Кафедра педагогики и медицинской психологии
ОДОБРЕНО учебно-методической конференцией кафедры «__» ________ 20__ г., протокол №__ Заведующая кафедрой педагогики и медицинской психологии ________________ /Н.Д.Творогова/ (подпись) | УТВЕРЖДЕНО на заседании Учебно-методического совета по специальности 030401 «Клиническая психология» (квалификация «специалист») «__» _________ 20__ г., протокол №__ Председатель УМС ________________/Н.Д.Творогова/ (подпись) |
Рабочая программа
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
по специальности 030401 «Клиническая психология»
(квалификация (степень) «специалист»)
Общая трудоемкость: 3 зачетные единицы
В т.ч. аудиторных: 12 учебных часа
Москва – 2011
ВВЕДЕНИЕ
Программа ознакомительной практики составлена на основе ФГОС специальности «Клиническая психология» (квалификация «специалист»), направлена на выполнение единой целевой установки формирования профессиональных компетенций (ПК) студентов, осваивающих специальность, а именно направлена на:
- формирование готовности к активной коммуникации и информационно-аналитической деятельности (ПК-1);
- формирование готовности инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии (ПК-2);
- умение выявлять и анализировать информацию о потребностях пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг) с помощью интервью (ПК-5);
- овладение навыками популяризации психологических знаний (ПК-21);
- овладение основными методами руководства: постановки и распределения задач, делегирования и контроля, обратной связи и оценки исполнения, индивидуального и группового принятия решения (ПК-25).
ЦЕЛИ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
В результате прохождения ознакомительной практики обучающийся должен:
1. Знать:
- психологическую феноменологию.
2. Уметь:
- самостоятельно формулировать практические и исследовательские задачи, составлять программы диагностического обследования индивида, семьи и группы людей.
3. Владеть:
- стратегиями установления творческих и профессиональных контактов с психологическими и непсихологическими организациями и службами.
МЕСТО ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Ознакомительная практика проводится в конце 1-го семестра; входит в состав базовой части цикла С.3 (профессиональный цикл) в структуре основной образовательной программы по специальности «Клиническая психология» (квалификация «специалист»).
Прохождение практики интегрировано с изучением дисциплин:
- гуманитарного, социального и экономического цикла (С.1): «Философия» (1 и 2-й семестры), «Культурология» (2-3 семестры), «История и теория религии» (1-2 семестры), «Социология» (1 и 2-й семестры), «Профессиональная этика» (2-4 семестры), «Педагогика» (2-3 семестры);
- профессионального цикла (С.3): «Введение в клиническую психологию» (1-й и 2-й семестры).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Тематический план практических занятий
№ п/п | Раздел практики | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов И трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | ||||
Аудиторные занятия | Самостоя-тельная работа | Всего (общая трудоём кость) | ||||||
Всего | Лекции | Занятия* | ||||||
Раздел - «Специализации в подготовке клинических психологов» | - | Студенческая конференция | ||||||
Раздел – «Явления, изучаемые психологией» | - | Устный опрос | ||||||
Раздел – «Профессиональные задачи клинического психолога, решаемые в соответствии с основными видами его профессиональной деятельности» | - | Творческое задание | ||||||
Раздел - «Профессионально -специализированные задачи клинического психолога, решаемые им в соответствии с его специализацией» ВСЕГО | - | Творческое задание Студенческая конференция – 4 часа |
Основные формы обучения:практические занятия, внеаудиторная самостоятельная практическая работа, студенческая конференция.
Аудиторные занятия практики проводятся в группах не более 10-12 человек. Заключительная студенческая конференция – потоковая.
Наряду с аудиторными групповыми формами работы, самостоятельной внеаудиторной работой студентов в период практики предусмотрены индивидуальные формы обучения, предполагающие включение в индивидуальный план преподавателя контактных часов для индивидуальных консультаций студентов (1 час на студента за весь период практики), для проверки выполненных ими творческих заданий (0,25 часа на каждое из 2-х заданий, выполненных каждым студентом в период практики).
Внеаудиторная самостоятельная работа студента:
Работа в малой группе
(а) проведение информационного поиска с целью подготовки в малой группе из 5 студентов реферата по одной из возможных специализаций клинического психолога;
(б) совместное оформление реферата;
в) подготовка групповой презентации одной из возможных специализаций клинического психолога;
г) принятие решение в своей малой группе по поводу того, кто на студенческой конференции будет докладчиком и как будет готовиться группа поддержки к этой конференции;
д) подготовка выступления и его репетиция в малой группе; цели готовящегося выступления:
- стимулировать интерес аудитории к психологическим знаниям и практике по выбранной специализации клинического психолога;
- распространение информации о выбранной для доклада специализации клинического психолога;
2) индивидуальная работа студента
Задание 1 -
а) выбор возможной сферы деятельности клинического психолога;
б) установление контакта с предполагаемым клиентом клинического психолога;
в) выяснение у потенциального клиента, какие виды профессиональной деятельности клинического психолога были бы для него (его организации, его подразделения, пр.) полезны;
г) оформление отчета о выполнении задания 1.
Задание 2 -
а) выбор возможной специализации клинического психолога;
б) установление контакта с предполагаемым клиентом клинического психолога, имеющего выбранную выше специализацию;
в) выяснение у потенциального клиента, решение каких видов профессиональных задач, решаемых клиническим психологом в контексте его специализации, было бы полезно ему (его организации);
г) оформление отчета о выполнении задания 2.
Виды учебной деятельности студента:
(а) посещение практических занятий; (б) внеаудиторная работа в малой группе в период практики; в) индивидуальная внеаудиторная работа в период практики (выполнение задания 1, задания 2); (г) участие в работе студенческой конференции; (д) анализ с преподавателем результатов своей групповой и индивидуальной работы в период практики; (е) анализ с преподавателем на индивидуальных консультациях своей готовности к совместной работе с другими, своего стремления к личностному и профессиональному саморазвитию, умения критически оценивать свои личностные достоинства и недостатки, К-11)тором работает студент, обучающийся заочнорефлексия своих коммуникативных ресурсов и ограничений, поиск путей повышения своей коммуникативной компетентности.
Содержание практики
Цели прохождения практики
1-й раздел
Знать:1) основные специализации клинического психолога
Уметь:1) ставить перед собой перспективные образовательные задачи
2) формулировать для себя практические задачи по модификации
своего поведения
3) выстраивать и поддерживать рабочие отношения с
однокурсниками
4) выделять различные психологические проблемы, возникающие
в процессе общения с однокурсниками;
Владеть:1) навыками анализа и логического мышления
2) навыками ведения дискуссий
3) навыками изложения самостоятельной точки зрения
4) навыками установления контактов с однокурсниками
5) навыками выступления
2-й раздел
Знать:1) основные явления, которые изучает психология.
3-й раздел
Знать:1) объекты профессиональной деятельности клинического
психолога;
2) виды профессиональной деятельности клинического
психолога
Уметь:1) устанавливать творческие и профессиональные контакты с
потенциальными потребителями услуг, предоставляемых
клиническим психологом, с психологическими
и непсихологическими организациями и службами
2) формулировать исследовательские задачи, составлять
программы диагностического обследования индивида, семьи
и группы людей
3) ставить перед собой перспективные образовательные задачи
4) формулировать для себя практические задачи по модификации
своего поведения
4-й раздел
Знать:1) профессионально-специализированные задачи клинического
Психолога
Уметь: 1) устанавливать творческие и профессиональные контакты с
потенциальными потребителями услуг, предоставляемых
клиническим психологом, с психологическими
и непсихологическими организациями и службами
2) формулировать исследовательские задачи, составлять
программы диагностического обследования индивида, семьи
и группы людей
3) ставить перед собой перспективные образовательные задачи
4) формулировать для себя практические задачи по модификации
своего поведения
Владеть:1) навыками анализа и логического мышления
2) навыками ведения дискуссий
3) навыками изложения самостоятельной точки зрения
Раздел 1.
Специализации в подготовке клинических психологов
Специализации в подготовке клинических психологов: а) психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, б) нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение; в) патопсихологическая диагностика и психотерапия; г) клинико-психологическая помощь ребенку и семье; д) психология здоровья и спорта; е) клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология.
Раздел 2.