Кризисная психологическая помощь

Кризисная поддержка

Рассматривая особенности психологической помощи в суи-цидоопасной ситуации, феномен суицида чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмиру-ющими событиями. Причем это кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий жизненный опыт человека, решившегося на суицид, не может подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой.

Подобный психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Но чаще внутренняя напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью. Человек теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятельства, возникает внутренний конфликт неприятия самого себя, самоотрицания, появляется ощущение потери смысла жизни. Вот почему для предотвращения попытки самоубийства так важно вовремя установить с попавшим в беду человеком контакт, вступить с ним в дружеское общение.

К ребенку или подростку, который обсуждает идею самоубийства или пытается его совершить, следует относиться серьезно. Как мы уже говорили, оценка риска суицида включает выявление лежащего в основе психического или соматического заболевания, наличия или отсутствия социальной поддержки, недавней утраты близких, предшествующих суицидальных попыток или актов насилия, плана самоубийства и доступности средств для выполнения этого плана, возможного влияния психоактивных средств; необходимо также изучение семейного анамнеза (соответствующей истории семьи).

Кризисная поддержка включает в себя следующие этапы:

1. Установление контакта с суицидентом. Необходимо, чтобы подросток был выслушан терпеливо и сочувственно, без сомнения и критики. Задача педагога-психолога — создать у ребенка уверенность в том, что психолог компетентен, разобрался в особенностях его кризиса (проблемы, случая и т.п.), знает, что делать и готов применить адекватные виды помощи. В результате ребенок воспринимает специалиста как понимающего, чуткого и заслуживающего доверия, благодаря чему ликвидируются чувства эмоциональной изоляции и безнадежности.

2. Раскрытие суицидоопасных переживаний. Это возможно при условии безусловного принятия подростка, что повышает его самовосприятие, сниженное в результате психологического кризиса. Сочувственное выслушивание облегчает отреагирование пациентом подавляемых эмоций, что уменьшает аффективную напряженность.

Лучший способ узнать о том, помышляет ли ребенок о самоубийстве — это задать ему прямой вопрос об этом. Факты не подтверждают расхожего мнения, что разговоры о самоубийстве могут посеять мысли о нем в душе человека и спровоцировать его. Напротив, подросток испытает облегчение, когда ему представиться возможность открыть и обсудить темы, которые его волнуют. Вопросы следует задавать, когда ребенок чувствует, что его понимают, когда чувство скованности и неловкости преодолено, и он (она) обсуждают свои переживания; когда он (она) рассказывает о негативных чувствах одиночества, беспомощности и т.п.

Примеры вопросов:

— Бывает ли тебе грустно и тоскливо?

— Появляется ли у тебя чувство, что никому до тебя нет дела?

- Появляется ли у тебя чувство, что жить дальше не стоит?

- Возникает ли у тебя желание совершить самоубийство?

- Что тебя удерживает в жизни?

Из ответа на последний вопрос мы узнаем о стойких антисуицидальных факторах, наличии так называемого антисуицидального барьера. Ситуации, когда «человек оказывается психологически не в состоянии привести даже для своего оправдания жизнеутверждающие аргументы, которые говорили бы против навязчивых мыслей о самоубийстве» (В. Франкл, 2001), могут свидетельствовать о непрочности антисуицидального барьера и повышенном суицидальном риске.

Не имеющий прямого отношения к кризисной ситуации материал игнорируется с помощью избирательного выслушивания, что способствует кризисной ориентации процесса.

Никогда не обещайте подростку держать его планы в отношении суицида в тайне!

3. Мобилизация адаптивных навыков проблемно-решающего поведения. Достигается путем актуализации антисуицидальных факторов и прошлых достижений в значимых для подростка областях, повышения его самоуважения и уверенности в своих возможностях в разрешении кризиса. Проявления личностной несостоятельности подростка в кризисной ситуации не интерпретируются, чтобы не снижать самооценку ребенка и не актуализировать тем самым суицидоопасные переживания.

4. Заключение договора. Это очень важная процедура, которая предусматривает локализацию кризисной ситуации, формулирование ее в понятных подростку понятиях, соглашение с ним о кризисной ориентации коррекционнои работы (индивидуального плана сопровождения), сроках реализации этого плана, разделение ответственности за результат совместной работы (в том числе, что будут делать другие специалисты), с признанием за подростком способности самостоятельно контролировать свои суицидальные тенденции и отвечать за принятие решений и их выполнение; оговаривается также посредничество психолога в контактах с другими людьми: близкими, друзьями, врачом, педагогами.

Врачи (клинические суицидологи) отмечают, что при работе с человеком в состоянии душевного смятения, с выраженными летальными тенденциями нецелесообразно и бесполезно воздействовать на них путем увещеваний, разъяснительных бесед, порицания, оказания давления или каким-нибудь другим аналогичным образом (что, кстати, любят делать специалисты СППС). При суицидальных тенденциях это воздействие имеет не больше результативности, чем при алкоголизме. Наиболее эффективным путем снижения их интенсивности является непрямое воздействие посредством уменьшения эмоционального напряжения и смятения, прояснение травмирующей ситуации, разработка альтернативных (реальных в достижении) шагов преодоления проблемы. Психолог (социальный педагог) по отношению к подростку в этой ситуации играет роль опекуна, прежде всего, защищая его интересы и стабильное эмоциональное состояние. Целью его вмешательства является снижение давления, оказываемого на подростка реальными жизненными обстоятельствами и вызывающего у него эмоциональное напряжение, через изменение невыносимой ситуации.

Основным принципом помощи является следующий: для уменьшения интенсивности летальных тенденций следует предпринять меры по снижению эмоционального напряжения и волнения, что, в свою очередь, повлечет за собой их дезактуализацию.

В рамках кризисной поддержки целесообразно использовать имеющиеся у суицидента ресурсы (которые вы выявили в ходе беседы и предварительного социального расследования, проведенного социальным педагогом).

Ресурсы (средства решения проблем) — это те сильные стороны человека, которые служат основой его жизнестойкости и увеличивают вероятность преодолеть кризис с позитивным балансом.

Внутренние ресурсы:

— инстинкт самосохранения;

— интеллект;

— социальный опыт;

— коммуникативный потенциал;

— позитивный опыт решения проблем.

Внешние ресурсы:

— поддержка семьи и друзей;

— поддержка медиаторов, сотрудников СППС и персонала школы;

- стабильность

- принадлежность к молодежному объединению (союзу);

- приверженность религии (конструктивному неформальному молодежному объединению);

- медицинская помощь;

- индивидуальная психолого-педагогическая программа сопровождения.

Как следует использовать имеющиеся ресурсы ?

- Вначале получить у подростка разрешение привлечь для его поддержки те или иные ресурсы, а затем связаться с ними (при остром риске, рассказать о том, что вы обязаны сделать это по закону).

- Даже если разрешение не будет получено, попытаться найти кого-нибудь, кто сможет быть рядом с ребенком, проявит к нему внимание.

- Поговорить с людьми, источниками поддержки, уточняя их возможности помощи и не вызывая чувства вины (в случае, если они вовлечены в кризисную ситуацию). Учесть потребность этих людей в психологической помощи.

- Рассказать подростку об имеющихся ресурсах и о том, кто \ чем может ему помочь, уточнив при этом, в чем он нуждает ся более всего.

- Привлечь людей из группы поддержки к осуществление шагов, которые планируется предпринять.

Все действия, которые вы планируете с людьми из группы поддержки, включаются в индивидуальный план сопровождения, определением сроков реализации и возможностью мониторинг эффективности.

Кроме этого, дети и подростки, подверженные суицидальному риску нуждаются в реабилитации (формировании) адаптивных социальных навыков и умений преодоления стресса. Прежде все го «страдает» саморегуляция, коммуникативная компетентность, фрустрационная толерантность. Ребят необходимо включать в коррекционные группы по данной тематике.

Суицид оказывает разрушительное влияние так же на друзей и родственников суицидента. Умышленная, неожиданная и насильственная смерть человека часто заставляет других чувствовать беспомощность и отверженность. Родители часто страдают от выраженного чувства стыда и вины. Так как суицид рассматривается, как социальная стигма, пережившие суицид и вовлеченные в него стараются избегать общения с другими людьми. Группы психологической поддержки могут играть положительную роль в психологическом восстановлении жертв неудавшегося суицида и их окружения. Педагогу-психологу необходимо иметь телефоны служб и специалистов, где социальному окружению суицидента могут оказать профессиональную психологическую и психотерапевтическую помощь. В ситуации обращения в учреждение образование, специалисты СППС, используя эти контакты, сориентируют нуждающихся в подобной помощи участников суицидального случая.

Кризисное вмешательство

Кризисное вмешательство осуществляется при потенциальном суициде. Слово «интервенция» (вмешательство) происходит от латинских слов inter (между) и venire (приходить). Суицидальная интервенция, являясь «вхождением между», представляет собой процесс предотвращения акта саморазрушения. Она заключается в контакте лицом к лицу с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в социальном, психологическом или экзистенциальном кризисе.

К счастью, никто из людей не является абсолютно суицидальным. Особенно это относится к детям и подросткам. Наблюдения свидетельствуют о переживании ими смешанных эмоций. Даже самое страстное желание умереть по своей психологической сущности является амбивалентным. Часть личности хочет жить, другая стремится уйти в небытие. Суицидальная настроенность является преходящей — эти чувства могут появляться, исчезать, возникать снова, но почти всегда проходят. Эта закономерность является основой суицидальной интервенции.

Кризисное вмешательство — это прерогатива психотерапевтов. Педагоги-психологи не обучены подобным методам работы. Но, учитывая специфику рассматриваемой нами темы, мы понимаем, что многим из них придётся оказывать подобную помощь на своих рабочих местах, в учреждении образования. К сожалению не всегда педагог-психолог имеет возможность сопровождать потенциального суицидента, которому параллельно оказывает профессиональную помощь психотерапевт. В связи с этим, мы позволили себе «перевести» психотерапевтические подходы к кризисной интервенции в практическую плоскость педагога-психолога образования.

Выделим следующие этапы кризисного вмешательства:

1. Рассмотрение альтернативных способов решения кризисной ситуации.

На этом этапе необходимо выявить сохранившиеся антисуицидальные факторы и опираясь на них простраивать программу выхода из трудной ситуации. Программа должна быть пошаговая, иметь сроки по реализации каждого шага.

Так же необходимо оценить наличие внутренних и внешних ресурсов подростка, в том числе найти людей из ближайшего окружения, с которыми ребенок мог бы сформировать новые, необходимые ему высокозначимые отношения, облегчающие ему микросоциальную адаптацию (кто и как будет с ним рядом на «остром» этапе, на этапе выходя из кризиса).

2. Выявление неадаптивных психологических установок, блокирующих оптимальные способы разрешения кризисной ситуации. Это имеет важное значение, поскольку данные установки являются одной из основных причин суицидоопасных реакций на кризисную ситуацию.

Как правило, подобные установки формируются в раннем детстве под влиянием неблагоприятных условий воспитания, глубоко интериоризируются, что затрудняет для подростка осознание их неадаптивности и препятствует их психотерапевтической коррекции.

3. Коррекция неадаптивных психологических установок осуществляется, прежде всего, в отношении суицидогенной установки — представления о большей, чем собственная жизнь, значимости той или иной ценности.

Снизить значение доминирующих ценностей удается путем актуализации антисуицидальных факторов. Необходимо отметить, что попытки прямой девальвации ценности, конкурирующей с ценностью жизни, могут привести к нарастанию аффективной напряженности и психологического сопротивления кризисному вмешательству.

4. Активизация терапевтической установки необходима для переключения усилий подростков с попыток разрешения кризисной ситуации не оправдавшими себя методами на повышение собственных возможностей по ее разрешению.

Формат работы - индивидуальный.

Для того чтобы лучше понять стратегии кризисного вмешательства и сопровождения в случае наличия суицидального риска, а так же определить основные мишени коррекционной и социально-педагогической работы, выделим в таблицу наиболее распространенные суицидальные факторы и добавим к ним антисуицидальные факторы.

Суицидальные факторы Антисуицидальные факторы
Эмоциональная депривация Выраженная эмоциональная привязанность
Неблагополучная семья Родственные связи и обязанности
Эгоизм (эгоцентричность) Чувство долга, понятие о чести
Положительное отношение к суициду Зависимость от общественного мнения (в том случае, если общественные нормы не допускают суицида)
Несформированный образ будущего, несформированный навык целеполагания Наличие планов, определяющих цель в жизни
Алкоголизация (наркотизация) Внимание к собственному здоровью
Сужение сознания (туннельность) Представление о неиспользованных возможностях
Негативный когнитивный стиль мышления Наличие эстетических критериев мышления
Утрата или несформированность ценностной стороны жизни Экзистенциальное осмысление конфликта
Экзистенциальная пустота Наличие веры

Как мы видим из таблицы, на каждый суицидальный фактор есть антисуицидальный. Усиливая антисуицидальные факторы, мы снижаем риск. Фактически, через развитие эмоциональных связей и коммуникативной компетентности, через развитие ответственности и целеполагания, через развитие здорового образа жизни и жизненных ценностей мы занимаемся реабилитацией, способствуем, адаптации суицидентов и реализуем модель профилактики суицидального поведения.

Давайте рассмотрим стратегии кризисной интервенции на одном случае.

Приведу пример суицидальных переживаний девочки Даши, 13 лет, которая в течение года пережила смерть матери и дяди. Она стала жить с бабушкой, которая стала ее опекуном. При этом бабушка переживает смерть своих детей и часто проговаривает о том, что сама хочет «уйти» к своим детям. Даша много времени проводит на кладбище, на могиле матери, прогуливает занятия в школе, нарушились отношения со сверстниками. Часто говорит подруге и бабушке, что хочет умереть, что не может пережить расставания с матерью. В течение последних двух месяцев начались сильные головные боли, и бабушка ходила с Дашей к участковому педиатру. Со слов бабушки сильно изменилось пищевое поведение: «Ест как не в себя». Часто страдает бессонницей и тогда сильно и долго плачет. В разговоре с психологом выяснилось, что четкого плана самоубийства у ребенка нет, при этом мысли возникают достаточно часто и носят устойчивый характер.

Это средний уровень риска и в такой ситуации желательно как можно скорее направить ребенка к подростковому психиатру или психотерапевту. Если у вас нет такой возможности, тогда возвращаясь к предложенной выше схеме, первое, что необходимо, — это оценить наличие внутренних и внешних ресурсов подростка, в том числе найти людей из ближайшего окружения, с которыми ребенок мог бы сформировать новые, необходимые ему высокозначимые отношения.

Пиихолог выяснила у бабушки, есть ли кто-то из родственников и друзей (взрослые), кто мог бы сейчас оказать поддержку Даше. Нашлась крестная, подруга мамы, которая с радостью согласилась встречаться с Дашей, разговаривать с ней о маме, их дружбе, вере, планах на будущее и даже согласилась, чтобы Даша несколько раз в неделю оставалась у нее погостить. Антисуицидальным фактором здесь станет формирование или реабилитация эмоциональной привязанности, способной удержать ребенка от необдуманных действий.

Кроме этого, педагог-психолог предложил для класса, в котором учится Даша, тренинговую программу по формированию фрустрационной толерантности. Таким образом, решаются задачи профилактики суицидальных настроений в классе и реабилитация эмоциональных связей Даши с одноклассниками. С учителями была проведена групповая консультация по специфике взаимодействия с Дашей на период сопровождения. Так же психолог пригласил на индивидуальную консультацию подругу Даши, где подробно рассказал ей, что делать сейчас, чтобы поддержать Дашу, а что делать категорически нельзя.

Во-вторых, необходимо выявить неадаптивные психологические установки, которые подпитывают суицидальные мысли. На индивидуальной консультации педагог-психолог прояснил следующие установки: «Я не смогу жить без мамы», «Бабушка тоже умрет», «Я одна», «Зачем жить, все равно все умрут». Для изменения этих установок специалистам СППС необходимо работать на следующие антисуицидальные факторы: поиск нереализованных возможностей, вера, ценность жизни и построение планов на будущее. Решить эти задачи можно в индивидуальной коррекцион-ной работе с Дашей по формированию ценностного отношения к жизни, первичной профилизации, повышению самоинтереса и т.п.

В-третьих, необходима активизация терапевтической установки для переключения усилий Даши с попыток разрешения кризисной ситуации не оправдавшими себя методами на повышение собственных возможностей по ее разрешению. Важно вместе с подростком разработать пошаговую программу достижения чего-то важного для него (это проясниться в процессе работы).

Педагог-психолог в разговоре с Дашей на одной из встреч прояснила, что девочка мечтает иметь свой дом, дочку и хочет, как настоящий ландшафтный дизайнер уметь создавать на клумбах и около дома цветочные композиции. Эти мечты — важный антисуицидальный фактор. Вместе с Дашей необходимо простроить программу достижения всего того, о чем она мечтает: что она будет делать уже сейчас, завтра, через неделю, месяц, год, пять. Где будет учиться, какой именно дом хочет и т.д. Так же важно в этом плане прописать, кто и что ей сможет помочь этого достичь.

В процессе можно использовать диагностику, чтобы анализировать динамику состояния подростка, например, исследовать, как меняется уровень тревожности, аутоагрессии, фрустрацион-ной толерантности. Применять клинические шкалы при среднем риске нецелесообразно.

При проведении кризисной интервенции специалисты не застрахованы от ошибок. Это связано с низким уровнем компетентности в вопросах суицидологии. Наиболее частыми ошибками являются (по К. Дернеру и У. Плогу):

- недостаточное внимание к сигналам пациента о его суицидальных намерениях, которое обычно связано со страхом терапевта перед смертью;

- навязывание пациенту позитивного решения, чтобы успокоить собственный страх;

- бесконечные расспросы, скрывающие от пациента страх и недостаточную эмпатию;

- взятие на себя полной ответственности за жизнь пациента, активные профессиональные воздействия без учета их влияния на пациента, которому остается пассивная роль.

Собственные страхи (смерти, некомпетентности, ответственности за жизнь, заражения темой смерти и др.) мешают эффективной работе в рамках кризисного сопровождения. Важно осознать причину подобных ошибок и решить, какие шаги специалист должен предпринять, чтобы их не совершать. Например, обучиться на специализированных курсах по тематике суицида, заниматься собственным здоровьем, в том числе психическим, учиться консультированию, работать в команде и др.

Наши рекомендации