Диагностика эмоционально–мотивационной сферы младшего школьника
Целью семинара – практикума является ознакомление с проективными методиками, направленными на изучение эмоционально-мотивационной сферы младших школьников.
В задачи семинара входит отработка умений и навыков использования в психологической практике проективных методик, а также их интерпретация.
Обучение данным навыкам производится на примере тематического апперцептивного теста «Составь рассказ по картинкам». Стимульный материал теста состоит из 12 тематических картинок, которые можно объединить в группы, соответствующие проблемным исследовательским зонам (отношения в семье, отношение к школе, отношения со значимыми взрослыми, суицидальное поведение и т.д.).
Семинар практикум проходит следующим образом. Группа разбивается на подгруппы по 3 человека (психолог, клиент, наблюдатель). Психолог просит клиента составить рассказ по каждой картинке одновременно фиксируя результаты. В конце занятия интерпретация.
Семинар – практикум № 6.Диагностика личностной сферы младших школьников на примере Психографического теста «Нарисуй свой характер» в модификации С.Ф. Спичака и А.Г. Синицына.
Данный тест является проективной методикой, относящейся к разряду конструктивных (Спичак С.Ф., Синицын А.Г. (ред.), 1994). Конструктивные проективные методики подразумевают структурирование, оформление изначальных стимулов и придание им смысла (Бурлачук Л.Ф., 2004), они основаны на принципе гештальт–психологии, в основе которого лежит эффект завершения неоконченного действия.
Целью методики является выявление индивидуальных качеств и свойств личности младших школьников, например, особенности Я-концеции, отношение к социуму, стиль коммуникации, уровень тревожности, особенности мотивации и т.д.
Стимульный материал представляет собой двенадцать тест-квадратов одинаковой величины, в каждом из которых расположены неструктурированные и неоформленные стимулы. Испытуемому предлагается дорисовать то, что находится в каждом квадрате, по своему усмотрению, используя фантазию и творческое воображение.
Логика интерпретации вытекает как из анализа информации, полученной по каждому тест-квадрату, так и исходя из индивидуальных особенностей испытуемых. Рассмотрим каждый тест- квадрат в отдельности.
Тест проводится в обычном групповом режиме. Навыки интерпретации отрабатываются в малых группах.
5.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
В процессе самостоятельного изучения студент обязан проработать перечисленные ниже темы, для углубления теоретических знаний и практических навыков.
Темы для самостоятельного изучения
Какова роль среды и наследственности в проблеме детерминации детского развития?
Психологическая сущность теории А.Гезелла. В какой отечественной теории детского развития данная теория находит свое отражение?
Значение теорий психического развития человека для возрастной диагностики.
Раскройте принцип эволюции и инволюции в развитии ребенка. Опишите данный феномен на конкретном примере.
В чем заключаются различия между личностной и интеллектуальной готовностью к школе?
Какова функция родителей в формировании личностной готовности к школе?
Перечислите новообразования младшего школьного возраста.
Протестируйте несколько шестилетних детей по тестам готовности к школе и определите уровень их готовности.
Что такое депривация?
Почему дети, воспитывающиеся в общественных учреждениях, испытывают депривацию?
Что такое депривационная карликовость?
Почему депривация влияет на ход физического развития детей? Приведите примеры.
Почему Р.Шпитц вводит в психологию понятие госпитализма?
Что такое анаклитическая депрессия?
Что такое психоэмоциональный статус личности и как он связан с формированием чувства безопасности?
Какой возрастной период является сензитивным к формированию чувства безопасности и почему?
Вопросы кэкзамену:
Психологический возраст как «единица» анализа психического развития ребенка в трудах Л.С.Выготского и его последователей.
Основные этапы развития формирующей стратегии исследования психического развития.
Роль кросс-культурных исследований в изучении психического развития.
Критика факторного подхода в понимании движущих сил психического развития ребенка.
Психоаналитические теории развития личности.
Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона.
Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления в работах Ж.Пиаже и Л.С.Выготского.
Причины и условия психического развития ребенка в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.
Педология как опыт комплексного изучения развития ребенка в истории отечественной психологии.
Проект педагогической антропологии Б.Г.Ананьева как педагогическое приложение антропологической теории развития.
Роль общения в психическом развитии человека.
Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка.
Генезис и развитие форм общения ребенка и взрослого в онтогенезе.
Влияние «дефицита общения» на психическое развитие ребенка.
Факторы риска в психическом развитии ребенка.
Соотношение возрастного и функционального развития в онтогенезе.
Соотношение функционального и личностного развития в онтогенезе.
Роль деятельности в психическом развитии в онтогенезе
Ведущая роль обучения в психическом развитии ребенка.
Роль возрастных кризисов в психическом развитии.
Психологические особенности младенческого возраста.
Предметно-орудийная деятельность - ведущая деятельность ребенка раннего возраста.
Роль трудовой деятельности в психическом развитии человека.
Закономерности речевого развития в онтогенезе.
Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.
Основные стадии развития изобразительной деятельности детей.
Развитие Я-концепции в онтогенезе.
Роль семьи в психическом развитии ребенка.
Развитие общения со сверстниками в детском возрасте.
Психологические особенности младшего школьника.
Диагностика и коррекция психологической готовности ребенка к школе.
Проблемы развивающего обучения.
Теории подросткового возраста.
Развитие личности в подростковом возрасте.
Основные стадии морального развития личности в онтогенезе.
Психологические особенности юношеского возраста.
Всевозрастной подход в исследовании психического развития человека.
Развитие интеллекта взрослых, особенности и факторы.
Возрастная динамика психических функций в период взрослости.
Развитие личности в период взрослости.
Кризисы зрелого возраста.
Развитие самосознания в период взрослости.
.
6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
а) основная литература:
Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб, 2000.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 2001.
Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2001
Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 2003.
Выготский Л. С. //Собр. соч.: В 6 т. М., 2004.
Т.2. Мышление и речь
Т. 3. История развития высших психических функций С. 6-58, 302 - 313.
Т.4 Педология подростка. С. 5 – 242; Проблема возраста С. 244-268; Кризис первого года жизни. С. 318 - 339; Кризис семи лет. С. 376 - 385; Кризис трех лет. С. 368 - 375; Младенческий возраст. С. 269 - 317;
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 2005. № 6.
Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б., Запорожец А. В. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Д. Флейвелла «Генетическая психология Ж. Пиаже». М., 2006.
Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза психики. Развитие восприятия и деятельность. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка.// Избранные психологические труды.: В 2 т. М., 2003. Т.1 К теории развития ребенка. С. 509 - 537.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб, Питер, 2005.
Крейн У. Теории психологии развития СПб, 2007
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 2006.
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 2007.
ЛисинаМ.И.Формированиеличностиребенкавобщении. СПб, 2009.
Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2003.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.,2001
Пиаже Ж. Психология интеллекта. //Избранные психологические труды. М., 2005.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб, 20-2.
Психология старости. Хрестоматия. Ред. Д.Я.Райгородский. М., 2004.
Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. Питер, 2010.
Смирнова Е.О. Детская психология. СПб, 2009.
Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб., ''Алетейя'', 2000.
Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Ред. и сост. Г.В. Бурменская. М., 2008.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. Гл. 3. Гл. 4. С. 162 - 190. Гл. 5, 7, 8.
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 25 - 77, 177 - 199, 212 -220, 258 - 280.
Эльконин Д. Б. Психология игры. М, 2008.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2008.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2009.
б) дополнительная литература:
Александрова Н.Х. Субъектность на поздних этапах онтогенеза. Нижний Новгород, 2000
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб, 2002.
Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М., 2003.
Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 2008.
Безденежная Т.И. Психология старения. Путь к долголетию. Ростов-на-Дону, 2004.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 2007.
Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.
Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка.// Собр. соч.: В 6 т. М., 2003. Т.6 С. 5-90
Гальперин П. Я.К вопросу об инстинктах у человека. // Вопросы психологии. 2010. № 1.
Гальперин П. Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления.// Вопросы психологии. 2001. № 4.
Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. М., 2003.
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 2005.
Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М., 2000.
Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов. Москва-Воронеж, 2004.
Карабанова О.А. Возрастная психология. М., 2005
Кле М. Психология подростка. М.,2002.
Кон И.С. Психология ранней юности. М., 2006.
Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2006. Гл. 1.
Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. М., 2002.
Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 2009.
Мид М. Культура и мир детства. Избр. произведения. М.,2008.
Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. Спб, 2002.
Обухова Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. М., 2009.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
Психическое развитие младших школьников./ Под ред. В. В. Давыдова. М., 2006.
Психология развития. Хрестоматия / Под ред. Л.А. Головей. СПб, 2001.
Психология человека: от рождения до смерти. Под. ред. А.А.Реана. Спб,2002.
Психология современного подростка. /Под. ред. Регуш Л.А.
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. М., 2009.
Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. М., 2010.
Рыбалко Е.Ф. Психология развития и дифференциальная психология. СПб, 2001.
Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие. М.,2001.
Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. Спб,2000.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе - М.,2000.
Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 2009.
Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.,2007.
Хрестоматия по возрастной психологии /Под ред. О.А.Карабановой, А.И.Подольского, Г.В.Бурменской. М., 2008.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
SPSS, STATISTICA и др.
Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН)
URL:http://elibrary.ru/
Университетская информационная система Россия
URL: http://www.cir.ru/index.jsp
Science Direct
URL: http://www.sciencedirect.com
Sage Publications
URL:http://online.sagepub.com/
Springer/Kluwer
URL:http://www.springerlink.com
Behavioral Science
Biomedical and Life Sciences
Поисковыесистемы: Yandex, Google идр.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Оборудование для мультимедийного сопровождения курса, демонстрационный и раздаточный материал.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки «Психология».
Оценка компетенций по изучаемой дисциплине
Для оценки компетентности рекомендуется использовать рейтинговую оценку знаний, умений и навыков студента по окончанию изучения каждого Модуля в соответствии с Положением о модульно-рейтинговой системе организации образовательного процесс. Итоговая оценка (в баллах) складывается из баллов, набранных по каждому Модулю (семестровая оценка) и баллов, набранных, непосредственно на экзамене (зачете).
Расчет набранных баллов по дисциплине осуществляется в следующей последовательности:
, где М – количество баллов по модулю; n – количество модулей
, где К - количество баллов на экзамене (зачете);
, где П – поощрительные баллы (от 1 до 5).
Уровень освоения компетенций | Количество баллов |
компетенции не сформированы | до 59 баллов |
компетенции сформированы | от 60 до 100 баллов |