Причины возникновения социальных конфликтов.
Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:
разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;
неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни - управляют, другие - подчиняются);
разлад между ожиданиями и поступками людей;
недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;
недостаток и некачественность информации;
несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.
Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претензий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения.
Нехватка средств к существованию является центральным звеном всех экономических конфликтов. Разумеется, при удовлетворении всех потребностей людей конфликтов бы не было. Но, тогда остановилось бы и само развитие общества. Жизнь соткана из противоречий, которые лежат в основе любого конфликта.
Прослеживается некоторая закономерность в возникновении конфликтов:
чем общество беднее и дефицитнее предметы потребления, тем чаще в нем возникают конфликты.
Вместе с тем отмечается и такая причинно-следственная связь:
в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликты - явление весьма редкое.
Важность типологии социальных конфликтов обусловлена потребностью регулирования процесса их протекания.
Известны различные классификации конфликтов:
1. В соответствии с организацией общества конфликты формируются на уровне:
индивидов, между ними;
групп индивидов;
крупных систем (или подсистем);
деления общества на классы и слои;
общества в целом;
на региональном или глобальном уровнях.
2. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу, т.е. конфликт может быть:
внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя);
межличностным (между руководителем и его заместителем, а также между сотрудниками по поводу распределения премии и др.);
между личностью и организацией, в которую она входит;
между организациями или группами одного или различного статуса.
3. Возможны и такие классификации конфликтов:
по горизонтали (между сотрудниками, не находящимися в подчинении друг у друга);
по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга);
смешанные (в которых представлены и те и другие).
Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они составляют 70-80% от всех остальных.
4. У Г. Бисно (H. Bisno) мы обнаруживаем шесть типов конфликтов:
№ п/п | Тип | Определяющие характеристики |
1. | Конфликты интересов | Характеризуются действительным переплетением интересов или обязательств. |
2. | Вынужденные конфликты | Намеренно создаваемые конфликты для достижения иных, чем провозглашенные, целей. |
3. | Ложно соотнесенные | Запутанные несоответствием характеристик поведения участников, содержания и причин. |
4. | Иллюзорные конфликты | Основанные на неправильном вос-приятии или непонимании. |
5. | Замещенные конфликты | В них антагонизм направлен на личность или соображения, отличные от действительно обиженных участников или реальных тем. |
6. | Экспрессивные конфликты | Характеризуются желанием выразить враждебность, антагонизм. |
5 Американский исследователь М. Дойч (M. Deutsch) также выделяет шесть типов конфликтов:
подлинный конфликт – столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо изменяемого фактора;
случайный или условный конфликт – в его основе случайные, легко поддающиеся изменению обстоятельства, но они не осознаются конфликтующими сторонами;
смещенный конфликт – воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с его объективными базовыми причинами;
неверно приписанный конфликт – либо непреднамеренно, либо сознательно конфликт приписывается не тем сторонам, между которыми он действительно происходит;
латентный конфликт – в силу объективных причин конфликт должен иметь место, но не актуализируется;
ложный конфликт – у него нет объективных оснований; он возникает в результате ложных представлений или недоразумений.
6 Рональд Фишер (R.J. Fisher) выделяет три типа конфликта:
экономический конфликт – строится на мотивах обладания ограниченными ресурсами, включая территорию, и является одной из форм реального конфликта;
конфликт ценностей – формируется вокруг несовместимых предпочтений, принципов, в которые верят люди и которые соотносятся с групповой идентификацией (культура, религия, идеология);
силовой конфликт – когда одна сторона стремится максимально усилить свое влияние на другую сторону с помощью силы.
7 Джозеф Хаймс (J.S. Himes) предложил свою типологию социальных конфликтов, основным критерием которой является широта вовлеченных масс и степень воздействия на общество:
частные конфликты – в них государство или правительство не занимают главных ролей (войны банд; межрелигиозные, межэтнические, межклановые, межплеменные, межрегиональные столкновения; конфликт работников с управляющими и др.);
гражданское неповиновение:
беспорядки – действия, направленные против правительства (политические демонстрации, забастовки);
тайный сговор;
внутренняя война (восстание, бунт, гражданская война, революция);
социальный контроль – действия правительства по противостоянию коллективным конфликтам;
война.
Силовое взаимодействие подразумевает наличие конфликтного континуума. Р. Дулитл (R.J. Doolittle) видит его таким:
Р. Дулитл считает наиболее оптимальным протекание конфликта в зоне кооперации. Соревнование способствует стремлению к взаимоисключающим целям. В борьбе участники определяют себя как врагов.
Стадии развития конфликтов.
1. Скрытую стадию — обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах “иметь” и “мочь”. Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина — стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству;
2. Стадию напряженности, степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена — при примиренческом подходе, очень сильна — при непримиримости сторон;
3. Стадию антагонизма, которая проявляется как следствие высокой напряженности;
4. Стадию несовместимости, являющуюся следствием высокой напряженности. Это собственно и есть конфликт.
Возникновение конфликта не исключает сохранения предыдущих стадий, так как скрытый конфликт продолжается по частным вопросам и, более того, возникают новые напряженности.
Процесс развития конфликта
Конфликт можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком — это непосредственное столкновение сторон. В широком — развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов.