Краткая характеристика видов работ
Каждое направление деятельности педагога-психолога общеобразовательного учреждения может быть реализовано посредством выполнения ряда видов работ, объединенных в три группы (см. табл. 1):
1. Работа, направленная на оказание психологической помощи и повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция и развитие.
2. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности по психологическому сопровождению образования: социально-психологический мониторинг, социально-психологическое проектирование, социально-психологическая экспертиза.
3. Обеспечение качества реализуемых психологических услуг и деятельности по психолого-педагогическому обеспечению в целом: планирование и проектирование педагогом-психологом собственной деятельности; работа по повышению квалификации, информационно-методическая работа.
Таблица 1
Виды работ педагога-психолога (службы практической психологии) по группам
Группы работ | Виды работ |
1. Оказание психологической помощи и повышение психологической компетентности участников образовательного процесса | - психологическое просвещение - психологическая профилактика - психологическая диагностика - психологическое консультирование - психологическая коррекция и развитие |
2. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности по психологическому сопровождению образования | - социально-психологический мониторинг - социально-психологическое проектирование - социально-психологическая экспертиза |
3. Обеспечение качества реализуемых психологических услуг и деятельности по психолого-педагогическому обеспечению в целом | - проектирование и планирование педагогом-психологом собственной деятельности - работа по повышению квалификации - информационно-методическая работа |
1.Оказание психологической помощи и повышение психологической компетентности участников образовательного процесса
Психологическое просвещение – деятельность, направленная на формирование у обучающихся и их родителей, педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах эффективного решения профессиональных задач и собственного развития.
Психологическая профилактика – мероприятия, направленные на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся образовательных учреждениях, разработка и реализация профилактических программ и конкретных рекомендаций в отношении обучающихся по оказанию им психологической помощи.
Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, профессионального самоопределения, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации детей и подростков. Психологическая диагностика может проводиться специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся.
Психологическая коррекция и развитие – активное профессиональное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся с затруднениями в освоении образовательной программы и нарушениями в поведении. Целью психологической коррекции и развития является достижение адаптации к образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений.
Психологическое консультирование – оказание помощи обучающимся в самопознании, в формировании адекватной самооценки и адаптации к реальным жизненным условиям, в формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию. Консультирование педагогов и родителей предполагает оказание помощи в выстраивании конструктивных взаимоотношений с детьми, решении вопросов адаптации, профилактики профессионального выгорания и др. Психологическое консультирование помогает консультируемому лучше понять свои мысли, чувства, мотивы, поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию себя, раскрытию сильных сторон (ресурсов) и использованию их для решения возникающих трудностей и проблем, совершенствования целенаправленных действий, эффективного распоряжения собственной жизнью.
2. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности по психологическому сопровождению образования
Социально-психологическое проектирование – разработка системы социально-педагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объёмы информации, эмоционального благополучия и т.д. Психологическая составляющая в образовательном проектировании призвана сохранять и укреплять психическое и социальное здоровье и эмоциональное благополучие всех участников проектных изменений, содействовать созданию благоприятных условий для обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям.
Социально-психологическая экспертиза – оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т.п.) поставленным образовательным, развивающим и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. Целью психологической экспертизы является обеспечение безопасной, развивающей, психологически комфортной среды, в которой растёт, обучается и воспитывается ребёнок; гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность; защита «пространства детства» от деструктивного воспитательного и психологического влияния. Психологическая экспертиза является важной основой для принятия решения об изменении условий образовательной среды, о совершенствовании образовательного процесса.
Социально-психологический мониторинг–система информационного сопровождения процессов, в т.ч. инновационных, в образовании, позволяющая администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием осуществить анализ воздействия психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся; принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных.