Парадигмы и структура психологических теорий
Психология относится, по выражению социолога Р. Мертона, к числу наук среднего уровня, т.е. в ней невозможно создание единого и единственного понятийного аппарата, как в физике или в математике, а существует ряд параллельных теорий и концепций, либо по-разному интерпретирующих предмет психологии, либо работающих с разным эмпирическим материалом, но каждая из которых должна соответствовать критерию внутренней непротиворечивости. Поэтому прежде чем переходить к изложению основных психологических теорий, коротко остановимся на изложении общих позиций.
В структуре большинства психологических теории можно выделить три основных компонента: центр, периферию и неявную область. К центральным компонентам относят общий образ психологической реальности, ключевую категорию и центральный феномен, набор основных понятий и систему отношений между ними. Периферическая область психологических теорий включает вспомогательные утверждения теории и систему их аргументации, а также подкрепляющий теорию эмпирический и обыденный опыт. Неявная область теории включает в себя некоторый эмоционально-личностный опыт ее создателей. Этот опыт состоит из личностного знания, т.е. понимания основных конструктов теории ее создателями, личностные переживания авторов, из рефлексии, над которыми эти теории обычно и зарождаются, а также из личностных образцов поведения (Юревич А.В.).
Рассматривая основные направления, мы постараемся описывать эти три компонента.
Психология с момента своего оформления в середине XIX в качестве самостоятельной науки сменила четыре парадигмы.
Первая парадигма – психофизическая. С момента своего возникновения во второй половине XIX века психология ориентировалась на физику. Первые психологи пытались найти и доказать объективные законы функционирования психики, прежде всего количественные. Измерялись объем памяти, время реакций, интенсивность ощущений. Делались попытки найти составляющие элементы, атомы, психики. Ими считались то реакции, то ощущения, образы или чувства. Психологи, стараясь мыслить как физики или химики, выводили формулы психического. Одна из них, сохранившаяся по сей день – формула Вебера-Фехнера, согласно которой интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя.
На рубеже XIX и XX веков на смену приходит следующая парадигма – психофизиологическая. В это время основные открытия делаются в области изучения физиологических механизмов функционирования психики. Это работы по физиологической оптике Г. Гельмгольца, исследование К. Вернике и П. Брока по локализации психических функций в коре головного мозга, изучение рефлекторных механизмов психики И.М. Сеченовым. Наконец, открытие условных рефлексов и определение свойств нервной системы и механизмов высшей нервной деятельности И.П. Павловым, за что он был удостоен Нобелевской премии. Психофизиология дала в руки психологам объективный инструмент исследования – экспериментальный анализ деятельности органов чувств, прежде всего, методику формирования условных рефлексов и метод электростимуляции коры головного мозга. Но потребовала за это определенную плату: сведение специфики психического к физиологическому.
Начиная с 20-х годов ХХ века, в науке господствует психотехническая парадигма. В это время идеалом для психологов становится техника, позволяющая обеспечить массовый характер производства, и облегчить труд. Психология ориентируется на технику двумя способами: 1) рассматривает человека подобно техническому устройству и пытается наилучшим способом организовать работу этого устройства; 2) конструирует себя (науку) по аналогии с техникой, т.е. с массовым производством. В это время создается основной психологический инструментарий: тесты и методы математической обработки. Происходит дифференциация психологии по научно-практическим отраслям: социальная, промышленная, индустриальная, рекламы, а позже – инженерная, медицинская, педагогическая, спортивная и пр.
С 60-х годов ХХ века на Западе и с 80-х годов в нашей стране в психологии намечается новый поворот: возрастает интерес к психотерапии. С этого момента и по настоящее время в психологии доминирует психотерапевтическая парадигма, во многом заменяя сдавшую свои позиции религию. Психология становится поддерживающей, помогающей наукой. От нее ждут, что она сможет решить конкретные проблемы, оказать помощь в воспитании детей, в ведении бизнеса, помочь выйти замуж или избежать этого, не боятся смерти и пр. И если сначала психотерапия рассматривалась как разновидность психиатрии, т.е. оказывала помощь психически больным, то в настоящее время считается, что психотерапия нужна всем: родителям, супругам, бизнесменам, президентам. Последняя парадигма говорит о том, что в настоящее время все психологические знания рассматриваются с точки зрения их практического применения и манипулирования. Возможно, эта роль психолога как всезнающего советчика и помощника, а, значит, и властелина чужих судеб, делает психологию такой привлекательной для многих молодых людей. Конкурсы на психологические факультеты очень высоки во всем мире.
Наличие парадигм в науке и их смена объясняют тот факт, что в разное время психику и психологию как науку ее изучающую, определяли по-разному:
- наука, изучающая процессы активного отражения объективной реальности;
- наука, изучающая психику как функцию особым образом организованной материи – головного мозга;
- наука о поведении и взаимоотношениях людей;
- наука, способствующая пониманию и личностному развитию человека.
При том, что ведущей в настоящее время является четвертая, психотерапевтическая парадигма, остальные также продолжают существовать.
Основные направления психологии и их историческая преемственность изображены на рисунке 1.2.1. Связи отражены условно без точных дат, поскольку эволюция психологической мысли не всегда может быть точно датирована.
Рис. 1.2.1. Схема исторической преемственности и последовательности основных направлений психологии.
Основные направления исследований, некоторые персоналии и школы в психологии
До своего оформления в конце XIX века в самостоятельную науку, которая стала называться «объективной», психология существовала в рамках классической философии и была наукой описательной. Возникновение психологии достаточно точно датировано – 1879 год, когда состоялось открытие первой исследовательской лаборатории в Лейпцигском университете. Ее возглавил Вильгельм Вундт (1832–1920), философ, математик и физиолог. Задачей науки он считал изучение содержания и структуры сознания, которое он называл «мыслительной материей» (по аналогии с физической материей), поиск первоэлементов сознания и выяснение закономерной связи между ними. Вундт и его последователи считали такими первоэлементами ощущения, чувства и образы. Этот психологический подход был позже назван структурализмом. Основным методом исследования была экспериментальная интроспекция. Суть метода заключалась в том, что специально обученного испытуемого просят описать, что он чувствует, испытывая воздействия разных стимулов, но при этом отвлекаясь от всего внешнего. Таким образом, по мнению Вундта, можно найти те самые исходные элементы внутреннего опыта и добраться до первичной структуры сознания. Подход В. Вундта был назван структурализмом.
Согласно Вундту высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту, и потому они должны изучаться культурно-историческим методом, что выходит за рамки структурной психологии. Кроме экспериментальных работ Вундту принадлежит большой теоретический труд «Психологии народов, в котором он делает попытку психологического истолкования мифов, религии, искусства разных народов.
Многие открытия Вундта актуальны и в настоящее время. Это понятия об апперцепции, суть которого в том, что наше восприятие не является просто отражением существующих во внешнем мире объектов, оно включает также прошлый опыт, личностно значимую информацию, установки, культурные стереотипы. Другое известное положение Вундта, это его структурная теория эмоций, согласно которой для описания любой эмоции необходимо и достаточно трех составляющих, расположенных на шкалах: удовольствие – неудовольствие, напряжение – расслабление, возбуждение – торможение.
Ключевая категория структурализма – элементы сознания и их связь. Основной метод – интроспекция, или непосредственный опыт (психология – наука о непосредственном опыте).
Вундт был чрезвычайно плодовитым исследователем, и у него было много учеников, каждый из которых пошел потом своим путем: В.М. Бехтерев (1857–1927), психиатр и психолог, создатель естественнонаучной теории поведения (рефлексологии); Дж. Кеттел (1860–1944), исследователь внимания, создатель многочисленных тестов для изучения различных психических функций; Г. Мюнстенберг, автор работ по промышленной психологии и психотехнике; Э. Крепелин, изучавший процессы внимания и памяти; Э. Титченер, основатель первой психологической лаборатории в США, последовательный сторонник Вундта. Почти все из них отказались от вундтовского структурализма, но это была хорошая школа подготовки психологов.
Как отрицание структурализма в США возникает другое направление исследований – функционализм. Он явился во многом порождением культа практицизма, предприимчивости, личного успеха, господствовавшего в то время. Его основными представителями являются Уильям Джеймс (1842–1910) и Джон Дьюи (1959–1952). Задача психологии – изучить, каким образом индивид посредством психических функций приспосабливается к окружающей среде, и найти способы наиболее эффективного приспособления. Когда организм находится в привычных условиях, его отношения со средой сбалансированы, и для комфортного существования достаточно инстинктов, рефлексов и привычек. Сознание и интеллект работают только тогда, когда координация между организмом и средой нарушается, а для того, чтобы выжить, нужно создать новые способы приспособления.
Вклад У. Джеймса в современную психологию – это разработка понятия «Я», которое включает материальное Я, (тело, одежда, имущество); социальное Я (престиж, дружба, оценки других); духовное Я (сознание, способности); чистое Я (чувство личной идентичности). А также формулирование принципа развития самооценки (самоуважения), которая является отношением уровня достижений (успеха) к уровню притязаний.
Джон Дьюи внес вклад в психологическое обоснование педагогики. Обучение – это не усвоение, запоминание новых знаний, а развитие мышление и сознания, которое происходит при решение важных для человека проблем. Знаменитая чикагская общеобразовательная школа Дж. Дьюи, из которой вышло много выдающихся деятелей Америки, это первая школа, где стали использовать проблемный метод обучения.
Таким образом, психологи функционального направления работали в сильной связи с практикой. Пользующееся популярностью в течение многих лет учение Дейла Карнеги основано на принципах функционализма.
Рефлексология. Под воздействием работ И.М. Сеченова (1829–1905) к исследованию высшей нервной деятельности обратились И.П. Павлов (1859–1936) и В.М. Бехтерев (1857–1927). Они считали, что вместо изолированного сознания предметом психологии должно быть изучение целостного поведения организма в окружающей среде. Центральной категорией психологии становится рефлекс, а не ощущение как в структурализме.
Революционный смысл этого учения заключался в том, что если раньше под рефлексом понималась жестко фиксированная стереотипная реакция, то Павлов разрабатывает понятие и феномен «условного рефлекса». Условный рефлекс – это механизм формирование связи между специфическим стимулом, вызывающим тот или иной безусловный (врожденный) рефлекс, и каким-либо индифферентным стимулом. В результате этой связи ранее индифферентный раздражитель сам по себе начинает вызывать данный рефлекс. Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий – внешних и внутренних. В 1904 году, первым из российских ученых, Павлов получает Нобелевскую премию.
Бихевиоризм. В 20-е годы как продолжение функционализма в США зарождается новое понимание научной психологии. Сознание не может быть предметом исследования, т.к. его невозможно измерить, а результаты невозможно сравнить. Предметом должно быть то, что можно абсолютно объективно наблюдать и фиксировать, т.е. реакции, физиологические и двигательные, действия и поведение людей. «Не научно говорить, что этот ребенок боится собаки, можно только сказать, что при приближении собаки ребенок начинает кричать и плакать. Нельзя сказать, что молодой человек влюблен в эту девушку, а можно только сказать, что при виде этой девушки у молодого человека расширяются зрачки и учащается сердцебиение». Наблюдать и измерять можно диаметр зрачков, частоту пульса, громкость крика и пр. Психолог должен ограничиваться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в конкретной ситуации. Изучать и сравнивать следует лишь отношения между стимулом и реакцией. Все понятия, связанные с сознанием, должны быть изгнаны из науки. Это направление получило название бихевиоризма (от англ. behavior – поведение), и оно по сей день, правда, со значительными дополнениями является господствующим в американской психологии. Своим идейным вдохновителем бихевиористы считали И.П. Павлова и его исследования условного рефлекса. Интересно отметить, что американские студенты мало знают о русской науке, единственное имя, которое они называют – Павлов
Ключевой категорией бихевиоризма является действие, центральным феноменом – поведение, основной областью исследования – научение, ведущими методами – наблюдение и лабораторный эксперимент, главным вкладом в современную психологию – разработка методов статистического анализа. Виднейшие представители: Джон Б. Уотсон (1878–1958), Эд. Торндайк (1874–1949), Б. Ф. Скиннер (1904–1990).
Дж. Уотсон предложил основную формулу бихевиоризма: S ® R, которая означает, что каждой ситуации, или стимулу (S), соответствует определенное поведение, или реакция (R). Он экспериментально показал, как формируются многие эмоциональные реакции человека, прежде всего, страхи и привязанности. В историю психологии вошел эксперимент с годовалым мальчиком Артуром (1920 год). Этот эксперимент продемонстрировал, как формируются иррациональные эмоции, и что они могут генерализироваться.
Девятимесячному Артуру показали белого пушистого кролика. Мальчик с радостной улыбкой потянулся к животному и в это время у него за спиной раздался резкий звуковой удар. Мальчик испугался и заплакал. Этот прием повторили несколько раз. После этого всякий раз, когда Артур видел кролика, он начинал плакать. Через некоторое время Артур стал плакать и тогда, когда он видел любой белый и пушистый предмет. Через несколько месяцев на Рождество к нему пришел Санта Клаус с подарками и белой бородой,и мальчик разрыдался так, что его долго не могли успокоить. Возможно, всю оставшуюся жизнь Артур боялся бы любого белого или пушистого предмета, но психологи, проводившие с ним первый эксперимент, избавили его от страха. Для этого каждый раз, когда показывали кролика, Артур получал конфету. И через некоторое время мальчик снова стал радостно улыбаться при виде кролика.
Конечно, современного читателя, прежде всего, поразит некоторый цинизм этого исследования. Не оправдывая его, тем не менее, надо сказать, что с тех пор прошло много времени и ныне существуют жесткие правила соблюдения этики психологических исследований, согласно которым опыты не должны наносить какого-либо морального вреда их участникам. Но сколько похожих экспериментов ставит над нами действительность! И при этом не занимается переучиванием. Поэтому современное ответвление бихевиоризма – поведенческая психотерапия, и разрабатывает методы избавления от страхов или негативного поведения, подобные опытам с Артуром.
Инициатором изучения поведения животных в проблемных ящиках – лабиринтах был Э. Торндайк, который занимался проблемой научения. Он считал, что механизмы научения человека мало отличаются от таковых у животных, а эксперименты с ними проще, дешевле и гуманнее. Толчком к действиям является проблемная ситуация, т.е. такие внешние условия, для которых нет готовой формулы двигательного ответа, и ее надо построить. Формирование ответной реакции происходит методом «проб и ошибок», случайно. Встретившись с препятствиями, индивидуум пытается преодолеть его, и постепенно отказываясь от неэффективных действий, приходит, в конце концов, к правильному решению. Показателем научения является количество проб и время преодоления лабиринта.
Б. Ф. Скиннер, один из современных крупнейших представителей бихевиоризма считал, что поведение определяется своими последствиями. Если действие приводит к правильному результату, т.е. поощряется, то оно закрепляется и повторяется, если к неправильному – не поощряется или наказывается. Точнее, правильным является то, что поощряется, а неправильным то, что наказывается. Он разработал принцип оперантного обуславливания, при котором поощряется выполнение каждого отдельного действия, что в совокупности приводит к формированию нужного поведения. Этот принцип лег в основу методики программированного обучения.
Дж. Мид (1863–1931) и А. Бандура (род. 1925) – создатели теории социального бихевиоризма, описывающего механизмы приобретения человеком социального опыта и норм поведения своего круга. Согласно Дж. Миду, развитие ребенка – это обучение набору ролей, и дети довольно быстро путем наблюдения и подражания понимают, какие роли от них ждут родители и начинают эти роли играть, постепенно с ними срастаясь. А. Бандура считал, что у человека существует основная способность к подражанию. Мы подражаем поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны будут результаты подражания для нас самих. В качестве поощрения выступают оценки других людей.
Бихевиоризм оказался привлекательным из-за того, что это не только направление исследований, но и возможный инструмент управления поведением – эмоциональным, интеллектуальным, двигательным. Основным методом является формирование условных связей между стимулом и нужными реакциями. Таким образом, психическое развитие сводится к научению – направленному или стихийному.
Психоанализ. В это же самое время, в первой половине ХХ века, на основе психиатрической практики начинает развиваться еще одно направление психологии – психоанализ. С бихевиоризмом его роднит только одно – отрицание сознания как предмета исследования психологии. Во всем остальном они различаются.
Возникновение этого направления традиционно связывают с именем З. Фрейда (1859-1939). В некоторых учебниках по сей день используют термин «фрейдизм», что, на наш взгляд, хотя и подчеркивает авторство, но вносит негативный оценочный оттенок. Психоанализ оказал наибольшее влияние на развитие не только современной психологии, но всей культуры ХХ века. Иногда говорят, что всю историю психологии можно разделить на две части: «до Фрейда» и «после Фрейда».
Основным вкладом психоанализа является доказательство существования огромного пласта психики, который лежит за пределами сознания, открытие неосознаваемых субъектом психических сил, процессов и механизмов. Поэтому предметом психологии, по мнению психоаналитиков, являются скрытые, глубинные слои психической активности личности. Опыт Фрейда как врача психиатра показывал, что поступки его пациентов – это не результат их сознательных решений, свободного выбора и волевых усилий, а следствие влияния бессознательного, которое обладает большим энергетическим потенциалом. Основным содержанием бессознательного являются влечения, обусловленные инстинктами и подавленными желаниями, т.е. желаниями, удовлетворение которых «запрещено« на уровне сознания. Эти желания продолжают действовать без ведома человека, проявляясь в сновидениях, оговорках, ошибках, а также оказывают влияние на выбор профессии и на творчество.
В наибольшей степени подавляются сексуальные побуждения человека, именно на них направлено большинство социальных ограничений. Особенно это было характерно для той исторической и культурной среды, в которой жил Фрейд. Но именно эти побуждения заставляют людей действовать, благодаря их энергии (либидо, по терминологии Фрейда) происходит постепенное развитие личности. Чрезмерное подавление и вытеснение влечений приводит к искажению личности и является источником неврозов.
Вклад Фрейда:
1. Показал роль бессознательного и мотивации поведения, которые являются энергетическим компонентом психического.
2. Определил содержание бессознательного: инстинкты, первичные влечения, вытесненные по причине несоответствия моральным нормам, многие переживания детства, получившие название комплексов: Эдипов, Электры, кастрации.
3. Выявил формы проявления бессознательного, в качестве которых выступают сновидения, описки, оговорки, юмор и творчество.
4. Разработал метод исследования подсознания – психоанализ, заключающийся в том, что пациент в свободной форме говорит обо всем, что приходит в голову, рассказывает свои сны сновидения, а психоаналитик анализирует их как символы, за которыми скрывается истинное содержание.
5. Нашел причину происхождение неврозов: конфликт между подсознанием и Суперэго, которое включает нормы, мораль, совесть, т.е. конфликт между сексуальностью и ее ограничениями. В умеренном количестве этот конфликт не так уж плох, т.к. является источником творческой, прежде всего, поэтической деятельности.
6. Предложил психологические методы лечения психических болезней (неврозов): осознание и вербализация скрытых вытесненных мотивов, катарсис (их переживание), сублимация («возвышение«, нахождение приемлемых способов удовлетворения первичных потребностей).
7. Показал значение детских переживаний для всей последующей жизни. Взрослая жизнь может рассматриваться как изживание детских комплексов.
Ключевой категорией психоанализа является мотив, центральным феноменом – бессознательное. К основным проблемам, решаемым в русле психоанализа, относятся поиск движущих сил душевной жизни человека, смысловая и энергетическая характеристика психики, ее структурная организация. Он является практически ориентированным направлением психологии со своей терминологией и методами лечения. Наиболее известные психоаналитики это З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, также те, кого впоследствии стали называть представителями психодинамического направления в психологии, или неофрейдистами: К. Хорни, Э. Фромм, Г.С. Салливан, Э. Эриксен.
Сторонники психодинамическиго подхода к психике в качестве ключевой категории использовали представления о природе тех внутренних конфликтов, которые лежат в основе способов жизни, а в крайних проявлениях приводят к неврозам.
Фрейд считал, что основной конфликт заключен между сексуальным влечением и ограничением сексуальности. Альфред Адлер – между стремлением к доминированию и чувством неполноценности. Карен Хорни видела противоречие между базовой тревогой, которая рождается одновременно с появлением человека на свет, и стремлением избавиться от этой тревоги. Эрик Фромм говорил о потребности в укоренении (быть с другими) и вступающей с ней в конфликт потребностью в индивидуализации, (быть самим собой). Эрик Эриксен считал, что на каждом этапе психосоциального развития человека, а их всего восемь, проявляется свой внутренний конфликт.
К. Г. Юнг (1875–1961), учение которого часто называют аналитической психологией, ввел понятие коллективного бессознательного, которое существует наряду с индивидуальным бессознательным и определяется памятью поколений. Оно включает большой круг явлений: от панического ужаса перед змеями (даже родившиеся в зоопарках обезьяны боятся змей, хотя никогда их не видели, также как и большинства людей) до существования устойчивых символов. Многие составляющие элементы коллективного бессознательного присутствуют в мифах и сказках (возможно, Дракон, Змей Горыныч и пр. – это визуализация подсознательных воспоминаний о динозаврах и ящерах, которых, скорее всего, застали далекие предки человека). Заслугой Юнга является разработка теории психологических типов, введение важных для практической психологии понятий интроверсии и экстраверсии.
Гештальтпсихология (от нем. гештальт – форма, структура, целостность). Как отрицание структурализма и на фоне неприятия бихевиористского подхода в начале ХХ века в Германии возникает течение под названием гештальтпсихологии. Ее кредо: целое не равно сумме составляющих частей. Особенностью как отдельных психических процессов, так и психики в целом является их интегративный характер. Начиналась гештальтпсихология с отрицания структуралистских представлений относительно восприятия: оно не есть совокупность отдельных ощущений. Воспринимаются не элементы, а отношения между ними – одну и ту же мелодию можно сыграть на разных инструментах. Ядром гештальттеории является представление о структурном подобии (изоморфизме) психических «гештальтов», с одной стороны, объектам внешнего мира, а, с другой, – нейроанатомической организации нервной системы. Ключевой категорией является целостный образ, гештальт, центральным феноменом – восприятие, наиболее распространенный метод исследования – лабораторный эксперимент, основной вклад в современную психологию – разработка принципа системности. Основные представители: М. Вертгеймер (1880–1943), В. Келер (1887–1967), К. Коффка (1886–1941), К. Левин (1890–1947), К. Гольдштейн (1875–1965).
Макс Вергеймер, основатель гештальтеории, занимался изучением мышления как процесса, результатом которого является решение. Он доказал, что для нахождения решения творческой задачи нужно включить проблему в другой целостный контекст, переформулировать.
Курт Коффка исследовал процессы целостного восприятия, ввел понятие фигуро-фоновых отношений, законы «хорошей формы» (прегнантности), согласно которым симметричные и близкорасположенные элементы воспринимаются как части единого образа; закон «центрации», по которому центральные элементы общего поля или фигуры воспринимаются как более яркие, отчетливые, и переоцениваются во всех отношениях.
Вольфганг Келер занимался изучением интеллектуальной деятельности. Его самая известная книга – «Интеллект животных», написанная на примерах исследований поведения шимпанзе. Интеллектуальная деятельность – это схватывание общей ситуации и затем определения в ней места для каждого отдельного явления, предмета или события. Ввел понятие «инсайта» – озарения, которое представляет собой переструктурирование ситуации. В одном из его опытов шимпанзе был обучен сбивать бананы палкой. Когда длины палки ему не хватило, то он сел в угол комнаты, отрешился от ситуации, затем подошел к ящику, который до этого использовал в других целях, встал на него и сбил банан. Келер считал, что обучение ведет к образованию новой структуры, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. Когда явление включается в новую ситуацию, оно приобретает другую функцию. Суть мышления – это осознание новых функций предметов в новых ситуациях, т.е. образование нового гештальта.
Курт Левин – автор теории «психологического поля«, по которой личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд. Воздействуя на человека, предметы вызывают определенные потребности, или напряжение, а человек стремится это напряжение снять, т.е. удовлетворить потребности. Потребности связаны между собой, т.е. возможен обмен энергиями. Он внес большой вклад в исследования групповых процессов, показал, что в группе быстрее происходят личностные изменения, тем самым заложил основу метода социально-психологического тренинга.
Генетическая психология в лице ее лидера Ж. Пиаже (1896–1980) продолжает линию изучения познавательных процессов – мышления, речи, интеллекта. В результате экспериментальных исследований Пиаже пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных ступеней или стадий. Функционирование и содержание интеллекта определяется совместным воздействием факторов созревания нервной системы, опыта обращения с различными предметами и таких социальных факторов, как язык и воспитание. Все дети в одной и той же последовательности проходят разные стадии когнитивного развития. Это стадии сенсомоторного интеллекта (0–2 года), конкретных операций (7–12 лет), абстрактных операций (12–17 лет). При этом некоторые проходят через все стадии, тогда как у других в силу разных причин развитие может затормозиться на каком-то этапе.
В 60–80-ые годы наследницей гештальтпсихологии становится когнитивная психология, которая занимается изучением процессов познания – мышления, памяти, языка. Интерес к этим процессам во многом связан с развитием информационных технологий. Проводятся аналогии между познавательными процессами и работой ЭВМ, ставится проблема искусственного интеллекта. Сторонники этого подхода утверждают, что любая ассоциация между стимулом и реакцией создается сначала в мозгу, и пытаются разработать схемы реализации различных процессов – внимания, восприятия, памяти. Ставятся два основных вопроса: как личность влияет на процессы познания, и как способы познания влияют на формирование личности. В когнитивной психологии вновь поднимаются темы, которые разрабатывались в структурализме, но решаются они с помощью строгих экспериментов при соблюдении всех правил контроля. Работ в русле когнитивного направления выполнено очень много, но явного лидера в нем нет. Читателю могут быть знакомы имена Б.М. Величковского, Л.М. Веккера, У. Найссера, Дж. Бруннера.
Своим путем идет развитие отечественной психологии. Многие русские психологи обучались в немецких университетах, в частности у Вундта – В.М. Бехтерев, у К. Левина – Б.В. Зейгарник (1900–1988). Последователем и оппонентом Ж. Пиаже был Л.С. Выготский (1896–1934).
Психология очень активно развивалась в первые годы советской власти, прежде всего психотехника, связанная с трудовой деятельностью, и детская психология, решающая вопросы развития высших психических функций и формирования личности ребенка, но после постановления 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», судьба психологов круто изменилась. В лучшем случае они сменили специальность.
Вновь как самостоятельная наука психология возникает в нашей стране только в конце 50-ых годов. И хотя многие научные открытия в мировой психологии были сделаны на основе достижений русской психологии, тем не менее, большая часть концепций оказывается заимствованной.
В русской и советской психологии можно выделить следующие направления.
Физиология ВНД (высшей нервной деятельности) – наиболее влиятельное и разработанное направление в отечественной психологии. Оно связано с именами И.М. Сеченова (1829–1905), И.П. Павлова (1859–1936), Бехтерева (1857–1927), А.А. Ухтомского (1875–1942), Б.М. Теплова (1896–1965), Н.А. Бернштейна (1896–1966), Анохина, В.Д. Небылицина (1930–1972) и многих других замечательных ученых.
Основоположником этого направления является русский физиолог И.М. Сеченов. Его первый психологический трактат «Рефлексы головного мозга» (1863) получил широкий резонанс в русском обществе. В нем Сеченов указывал на сходство строения психического и рефлекторного акта, но не на их тождество. Психологию он называл родной сестрой физиологии, а не ее придатком. К сожалению, не все современники правильно поняли сеченовские идеи. Известно, что прообразом Базарова, режущего лягушек, в романе «Отцы и дети« был выдуманный Тургеневым ученик Сеченова.
Сеченов преобразовал само понятие рефлекса и психики. В схеме классического рефлекса начальным звеном служит внешний механический толчок – стимул, который раздражает нервные волокна. В психическом рефлексе начальным звеном является сигнал, в котором отражается значимая для организма информация о состоянии внешней среды, и который запускает адекватную ответную реакцию организма. Сигналы обрабатываются головным мозгом, передающим команды исполнительным органам – мышцам. Адекватность формируется за счет сличения результатов ответных действий с информацией, содержащейся в первоначальном сигнале. Результаты сличения также передаются в головной мозг. Поэтому весь психический акт представляет собой замкнутое кольцо, а не дугу, как в классическом рефлексе, если мы его проверяем на обезглавленной лягушке.
Одним из главных достижений Сеченов является открытие центрального торможения. До этого считалось, что в нервной системе протекает один процесс – возбуждения. Сеченов обнаружил способность мозга задерживать рефлексы, если они неприемлемы для организма. Процесс торможения он рассматривал как нервный механизм воли и мышления. Волевого человека отличает способность противостоять нежелательным влияниям, какими бы сильными они не были.
Основной смысл сеченовского понятия о психической деятельности – ее объективность, а значит, и возможность объективного исследования.
Работы Сеченова инициировали исследования И.П. Павловым (1859–1936) и В.М. Бехтеревым (1857–1927) работы головного мозга как органа управления поведением целостного организма. Предметом психологии, в соответствии с их подходом, становится целостное поведение в окружающей среде, а объектом – рефлекс. Напомним, что в психологии в это время господствовала другая точка зрения: предмет психологии – сознание, объект изучения – ощущения.
Революционный смысл учения Павлова – введение понятия принципа условности. Рефлекс не является жестко фиксированной стереотипной реакцией. Организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий – внешних и внутренних. Внешние раздражители являются сигнала, ориентирующими в среде, но реакция закрепляется только в тех случаях, если соответствует потребностям организма. Павлов – первый русский лауреат нобелевской премии за открытие механизма образования условных рефлексов.
Сходные идеи развивал В.М. Бехтерев, но его работы касались в большей степени целостного социального человека.
Генетическая и культурно-историческая психология. Л.С. Выготский (1896–1934) – автор новаторской концепции, оказавшей влияние на развитие мировой психологической мысли. Его называют «Моцартом психологии» не только за то, что он мало прожил, но много сделал (а психология – это наука, в которой открытия приходят с опытом), но и за красоту и оригинальность его экспериментов и выводов.
Во времена Выготского существовали, если можно так сказать, две психологии. В естественнонаучной психологии функции сознания приравнивались по механизму телесным функциям, что позволяло проводить строго объективные исследования, но при этом терялся главный признак психики – уникальность и принадлежность субъекту. Другое направление связывало психику с духовной жизнью, переживаниями, которые возникают благодаря приобщению к ценностям культуры. Но изучать такую психику можно только путем понимания, истолкования.
Выготский ищет объединяющее начало и находит. Им является главная для человека реакция – речевая. Речь – это и телесная реакция, обеспечиваемая работой артикуляционных мышц и головного мозга, и социальный процесс, обеспечивающий общение. Кроме этого речь связана с пониманием смысла, стоящего за словами, и с тем, что этот смысл существует независимо от человека и является элементом культуры. Любой феномен психической жизни человека можно объяснить в системе четырех координат: организм, общение, смысл, культура.
В отличие от функциональной психологии, послужившей толчком для исследований Выготского, в структуру функции (внимание,