Обеспечение качества реализуемых психологических услуг и деятельности по психолого-педагогическому обеспечению в целом
Проектирование и планирование педагогом-психологом собственной деятельности – определение педагогом-психологом целей, задач, результатов собственной деятельности, а также путей, способов и необходимых ресурсов для их достижения.
Работа по повышению квалификации – деятельность, направленная на повышение компетентности педагога-психолога в области решения поставленных задач.
Информационно-методическая работа – деятельность, направленная на повышение уровня информационно-методического обеспечения педагога-психолога в целях компетентного и эффективного решения поставленных задач, включая подбор, систематизацию, разработку методических средств, совершенствование форм и методов работы, отработку новых технологий и др.
1.2. Направления деятельности и виды работ педагога-психолога на ступени дошкольного образования (старший дошкольный возраст, 5-7 лет)[3]
Основным направлением работы психолога школы на этом этапе является психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень (сопровождение перехода к школьному обучению).
1.2.1. Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень: сопровождение перехода к школьному обучению. Некоторые теоретические подходы к определению уровня готовности к школьному обучению представлены в Приложении 1.
Психологическое просвещение: повышение психологической компетентностипедагогов, родителей, администрации школы по вопросам готовности к школе (педагогическая и психологическая готовность, составляющие психологической готовности, формирование необходимых навыков и мотивации для обучения в школе, возрастные особенности обучающихся и др.). Работа может проводиться в форме семинаров, «круглых столов», педсоветов, включает подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и пр.
Психологическая профилактика: участие в разработке и (или) реализация профилактических программ и мероприятий; занятия с педагогами, родителями, направленные на предотвращение ситуации дезадаптации детей (профилактика негативных родительских установок); разработка рекомендаций педагогам по индивидуализации учебно-воспитательного процесса, разработка рекомендаций родителям по развитию у детей необходимых компонентов готовности, по снятию тревожности, связанной со школой.
Психологическая диагностика: определение готовности детей к обучению в школе: диагностика уровня сформированности познавательной деятельности и отдельных её компонентов, индивидуально-психологических особенностей,выявление детей, имеющих трудности в развитии.
Психологическая коррекция и развитие: участие в формировании у детей психологических компонентов готовности к обучению в школе.
Психологическое консультирование: консультации родителей по подготовке ребенкак школе, консультации родителей и педагогов по выбору образовательного маршрута ребёнка.Информирование родителей, педагогов о службах медико-социально-психологической помощи. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.
Социально-психологическое проектирование: участие в создании совместно с педагогами школ и воспитателями ДОУ системы преемственности между школой и ДОУ, помощь в обеспечении преемственности между ДОУ и школой.
Социально-психологическая экспертиза: оценка соответствия программ, учебных пособий уровню развития детей и уровню готовности к школе. Экспертиза осуществляется через совместный анализ и обсуждение с педагогом и администрацией выбранных программ и учебных пособий.
Социально-психологический мониторинг: мониторинг готовности детей к школе.
1.3. Направления деятельности и виды работ педагога-психолога на ступени начального общего образования (младший школьный возраст, 7-11 лет)
Основными направлениями работ являются психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса (участие в формировании «умения учиться»), психологическое сопровождение адаптации на новом этапе обучения (сопровождение адаптации к школе), психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень (сопровождение перехода к обучению в среднем звене), психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников), психологическое сопровождение социализации обучающихся (воспитанников).