брак(1), защита кандидатской диссертации(1).
У подростков возраст наступления взрослости как правило не привязывается к определенным событиям. 17-19 лет можно привязать к переходу из статуса школьника в статус студента, 20-27 – с предполагаемым обретением определенной финансовой независимости и вступлением в брак. В качестве дополнительного в конце анкеты был задан прямой вопрос, что такое взрослость, и подавляющее большинство подростков выделили главным свойством взрослости самостоятельность и ответственность.
Зрелость оценивается различно. У 8 из 20 зрелость находится за пределами обозримого будущего, что, учитывая данные второй методики следует трактовать скорее как стадию стабильности. У двоих подростков зрелость предшествует взрослости – в одном случае зрелость связано с первой влюбленностью, а взрослость с сексуальным дебютом, в другом – зрелость соответствует началу трудовой деятельности, а взрослость предшествует рождению детей. То есть зрелость у данных респондентов трактуется как субъективное ощущение, а взрослость – как следствие инициирующего события.
В ответах на прямой вопрос, что такое зрелость – преобладало определение её через мудрость, на втором месте – через завершение жизни и подведения итогов.
Образ поздней зрелости
Среди подростков только двое указали события после 33-летия, и в обоих случаях это «рождение внуков». Среди взрослых в событиях после 45 так же у двоих упоминается «рождение внуков» и еще у двоих «выход на пенсию», но никаких достижений или индивидуальных событий респондентами в этом периоде не ожидается.
Гендерная вариативность
На столь малочисленной выборке сложно сделать выводы о гендерных различиях в содержании автобиографических событий. Единственное, что можно выделить однозначно – все юноши и мужчины отметили наступление зрелости как возраст после 30 лет, однако среди женщин треть выборки уже считает себя зрелыми.