Сущность процесса развития. Процессы, обеспечивающие психическое развитие, механизмы развитие.
Сущность процесса развития. Процессы, обеспечивающие психическое развитие, механизмы развитие.
(Понятие развития.Категории, характеризующие процесс развития.)
Развитие- изменение образующее ветвящийся процесс содержания с одной стороны узды качественных изменений, преемственно соединяющих друг за другом, и с другой, линии количественных изменений соединены эти узлы между собой. Рост, созревание, научение, дифференциация, интеграция, запечатление, социализации, индивидуализация, идентификация. Рост- процесс количественных изменений. Созревание- процесс управляемый эндогенными факторами приводящими к биологической организации и системах и обеспечивает психические изменения. Научение- из вне регулируемый процесс, благодаря ему человек приобретает что-то новое для себя. Дифференциация- процесс разделения определенной психической функции, свойства, вида поведения чел-ка. Интеграция- централизация психических структур, приводит к возможности осуществить сложные виды деятельности. Запечатление-процесс непосредственного неконтролируемого сознанием усвоения каких-либо способов поведения. Социализация-двусторонний процесс, который содержит в себе социальное становление человека и социальное формирования в человеке. Индивидуализация- процесс выделения человеком своей непохожести, уникальности и дт. Идентификация- процесс усвоения человеком своей человеческой сущности посредством приобщения себя к др.людям и отождествления с самим собой.
Понятие возраста в психологии развития.
Возраст бывает: абсолютный и условный.
Абсолютный–(календарный, хронологический) выражается количеством временных единиц в психологического развития называется - датировкой. Датировка используется для обозначения хронологических границ возрастных периодов.
Условный - в Ψ развития имеет большое значение. Этот возраст определяется путем установления места положения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития на основании каких-то качественных и количественных признаков. Результатом определенного условного возраста является помещение объекта в определенную периодизацию. Признаки по которым определяется условный возраст называются возрастными свойствами, т.е. каждый период отличается своими свойствами(характеризуют среднестатистического человека).
У человека несколько условных возрастов: психологический, биологический, социальный, субъективно-переживаемый возраст личности.
Основные методологические принципы психологии развития. (Возрастная стратификация общества.Возрастной символизм культуры)
Возрастная стратификация общества включает:
Возрастной состав и структуру населения; возрастную структуру общественной деятельности; возрастную структуру общественных организаций и принципы институтов.
В Ψ и психодиагностике известен эффект когорты, т.е. если проводится исследование любой психической деятельности результаты не могут быть одинаковыми.
Для обозначения возрастных страт используется возрастная степень(стадия жизни от младенчества до старости), возрастной класс(выделяется и символизируется данной культурой), возрастная группа.
Переход от одной степени к другой определяется ощутимыми изменениями. Возрастной класс занимает особое место в возрастной стратификации. Возрастная группа – постоянная совокупность людей, признающая между собой определенную степень единства, которая признается другой группой.
Возрастной символизм культуры – система представлений в котором общество воспринимает жизненный путь индивида и возрастную стратификацию. Возрастные стереотипы-свойства, кот общество приписывает лицам данного возраста. Символизация возрастных процессов- представление общества о протекании процессов развития. Возрастные обряды- ритуалы. Возрастная субкультура- специфический набор ценностей, по которым, представители данного возрастного слоя, осознают себя в качестве «мы».
Период от рождения до окончания школы Эльконин разделил на семь этапов.
Младенчество: от рождения до 1 года жизни.
Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.
Сущность процесса развития. Процессы, обеспечивающие психическое развитие, механизмы развитие.
(Понятие развития.Категории, характеризующие процесс развития.)
Развитие- изменение образующее ветвящийся процесс содержания с одной стороны узды качественных изменений, преемственно соединяющих друг за другом, и с другой, линии количественных изменений соединены эти узлы между собой. Рост, созревание, научение, дифференциация, интеграция, запечатление, социализации, индивидуализация, идентификация. Рост- процесс количественных изменений. Созревание- процесс управляемый эндогенными факторами приводящими к биологической организации и системах и обеспечивает психические изменения. Научение- из вне регулируемый процесс, благодаря ему человек приобретает что-то новое для себя. Дифференциация- процесс разделения определенной психической функции, свойства, вида поведения чел-ка. Интеграция- централизация психических структур, приводит к возможности осуществить сложные виды деятельности. Запечатление-процесс непосредственного неконтролируемого сознанием усвоения каких-либо способов поведения. Социализация-двусторонний процесс, который содержит в себе социальное становление человека и социальное формирования в человеке. Индивидуализация- процесс выделения человеком своей непохожести, уникальности и дт. Идентификация- процесс усвоения человеком своей человеческой сущности посредством приобщения себя к др.людям и отождествления с самим собой.