Краткая характеристика направлений деятельности
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса: участие в формировании «умения учиться»
Психологическое просвещение: повышение уровня психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам специфики и закономерностей учебно-воспитательного процесса на этапе начальной школы (учебная и познавательная мотивация, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, построение взаимоотношений в учебно-воспитательном процессе и др.), применения и адекватного использования психолого-педагогических методов, приемов, технологий, подходов, методик в УВП в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся. Работа может проводиться в форме семинаров, «круглых столов», педсоветов, включает подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и пр.
Психологическая профилактика: занятия с педагогами, родителями, направленные на предотвращение возникновения у детей негативной мотивации к учению; разработка рекомендаций педагогам, родителям по развитию у детей навыков организации собственной учебной деятельности, самооценки результатов учебной деятельности, построения взаимоотношений в учебно-воспитательном процессе, профилактика «выученной беспомощности» и др.
Психологическая диагностика: диагностика мотивации учебной деятельности детей, уровня сформированности учебной деятельности, изучение особенностей детско-родительских отношений, определение уровня и динамики воспитанности обучающихся (личностные качества, ценности, направленность личности, мотивы поведения), изучение мнения родителей об УВП (удовлетворенность, эффективность, качество и т.д.).
Психологическая коррекция и развитие: участие в реализации коррекционно-развивающих программ, проведение педагогом-психологом занятий в «группах развития» по коррекции нерациональных и (или) развитию недостаточно сформированных приёмов учебной деятельности у детей, работа по развитию познавательной мотивации, психических процессов, творческих способностей обучающихся, формирование «умения учиться».
Психологическое консультирование: консультирование родителей, педагогов и в отдельных случаях обучающихся по вопросам формирования общеучебных навыков, учебной мотивации, самоорганизации и др. Консультирование педагогов по вопросам осуществления УВП (стиль, методы, приемы, технологии, подходы). Информирование родителей, педагогов о службах медико-социально-психологической помощи. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.
Социально-психологическое проектирование: участие в разработке мероприятий для создания психологически безопасной, развивающей среды, в том числе поиск, совместное обсуждение с педагогами, отбор совместно с администрацией и педагогами современных, эффективных педагогических технологий учебно-воспитательного процесса.
Социально-психологическая экспертиза: оценка соответствия программ, учебных пособий уровню развития детей, экспертиза условий, методов, приемов, форм учебно-воспитательной деятельности по следующим критериям: соответствие возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, целям и задачам учебно-воспитательной деятельности, эффективность построения взаимодействия и др. Психолого-педагогический анализ урока.
Социально-психологический мониторинг: мониторинг результатов учебно-воспитательного процесса и их динамики.
Краткая характеристика направлений деятельности
1. Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Это направление подразумевает работу по созданию системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого обучающегося и предполагающих сопровождение развития мотивационной, познавательной и эмоционально-волевой сфер обучающихся; социально-психологическое проектирование и экспертизу индивидуальных образовательных маршрутов; сопровождение деятельности педагогов с целью создания социально-психологических условий, способствующих формированию и развитию детей, учету индивидуальных особенностей обучающихся в учебно-воспитательном процессе; помощь педагогам и администрации в совершенствовании и повышении уровня учебно-воспитательного процесса, подготовке и осуществлении общешкольных и внешкольных образовательно-воспитательных мероприятий; определение запроса родителей на образовательные услуги; психологическое сопровождение дистанционного обучения [12, 16].
2. Психологическое сопровождение адаптации на новом этапе обучения. Это направление предполагает определение индивидуальных особенностей обучающихся, способствующих и (или) препятствующих адаптации, и работу по формированию и развитию качеств, способствующих успешной адаптации; мониторинг, экспертизу и проектирование адаптационных характеристик среды; определение «группы риска» по фактору школьной дезадаптации, профилактическую работу с этой группой; работу с группой обучающихся, имеющих признаки дезадаптации [12, 16, 43].
3. Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень. Это направление представляет собой деятельность по формированию готовности, определению уровня сформированности компонентов готовности к переходу на новый образовательный уровень, работу по профилактике дезадаптации на новом образовательном уровне, совместную работу с другими участниками образовательного процесса по обеспечению оптимальных условий перехода на новый образовательный уровень. Это направление особенно важно на этапе поступления в школу и при переходе со ступени начального общего образования – на основную ступень [12, 16]. В процессе реализации данного направления может осуществляться как непосредственная работа с участниками образовательного процесса, так и информационно-аналитическая деятельность посредствомпроектирования процесса перехода с одного образовательного уровня на другой, экспертизы условий обучения, их соответствия возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся и др.
4. Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников). Это направление предполагает проведение просветительской работы, участие в деятельности по формированию установок на здоровый образ жизни, развитию навыков саморегуляции, профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма [12, 16].
5. Психологическое сопровождение детей, имеющих особые образовательные потребности, предполагает работу как с одарёнными детьми, так и с детьми с эмоциональными, интеллектуальными, поведенческими и физическими проблемами в развитии [12, 16]. Данная задача выделена отдельно в силу особой значимости и специфики указанного контингента и предполагает комплексное сопровождение данной категории обучающихся по основным направлениям деятельности педагога–психолога.
6. Психологическое сопровождение развития личности обучающихся (воспитанников). Работа педагога-психолога направлена на содействие формированию и развитию таких личностных и социально-значимых качеств и навыков обучающихся, как рефлексия, стремление разобраться в своих поступках, способностях, чувство собственного достоинства, самооценка, личностная автономия, коммуникативные компетенции и др. [12, 16, 32].
7. Психологическое сопровождение социализации обучающихся (воспитанников) предполагает участие педагога-психолога в работе по формированию позитивной социальной позиции, социальных умений и навыков обучающихся, их способности к самоопределению и активному поиску своего места в обществе, предупреждению и коррекции девиантного поведения [12, 16, 32].
8. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения представляет собой работу посозданию внешних и внутренних условий для решения обучающимися задач обоснованного профессионального самоопределения, выбора направления предпрофильной подготовки и профильного обучения, построения профессионально-образовательного проекта, выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.
Работа с другими участниками образовательного процесса строится на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности и предполагает в первую очередь работу с педагогами, администрацией и родителями. Важно отметить, что сфера деятельности педагога-психолога ориентирована в данном случае преимущественно на психолого-педагогическое сопровождение решения вопросов профессионального становления и развития специалистов, формирование и развитие коммуникативных и управленческих компетенций специалистов и руководителей и эффективного стиля их деятельности, повышение психологической компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей, информационно-аналитическое обеспечение образования. К этому же направлению относится работа со специалистами других учреждений и ведомств.