Номиналисты утверждали, что общие понятия являются
духовными сущностями, реальными прообразами единичных вещей
реально существующими еще до вещей, в уме у Бога
порождением человеческого разума, только единичные предметы имеют реальное существование
22. Правило, известное под названием "бритвы Оккама", сформулировал представитель:
номиналистов
приверженцев теории двух истин
реалистов
23. Основной вопрос, который решала средневековая арабская психология – вопрос о:
Боге
природе психического
взаимозависимости психологии и соматики
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ 2
Тема 4. Психологическая мысль в Новое время
Практикум.
1.Возникновение каких научных теорий послужило основанием для того, чтобы XVII век в истории науки стали называть периодом научной революции? |
2.Что отличает рациональное от эмпирического направления в науке? Что сближает эти подходы к научному познанию? |
3.Как идеи И.Ньютона повлияли на понимание человеческого поведения? В каких положениях учений Р.Декарта, Д.Гартли, Б.Спинозы проявляются детерминистские идеи Ньютона? |
4.Опишите представления Декарта о содержании сознания, какие идеи дают человеку знания о сущности окружающего мира, могут помочь в познании объективных законов окружающего мира. Раскройте понятие «рациональная интуиция». |
5.Какие рассуждения привели Декарта к знаменитому афоризму: «Мыслю, следовательно, существую». Как вы можете проинтерпретировать призыв Декарта: «Подвергай все сомнению!»? |
6.Какие идеи Декарта были продолжены в исследованиях и теории Ивана Петровича Павлова? |
7. Назовите отличия в учениях Декарта и Лейбница. Какие идеи Лейбница изменили и расширили представление о психическом? |
8. Как соотнесены эмоции, свобода (личности и воли) и необходимость в учении Б.Спинозы? |
Литература
1. Бэкон Ф. Новый Органон. М., 1938.
2. Виндельбанд В. История философии. М., 1997.
3. Декарт Р. Страсти души // Р. Декарт. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1989.
4. Гартли Д. Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях // Английские материалисты XVIII века / Собр. произв.: В 2 т. Т. 2. М., 1967.
5. Гоббс Т. Левиафан. М., 1936.
6. Лейбниц Г.В. Монадология // Г.В. Лейбниц. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1982.
7. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Дж. Локк. Соч.: В 3 т. Т.1. М., 1985.
8. Спиноза Б. Этика. М., 1936.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб, 2007.
Тема 5 Развитие предмета психологии в естественнонаучном знании
Практикум
1. Как Вы думаете, почему при изучении психического сначала обратились к разложению сознания на элементы и построению их связей? |
2. Выделите особенности понимания ассоциации на различных этапах развития ассоциативной психологии. С чем связаны новые трактовки в понимании ассоциации? |
3. Что отличается французскую школу от других направлений понимания психического, представленных в данное время? |
4. Почему немецкую психологию называли психологией способностей? Совпадает ли понятие «способность», предложенное немецкими мыслителями с современным пониманием? |
5. Какие виды психологии были выделены Х.Вольфом и как они был развиты в последующем психологической мыслью? |
6. Какие новые характеристики представлений были введены И.Гербартом? Каким образом это способствовало дальнейшему развитию психологии? |
7. Почему этот период называют периодом развития предмета психологии в естественнонаучном знании? |
8. Выделите, какие идеи представителей Нового времени сыграли значимую роль в развитии психологического знания в XVIII – XIX вв. |
Литература
1. Кондильяк К. Трактат об ощущениях: В 2 ч. М., 1982.
2. Ламетри Ж. Трактат о душе: Естественная история души // Ж.О. Ламетри. Соч. М., 1983.
3. Ламетри Ж. Человек-машина // Соч. М., 1983.
4. Гельвеций В.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938.
5. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Д. Юм. Трактат о человеческой природе. Соч.: В 2 т. М., 1995.
6. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984.
Тема 6 Становление экспериментальной психологии
Практикум
1. Становление психологии как экспериментальной науки связано с успехами других дисциплин. Выделите, какие дисциплины сыграли значимую роль в становлении психологии как самостоятельной науки. Какие знания повлияли на понимание предмета психологии. |
2. Почему проблема метода стала основной в середине XIX в. и сыграла огромную роль в построении психологии как научной дисциплины? |
3. Как Вы полагаете, почему одна из первых проблем, которая решалась в психологи, - это соотношение психических и физических явлений? |
4. Какое значение имело построение «личного уравнения» для понимания психического? |
5. С чем связано появление сразу нескольких альтернативных вариантов построения психологии как науки? |
6. Чем можно объяснить появление двух различных психологий в концепции В. Вундта, В. Дильтея и др.? Как Вы думаете, почему в XIX в. получает широкое развитие психология народов? |
7. Эксперименты, проведенные Г. Эббингаузом, рассматривают как первые психологические эксперименты. Что позволяет их отнести к таковым? |
Литература
1. Каннабих Ю. История психиатрии. М., 1994.
2. Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии внутри естествознания. Л., 1985.
3. Ланге Н.Н. Гельмгольц как психолог // Вопр. психол. № 2. 1963.
4. Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.
5. Спенсер Г. Основания психологии. М., 1998.
6. Гальтон Ф. Наследственность таланта, его законы и последствия. М., 1996.
7. Вундт В. Проблемы психологии народа // Преступная толпа. М., 1998.
8. Дильтей В. Описательная психология. – СПб.: Алейтея, 2001.
9. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. // Психология. – М., 2005
Реферативные задания к модулю 2
1. Подход к проблеме познания в сенсуализме и рационализме.
2. Декарт и Гоббс - сходство и различие психологических идей.
3. Учение о страстях Декарта: основные идеи и их обоснование.
4. Психофизическая проблема в трудах мыслителей в Новое время.
5. Влияние Ньютона на развитие научного познания.
6. Виды познания в работах Дж.Локка.
7. Психологическое наследие французских энциклопедистов
8. Научные идеи Д. Гартли и их значение в развитии психологического знания
9. Особенности ассоциативной психологии в XVIII в.
10. Влияние позитивизма на развитие психологии.
11. Роль эволюционной теории Ч.Дарвина в развитии психологии.
12. Особенности немецкой психологической школы.
13. Творческое наследие Гегеля и его значение для развития психологического знания.
14. Предпосылки оформления психологии как самостоятельной науки в анатомо-физиологических и медицинских науках.
15. Значение экспериментальных методов в становлении и формировании психологии как самостоятельной научной дисциплины.
16. Развитие метода интроспекции.
17. Основные вехи и представители экспериментальной психофизиологии конца XIX в.
18. История формирования и развития психофизики.
19. Вклад Спенсера в развитие ассоцианистской теории и психологии как науки.
20. Физиологические открытия И.М. Сеченова и их значение для психологии.
21. История создания первых экспериментально-психологических лабораторий в России.
22. Экспериментальные исследования памяти Г.Эббингауза.
23. Сопоставительный анализ программ развития психологии в конце XIX в.
24. Дискуссия между М.И.Сеченовым и К.Д.Кавелиным о природе психического.
25. Описательная и объяснительная психология. Основные методологические принципы.
Тестовые задания к модулю 2
1. Направление в теории познания, утверждающее разум решающим и даже единственным источником истинного знания:
номинализм
рационализм
реализм
эмпиризм
2. Философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний:
номинализм
рационализм
реализм
эмпиризм
3. Рационализм новоевропейской научности традиционно связывается с философской традицией:
Аристотеля
Демокрита
Платона
Сократа
4. Толчок развитию эмпиризма как научного движения в Новое время дал:
Бэкон
Декарт
Лейбниц
Ньютон
5. Понятие рефлекса в науку ввел:
Бэкон
Декарт
Лейбниц
Ньютон
6. Идеи Бэкона развивал в своих работах:
Декарт
Лейбниц
Локк
Ньютон