Теории объектных отношений в работах М. Кляйн, А. Фрейд
Взгляды Анны Фрейд на развитие объектных отношений сформировались на основе ее наблюдений за младенцами и маленькими детьми Хэмпстедского детского дома, надолго разлученными с родителями (1942). Она считает, что младенцы в первые несколько месяцев жизни всецело зависят от своих физических нужд, так что основная функция матери в этот период – удовлетворение этих нужд. Она указывает, однако, что малыши, разлученные со своими матерями, уже на этой ранней стадии развития обнаруживают признаки расстройства, отчасти объяснимые нарушением порядка жизни и отчасти – утратой специфической близости с матерью.Во втором полугодии жизни отношения с матерью выходят за рамки, определяемые физическими потребностями. Много позже Анна Фрейд охарактеризовала этот этап как стадию постоянства объекта, когда мать уже является стабильным либидным объектом, и либидное отношение ребенка к ней не зависит от степени его удовлетворения (1965).Она полагала, что на втором году жизни привязанность между матерью и ребенком достигает полноты развития, приобретая силу и многообразие зрелой человеческой любви, и все инстинктивные желания ребенка сосредотачиваются на матери . Она отметила также, что затем эти «счастливые отношения» ослабевают и омрачаются чувствами амбивалентности и, позже, соперничества; с появлением этих противоречивых переживаний ребенок «приобщается к сложным переплетениям чувств, характеризующим эмоцион
25)Теории объектных отношений.Теория М.Малер.
М. Малер сосредоточила свои исследования на процессе формирования внутри психических структур младенца в контексте его нормальных отношений с матерью.Процесс развития рассматривается М. Малер как совокупность двух различных, но переплетенных между собой линий - разделение и иидивидуация. Процесс разделения направлен на формирование у младенца внутри психической репрезентации себя, которая отлична и отделена о репрезентации его матери. Разделение предполагает не физическую, пространственную самостоятельность ребенка или распад межличностных отношений, а возникновение у ребенка внутреннего чувства возможности функционировать независимо от матери.Индивидуация представляет собой попытки младенца построить свою уникальную идентичность, воспринять собственные индивидуальные характеристики. Разделение и индивидуация в оптимальном варианте развития идут вместе, но могут расходиться в результате задержки или ускоренного развития одного из них. Процесс разделения/индивидуации, в результате которого ребенок становится автономным и независимым, М. Малер назвала «психическим рождением человека».
Постоянство либидного объекта – внутрипсихическая репрезентация матери, которая, как и реальная мать, обеспечивает поддержку, комфорт и любовь. Для становления постоянства либидного объекта первоначально необходимо установить надежную привязанность ребенка к матери, а затем должна произойти интеграция положительных и отрицательных качеств матери в психической репрезентации ребенка.Постоянство либидного объекта позволяет младенцу справляться с гневом, лишениями, предоставляя опору от внутреннего образа матери, от которой первоначально исходили комфорт и успокоение. На этой основе становится возможным независимое функционирование Эго ребенка. С установлением определенной степени постоянства объекта межличностные отношения могут перейти на более высокий уровень, потому что ребенок способен сохранять одновременно и общность, и независимость.Постоянный либидный объект, соединяя в себе желание и представление, обеспечивает устойчивое отношение к людям, которые бывают то добрыми и любящими, то агрессивными и сердитыми. Однако М. Малер считает, что постоянство либидного объекта никогда не достигается в полной мере, это процесс, продолжающийся всю жизнь.Этапы развития личности Исследование развития ребенка от ранней привязанности к сепарации позволило выделить следующие стадии развития личности или стадии процесса разделения/индивидуализации.
Первый этап - нормального аутизма (первые два месяца). Характеризуется отсутствием отношения ребенка к матери, младенец не чувствителен к обращениям взрослого.
Второй этап - нормального симбиоза (от двух до четырех-пяти месяцев). Ребенок не отделяет себя от матери и не воспринимает ее отдельно. На этом этапе начинает возникать представление о своем физическом Я. Удовольствие или неудовольствие от удовлетворения потребностей ребенка формирует его первый эмоциональный опыт. Отсутствие фазы нормального симбиоза объясняет с точки зрения М. Малер некоторые психические отклонения (симбиоз, шизофрения).
Третий этап - автономного функционирования. Включает три фазы.
В первой фазе - ранняя практическая активность (от 7 до 9 месяцев) - мать является опорой и источником эмоциональной поддержки для ребенка,которая осуществляется через физический контакт. Развивается образ тела ребенка.
На второй фазе - осуществление на практике (от 9 до 14 месяцев) - возникает прямохождение, что позволяет ребенку физически отдаляться от матери, поддерживая лишь сенсорную связь (т. е. видеть, слышать). При отсутствии матери в поле зрения ребенка возникает ее образ. Самостоятельные действия ребенка способствуют осознанию им своей отдельности, самостоятельности и в то же время ограниченности своих возможностей.
Третья фаза - кризис приближения (от 15 до 24 месяцев). Здесь сталкиваются две тенденции: стремление соединиться с матерью и страх потерять свою автономию, протест против нарушения самостоятельности. Это проявляется в попеременном следовании за матерью по пятам и удалении от нее. Реальность заставляет ребенка признавать материнскую независимость и разрушает иллюзию общности. Это приводит к «восстановительному кризису». Разрешение этого кризиса формируется, с одной стороны, материнским теплом и утешением, а с другой стороны, ее ободрением к независимости. Преодолев кризис примерно к двадцати месяцам, ребенок может относительно спокойно действовать на расстоянии от матери.
Четвертый этап - консолидация индивидуальности и начало установления константности эмоциональных объектов (от 24 до 36 месяцев). Наблюдается эмоционально-объектная константность матери и ребенка, что позволяет усваивать образцы поведения взрослых, выражать свои желания в символической форме и т. п. Происходит интеграция «хорошего» и «плохого» образа матери в единое представление, не зависящее от ситуативных обстоятельств. Однако длительное отсутствие матери вызывает гнев и огорчение ребенка, поскольку ее образ должен постоянно поддерживаться.
Теория М. Малер содержит ряд преимуществ,способствующих развитию представлений о раннем взаимодействии матери и ребенка.
Во-первых, было показано, что адекватная эмоциональная открытость матери и эмоциональный контакт с младенцем являются необходимым условием формирования его психических структур и последующего самостоятельного эмоционального функционирования.
Во-вторых, М. Малер стала пионером длительного исследования детей в естественной обстановке, что послужило стимулом для последующих исследовании отношений матери с младенцем и отца с младенцем.
В-третьих, разработки М. Малер способствовали расширению представлении о доэдиповых объектных отношениях, что дополняет теорию Эдипова комплекса в рамках психоанализа.Наряду с очевидными преимуществами теории М. Малер присутствуют и критические замечания. В частности, оспаривается утверждение, что младенец начинает жизнь отрезанным от мира, не воспринимая социальные раздражители, т. е. в аутистическом состоянии. Критике подверглось мнение М. Малер о том, что Эго и объект не дифференцированы при рождении. Однако существуют данные в пользу того, что младенец с самого рождения различает внутреннее и внешнее, себя и другого.В целом теория М. Малер является продолжением психоаналитических разработок по проблеме раннего развития ребенка и его отношений с матерыо. Положения М. Малер дополняют аналогичные построения исследователей.