Этап выбора оптимальной технологии
Занятие 1.
Тренинг в классе.
Цель: развитие умения говорить и быть выслушанным.
1. Вводная часть.
Упражнение «В кругу»
Направлено на стимуляцию групповых обсуждений, развивает у людей умение говорить и быть выслушанными.
Материал: предмет, который можно без труда держать в руках.
Инструкция: тема для обсуждения не должна касаться проблем детей, не должна быть пугающей. Приемлемы такие темы, как просмотр телевизора, свободное время, прочитанная книга, увлечения и др. Постепенно, когда участники станут более уверенными, темы могут стать более личными.
Правила проведения упражнения. Все участники уделяют максимум внимания говорящему. Говорит только тот, кто держит в руках определенный предмет. Взрослый, который проводит упражнение, должен сам подчиняться правилам. Необходимо дать время детям, чтобы они привыкли говорить по очереди. Придумайте набор тем для обсуждения, т. к. их нужно будет менять, повторяя задание.
2. Основная часть.
Упражнение «Обо мне»
Данное упражнение помогает определить ценности и дает возможность понять и принять других.
Материал: листы «Обо мне» для каждого ребенка, ручка, карандаши.
Инструкция: для проведения упражнения необходимо заранее подготовить листы «Обо мне». Каждый ребенок заполняет лист. Можно вместе с детьми заполнить и свой лист.
3. Завершение.
Упражнение «Вытащи меня»
Направлено на повышение самооценки и умение похвалить друг друга. Материал: карточка, коробка, сумка. Инструкция: напишите имя каждого ребенка на отдельной карточке и положите их в коробку или сумку. Вытащите из коробки или сумки два имени. Затем попросите одного ребенка, чье имя вытащили, сказать определенную фразу про другого ребенка. Повторите упражнение с новыми именами. Все дети должны поучаствовать в этом упражнении.
Занятие 2.
Развитие коммуникативных навыков.
Цель: воспитание умения бесконфликтного взаимодействия «родитель-ребенок».
1. Вводная часть.
Упражнение «Необыкновенные следы».
«Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» – ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой. «Бегут жучки-пучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.
2. Основная часть.
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», т. е. различными способами дотронуться до песка. Старшие дети сравнивают свои ощущения: «тепло - холодно», «приятно – неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.
3. Завершение.
Проводится опрос, понравились ли упражнения детям.
Занятие 3.
Развитие зрительного и тактильного восприятия.
1. Водная часть.
Игра «Кто к нам приходил?»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания – игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
2. Основная часть.
«Урок волшебства: лес, поляна и их обитатели»
Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности.
«Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес. Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ведущий бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри – как красиво это у нее получилось! У феи есть замечательные помощники – пальцы (ведущий сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве»
3. Завершение.
Опрос, какие впечатления получили участники, подведение итогов.
Занятие 4.
Совершенствование моторики.
Цель: развитие сплоченности и конструктивных детско-родительских отношений.
1. Вводная часть
Упражнение «Челнок»
Все участники игры встают парами лицом друг к другу и берутся за руки. Это «ворота». Начиная с последней пары, все участники по очереди пробегают или проходят под «воротами», держась за руки, и встают впереди. Пробежать нужно так, чтобы не задеть ворота. Задевшая ворота пара выбывает из соревнования, но продолжает участвовать в игре как «ворота».
Игра повторяется несколько раз. Каждый раз высота ворот меняется. В начале игры участники держат руки на уровне плеч, а в конце на уровне пояса. Игра заканчивается, когда все пары проходят под самыми низкими воротами.
2. Основная часть.
Упражнение «Кораблик» (выполняет родитель и ребенок).
Сложите свои ладоши так, чтобы получился кораблик. Сейчас наши кораблики поплывут по песку (выполнение движений сопровождается словами: плывет кораблик по волнам, а я в нем капитан).
3. Завершение.
Что вам запомнилось на сегодняшнем занятии?
Какие чувства вы сейчас испытываете?
Занятие 5.
Цель: эмоционально-телесное сближение ребенка и родителя; улучшение самочувствия при межличностном общении; развитие эмпатии, развитие навыков социального взаимодействия.
1. Вводная часть
«Прогулка вслепую»
Инструкция: выполняется родителем и ребенком совместно. Одному участнику завязывают глаза, другой ведет его на прогулку. Оба должны сохранять молчание. Ведущий обводит партнера вокруг препятствий и старается предоставить ему как можно больше опыта: прикосновение, запахи и т. д. Затем нужно поменяться ролями.
2. Основная часть.
«Напряжение и расслабление»
Руки и все тело устремить вверх, пятки от пола не отрывать. Тянемся вверх все сильнее и выше. А теперь ваши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в спине, подогнулись колени, упали на пол. Лежим расслабленно и удобно.
3. Завершение.
Медитативная сказка Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Золотой шар»
Цель: создание образа позитивных детско-родительских отношений.
Занятие 6.
Развитие партнерства и сотрудничества родителя с ребенком
1. Вводная часть.
«Археолог». Устроить раскопки и найти в песке спрятанные сокровища.
2. Основная часть.
«Угадай желание». В песочнице спрятаны семь лепестков цветика-семицветика. Вам нужно их найти и собрать цветок. После того как цветок собран, загадаем желания и запишем их на лепестках: три желания задумывает ребенок для мамы, три – взрослый для ребенка и одно желание будет совместным. Затем родитель и ребенок обмениваются лепестками и отбирают те, которые им приятны.
3. Заключительная часть.
Что понравилось на сегодняшнем занятии? Что было сложно выполнить?
Экспертно-оценочный этап.
Были разработаны рекомендации по работе с многодетными семьями для социального педагога:
1. Четко выявить в конкретном учебном заведении кол-во многодетных семей, их основные проблемы, трудности. Своевременно выявить и организовать работу с семьей, в которой есть дети с проблемным поведением.
2. Наметив комплекс эффективных мер по социально-психологической помощи многодетным семьям.
3. Организовать взаимодействие социальных работников и психологов с семьей.
4. Просвещение родителей по тем или иным вопросам.
5. Провести коррекционную работу семьи с проблемой детско-родительских отношений.
6. Оказать помощь в разрешении конфликтных ситуаций в семье. Вести учет и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей.
7. Материальная помощь многодетной семье.