В этом возрасте продолжают развиваться познавательные процессы, однако сколько-нибудь существенных, кардинальных изменений не наблюдается.

В ранней юности закладываются основы мировоззрения (происходит формирование ценностных ориентаций, углубление нравственного сознания, рост социального и познавательного интереса к наиболее общим принципам мироздания, универсальным законам развития природы и общества). Центральное место в этом процессе занимает вопрос о смысле жизни и построение жизненного плана. Ранняя юность – это возраст дальнейшего развития самосознания. На основе самооценки возникает потребность в самосовершенствовании.

Главная забота девушек и юношей – это выбор профессии, а правильнее – выбор формы ее получения (в профессионально учебном заведении или путем профессиональной подготовки на предприятии, в фирме, организации).

Юношеский (18-23 года)возраст представляет собой в буквальном смысле слова ''третий мир'', существующий между детством и взрослостью. Биологически - это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступает в него уже постпубертатными, однако, на его долю выпадает задача многочисленных ''доделок'' и устранение диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.

Социальное положение юношества неоднородно. Юность - завершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство юношей и девушек уже учащиеся, их участие в производительном труде рассматривается не только и не только с точки зрения его экономической эффективности, сколько с точки зрения его воспитательной ценности. Юность – это возраст огромных личностно значимых приобретений: друзей, любимых, специальности, собственного жилья и т.д. Ведущие потребности юности – это потребности в социальном и профессиональном самоопределении, социально-психологической поддержке и защите, а также потребность в достижениях. Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование.Основные психологические новообразования личности на данной стадии становления – самостоятельность, социальная зрелость, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности, социально-профессиональная компетентность

[1] См.: Психология: Слов. С. 428.

[2] См.: Там же. С. 299.

[3] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 74 – 75.

[4] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ соч. С. 75.

[5] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 35.

[6] См.: Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С.93 – 94.

[7] См.: Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.,1995. С. 289.

[8] Крысько В.Г. Указ. соч. С. 154-155.

[9] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 153.

[10] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 227.

[11] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 160.

[12] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 254.

[13] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 254.

[14] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 256.

[15] См.: Немов Р.С. Указ. соч. Кн. 1. С. 514 – 515.

[16] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С 119.

[17] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 184.

[18] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 100.

[19] См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 149.

[20] См. Там же. С. 150.

[21] См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 151.

[22] См. Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 153.

[23] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 90.

[24] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 92.

[25] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 93.

[26] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 155.

[27] См.: Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. С. 231.

[28] См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Указ. соч. С. 115.

[29] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 169.

[30] См.: Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1998.

[31] См.: Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975. С. 104.

[32] См.: Психология: Слов. С. 264.

[33] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 163.

[34] См.: Зинченко Т.П. Методические исследования и практические занятия по психологии памяти. Душанбе, 1974. С. 142.

[35] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С.111.

[36] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 116.

[37] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 178.

[38] См.: Там же. С. 178.

[39] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 184.

[40] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 187.

[41] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 190.

[42] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 194.

[43] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 208.

[44] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 209.

[45] См.: Там же. С. 211.

[46] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. С. 269.

[47] См.: Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.

[48] См.: Теплов Б.М. Способности и одаренность// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. С. 32.

[49] Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 129.

[50] Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 1996. С. 118.

[51] Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. С. 140.

[52] Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. С. 248.

[53] См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Указ. соч. С. 23.

[54] См.: Морозов А.В. Деловая психология. СПб, 2000.С. 272.

[55] См.: Крысько В.Г. Указ. соч. С. 202.

[56] См.: Крысько В.Г. Указ соч. С. 216.

Наши рекомендации