Тема: Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ
«ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»
Для студентов 2 курса ФП
Практическое занятие № 1.
Тема: Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе
Семинар носит проблемный характер, для которого отобраны узловые, важнейшие разделы курса, составляющие концептуальное содержание учебной дисциплины.
Форма семинара – семинар-дискуссия.
Для подготовки к семинарскому занятию необходимо:
· Используя рекомендованные источники, теоретически проработать узловые проблемы дискуссии.
· Современный психолог Л. Ф. Обухова, опираясь на позицию Л.С. Выготского относительно принципиальных различий «биологизаторского», «натуралистического» и культурно-исторического подходов к развитию, настаивает на выделении и существовании двух главных парадигм в исследовании детского развития: естественно-научной и культурно-исторической. Греческое слово «парадигма» переводится как «модель», «образец». Следовательно, господство научной парадигмы означает, что подавляющее большинство исследований проходит в рамках и в русле одного теоретического направления. Т.е. большинство ученых смотрят на изучаемые ими явления именно сквозь призму утвердившейся научной парадигмы.
Проведите сравнительный анализ двух парадигм в исследовании развитии (См. таблицу).
Основные установки двух парадигм в исследовании психического развития
Параметры развития | Параметры развития психики человека и их понимание представителями разных концепций | ||
Естественно-научная парадигма | Культурно-историческая парадигма | ||
Ход развития | |||
Условия развития | |||
Источник развития | |||
Форма развития | |||
Движущие силы развития | |||
Подготовить проблемные вопросы для дискуссии.
Темы для обсуждения:
1.Понятие развития в современной психологии. Рост и развитие.
2.Закономерности психического развития. Понятие о гетерохронности.
3.Проблема соотношения биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.
4.Естественно-научная и культурно-историческая парадигма исследования психического развития ребенка (сравнительный анализ).
Литература:
1. Баттерворт Д. Харрис М. Принципы психологии развития. – М., 2001. – С. 36-46.
2. Бочаров В.В. Антропология возраста. – СПб., 2001. – С. 7-22, 29-30, 44-45.
3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000. – С. 5-42.
4. Шмидт В.В. Периодизация психического развития в методологии психологического исследования // Психология старости и старения. - №1 (17). – 2002. – С. 6-17.
5. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - № 5. – 1996.
6. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002 («Психологическая энциклопедия»).
7. Психология развития / под ред. Е. Строгановой. – СПб: Питер, 2001 (Хрестоматия по психологии).
8. Психология развития / под ред. Т.Д. Марциновской. – М., 2001.
9. Крайг Р. Психология развития. – СПб, 1999. – С.669-670.
10. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 1997. – С. 118-127, 217-235.
11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2001.
Практическое занятие №2-3
Практическое занятие № 4
Практическое занятие № 5.
Практическое занятие № 6
Тема: Психология дошкольного возраста.
1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период дошкольного возраста. Познание мира человеческих отношений средствами символико-моделирующей деятельности.
2. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Роль различных видов деятельности дошкольника (изобразительная деятельность, элементарный труд, учение, восприятие сказки) в развитии психических процессов и личности дошкольников.
3. Развитие памяти, мышления и речи в дошкольном возрасте. Формирование умственных действий и понятий.
4. Особенности усвоения нравственных норм в дошкольном детстве.
5. Специфика эмоционально-волевой регуляции поведения дошкольника.
6. Личностные новообразования дошкольного возраста.
Литература:
1. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002 («Психологическая энциклопедия»).
2. Психология развития / под ред. Е. Строгановой. – СПб: Питер, 2001 (Хрестоматия по психологии).
3. Психология развития / под ред. Т.Д. Марциновской. – М., 2001.
4. Крайг Р. Психология развития. – СПб, 1999. – С.669-670.
5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2001.
Практическое занятие № 7.
Практическое занятие № 8
Практическое занятие № 9.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ
«ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»
Для студентов 2 курса ФП
Практическое занятие № 1.
Тема: Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе
Семинар носит проблемный характер, для которого отобраны узловые, важнейшие разделы курса, составляющие концептуальное содержание учебной дисциплины.
Форма семинара – семинар-дискуссия.
Для подготовки к семинарскому занятию необходимо:
· Используя рекомендованные источники, теоретически проработать узловые проблемы дискуссии.
· Современный психолог Л. Ф. Обухова, опираясь на позицию Л.С. Выготского относительно принципиальных различий «биологизаторского», «натуралистического» и культурно-исторического подходов к развитию, настаивает на выделении и существовании двух главных парадигм в исследовании детского развития: естественно-научной и культурно-исторической. Греческое слово «парадигма» переводится как «модель», «образец». Следовательно, господство научной парадигмы означает, что подавляющее большинство исследований проходит в рамках и в русле одного теоретического направления. Т.е. большинство ученых смотрят на изучаемые ими явления именно сквозь призму утвердившейся научной парадигмы.
Проведите сравнительный анализ двух парадигм в исследовании развитии (См. таблицу).