Причины возникновения социальных конфликтов.

Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни - управляют, другие - подчиняются);

разлад между ожиданиями и поступками людей;

недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

недостаток и некачественность информации;

несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претензий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения.

Нехватка средств к существованию является центральным звеном всех экономических конфликтов. Разумеется, при удовлетворении всех потребностей людей конфликтов бы не было. Но, тогда остановилось бы и само развитие общества. Жизнь соткана из противоречий, которые лежат в основе любого конфликта.

Прослеживается некоторая закономерность в возникновении конфликтов:

чем общество беднее и дефицитнее предметы потребления, тем чаще в нем возникают конфликты.

Вместе с тем отмечается и такая причинно-следственная связь:

в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликты - явление весьма редкое.

Важность типологии социальных конфликтов обусловлена потребностью регулирования процесса их протекания.

Известны различные классификации конфликтов:

1. В соответствии с организацией общества конфликты формируются на уровне:

индивидов, между ними;

групп индивидов;

крупных систем (или подсистем);

деления общества на классы и слои;

общества в целом;

на региональном или глобальном уровнях.

2. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу, т.е. конфликт может быть:

внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя);

межличностным (между руководителем и его заместителем, а также между сотрудниками по поводу распределения премии и др.);

между личностью и организацией, в которую она входит;

между организациями или группами одного или различного статуса.

3. Возможны и такие классификации конфликтов:

по горизонтали (между сотрудниками, не находящимися в подчинении друг у друга);

по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга);

смешанные (в которых представлены и те и другие).

Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они составляют 70-80% от всех остальных.

4. У Г. Бисно (H. Bisno) мы обнаруживаем шесть типов конфликтов:

№ п/п Тип Определяющие характеристики
1. Конфликты интересов Характеризуются действительным переплетением интересов или обязательств.
2. Вынужденные конфликты Намеренно создаваемые конфликты для достижения иных, чем провозглашенные, целей.
3. Ложно соотнесенные Запутанные несоответствием характеристик поведения участников, содержания и причин.
4. Иллюзорные конфликты Основанные на неправильном вос-приятии или непонимании.
5. Замещенные конфликты В них антагонизм направлен на личность или соображения, отличные от действительно обиженных участников или реальных тем.
6. Экспрессивные конфликты Характеризуются желанием выразить враждебность, антагонизм.

5 Американский исследователь М. Дойч (M. Deutsch) также выделяет шесть типов конфликтов:

подлинный конфликт – столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо изменяемого фактора;

случайный или условный конфликт – в его основе случайные, легко поддающиеся изменению обстоятельства, но они не осознаются конфликтующими сторонами;

смещенный конфликт – воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с его объективными базовыми причинами;

неверно приписанный конфликт – либо непреднамеренно, либо сознательно конфликт приписывается не тем сторонам, между которыми он действительно происходит;

латентный конфликт – в силу объективных причин конфликт должен иметь место, но не актуализируется;

ложный конфликт – у него нет объективных оснований; он возникает в результате ложных представлений или недоразумений.

6 Рональд Фишер (R.J. Fisher) выделяет три типа конфликта:

экономический конфликт – строится на мотивах обладания ограниченными ресурсами, включая территорию, и является одной из форм реального конфликта;

конфликт ценностей – формируется вокруг несовместимых предпочтений, принципов, в которые верят люди и которые соотносятся с групповой идентификацией (культура, религия, идеология);

силовой конфликт – когда одна сторона стремится максимально усилить свое влияние на другую сторону с помощью силы.

7 Джозеф Хаймс (J.S. Himes) предложил свою типологию социальных конфликтов, основным критерием которой является широта вовлеченных масс и степень воздействия на общество:

частные конфликты – в них государство или правительство не занимают главных ролей (войны банд; межрелигиозные, межэтнические, межклановые, межплеменные, межрегиональные столкновения; конфликт работников с управляющими и др.);

гражданское неповиновение:

беспорядки – действия, направленные против правительства (политические демонстрации, забастовки);

тайный сговор;

внутренняя война (восстание, бунт, гражданская война, революция);

социальный контроль – действия правительства по противостоянию коллективным конфликтам;

война.

Силовое взаимодействие подразумевает наличие конфликтного континуума. Р. Дулитл (R.J. Doolittle) видит его таким:

Причины возникновения социальных конфликтов. - student2.ru

Р. Дулитл считает наиболее оптимальным протекание конфликта в зоне кооперации. Соревнование способствует стремлению к взаимоисключающим целям. В борьбе участники определяют себя как врагов.

Стадии развития конфликтов.

1. Скрытую стадию — обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах “иметь” и “мочь”. Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина — стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству;

2. Стадию напряженности, степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена — при примиренческом подходе, очень сильна — при непримиримости сторон;

3. Стадию антагонизма, которая проявляется как следствие высокой напряженности;

4. Стадию несовместимости, являющуюся следствием высокой напряженности. Это собственно и есть конфликт.

Возникновение конфликта не исключает сохранения предыдущих стадий, так как скрытый конфликт продолжается по частным вопросам и, более того, возникают новые напряженности.

Процесс развития конфликта

Конфликт можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком — это непосредственное столкновение сторон. В широком — развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов.

Наши рекомендации