К модульному курсу «психология развития»

Содержание

1. Цели и задачи учебной дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ООП

3. Требования к результатам освоения дисциплины

4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Модульно-тематический план и пояснительная записка

4.2 Рабочая программа дисциплины

4.3 Планы практических и семинарских занятий

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Оценка компетенций по изучаемой дисциплине

Цели и задачи учебной дисциплины1. Цели освоениядисциплины.

Целью освоения дисциплины «Психология развития и возрастная психология» является формирование системы представлений об общих закономерностях психического развития человека на протяжении онтогенеза от рождения до смерти; законах и детерминантах психического развития человека в онтогенезе; основных периодизациях психического развития человека в онтогенезе; возрастно-психологических особенностях личности на каждой из стадий онтогенетического развития; формирование умений применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности в области практической возрастной психологии и психологии развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Психология развития и возрастная психология» является курсом, включенным в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла (Б.3). Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла ГСЭ (Б.1), математического и естественно-научного цикла (Б.2), в частности, Анатомия ЦНС, Философия, Современные концепции естествознания и в процессе изучения курсов Базовой общепрофессиональной части (Б.3): «Общая психология», «Зоопсихология и сравнительная психология». Предшествует курсам «Основы психогенетики», «Психология личности», «Педагогическая психология», «Дифференциальная психология».

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

1.Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями
(ОК) способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);

владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

Общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):

способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);

готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9);

способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);

способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).

В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2)

способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);

способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);

способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);

способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПП-8);

способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11).

3. В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):

способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПКСПП-4);

способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПКСПП-6);

способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПКСПП-7).

4. В социально-педагогической деятельности (ПКСП):

готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося (ПКСП-1);

способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2);

умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП-3)

готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства (ПКСП-5);

способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПКСП-7).

В педагогической деятельности в дошкольном образовании (ПКД):

способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);

готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ (ПКД-2);

способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);

готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении (ПКД-4);

способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5);

способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6).

5. В педагогической деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО):

способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы (ПКНО-1);

способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ПКНО-3);

готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4);

готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПКНО-6);

готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7);

способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· базовые законы психического развития в онтогенезе и основные периодизации психического развития в онтогенезе; основные теоретические подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития и их приложения в практике обучения и воспитания; факторы риска и жизнестойкости развития на различных этапах онтогенеза; возрастно-психологические особенности человека на различных стадиях онтогенеза.

Уметь:

· адекватно учитывать возрастно-психологические особенности человека при решении как широкого круга психологических задач в народном образовании, на производстве, в здравоохранении, в организации и проведении психологических исследований, в психологическом консультировании, так и специальных задач контроля за ходом и динамикой психического развития человека, проведении работы по профилактике, коррекции и оптимизации развития личности на основе выделения факторов риска и жизнестойкости, психологическом консультировании по вопросам развития и обучения детей, подростков, в зрелости; при психологическом сопровождении разрешения возрастных кризисов развития; процессов старения и старости; проектировании и реализации исследовательских и развивающих обучающих программ для лиц разных возрастов.

Владеть:

· методами научного анализа теорий психического развития,методами исследования психического развития человека в онтогенезе на различных возрастных стадиях; приемами составления психологического портрета возраста и составления рекомендаций по профилактике и оптимизации познавательного и личностного развития.

Структура и содержание дисциплины.

4.1. Модульно-тематический план и пояснительная записка

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 академических часов)

Модульная разбивка учебной дисциплины
Направление Психолого-педагогическое образование Дисциплина: «Психология развития»
Наименование модулей Количество ауд. часов Самостоят. работа Всего часов Колич-во модулей
Лекц. Прак.
Модуль 1: «Психология развития как наука»
Тема 1: Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии.    
Тема 2: Проблема движущих сил психического развития человека.
Тема 3: Проблема периодизации психического развития в онтогенезе
Модуль 2: «Факторы развития психики ребенка»
Тема 4: Современное понимание биологических и социальных факторов развития.    
Тема 5: Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития
Тема 6: Кризисы в развитии
Тема 7: Виды деятельности и критерии периодизации психического развития ребенка
Модуль 3 «Особенности психического развития на разных возрастных этапах»
Тема 8: Особенности психического развития на разных возрастных этапах: младенчество, ранний возраст.    
Тема 9: Особенности психического развития на разных возрастных этапах: дошкольный и младший школьный периоды.
Подготовка к экзамену    
ИТОГО

Пояснительная записка

Модуль 1

«Психология развития как наука» включает в себя три учебные темы.

В результате сдачи модуля студент получает мотивацию к выполнению своей профессиональной деятельности, понимает предмет и задачи психологии развития как науки и как учебной дисциплины. Стратегии и методы психологии развития. Приобретает взгляд на предметную область психологии развития (компоненты ОПК-1).

По результатам освоения модуля проводится устный и тестовый опрос.

Модуль 2

«Факторы развития психики ребенка. Периодизация психического развития ребенка» включает в себя шесть учебных тем.

Студент осваивает способности учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях. Способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, обосновывать полученные выводы (компонентыОПК-3).

В результате сдачи модуля студент способен обосновывать полученные результаты, осуществлять анализ данных, делать выводы, готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (компоненты ОПК-4).

По результатам освоения модуля проводится устный и тестовый опрос.

4.2.Рабочая программа дисциплины

Модуль 3

«Особенности психического развития на разных возрастных этапах»

Студент осваивает Особенности психического развития на разных возрастных этапа: во младенчестве, в раннем детстве, в дошкольном детстве. Способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, обосновывать полученные выводы (компоненты ОПК-3).

В результате сдачи модуля студент способен обосновывать полученные результаты, осуществлять анализ данных, делать выводы, готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (компоненты ОПК-4).

По результатам освоения модуля проводится устный и тестовый опрос.

Тема 8.

Семинарское занятие №1.

Семинарское занятие №2.

Проблема периодизации психического развития в онтогенезе

Форма проведения занятия - «Круглый стол».

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое социальная среда и как она влияет на развитие личности ребенка?

2. Понятие и психологический смысл сензитивных периодов развития.

3. Почему социологизаторы отождествляют развитие и обучение?

4. Почему вне социальной среды ребенок не может стать полноценной личностью? Приведите конкретные примеры.

5. Расшифруйте высказывание Л.С. Рубинштейна: “Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь”.

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать и проанализировать следующую литературу:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 176 с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.,2000, Т.1.

Семинар – практикум №3.

Семинарское занятие №4.

Семинар–практикум №5.

Содержание

1. Цели и задачи учебной дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ООП

3. Требования к результатам освоения дисциплины

4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Модульно-тематический план и пояснительная записка

4.2 Рабочая программа дисциплины

4.3 Планы практических и семинарских занятий

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Оценка компетенций по изучаемой дисциплине

Цели и задачи учебной дисциплины1. Цели освоениядисциплины.

Целью освоения дисциплины «Психология развития и возрастная психология» является формирование системы представлений об общих закономерностях психического развития человека на протяжении онтогенеза от рождения до смерти; законах и детерминантах психического развития человека в онтогенезе; основных периодизациях психического развития человека в онтогенезе; возрастно-психологических особенностях личности на каждой из стадий онтогенетического развития; формирование умений применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности в области практической возрастной психологии и психологии развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Психология развития и возрастная психология» является курсом, включенным в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла (Б.3). Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла ГСЭ (Б.1), математического и естественно-научного цикла (Б.2), в частности, Анатомия ЦНС, Философия, Современные концепции естествознания и в процессе изучения курсов Базовой общепрофессиональной части (Б.3): «Общая психология», «Зоопсихология и сравнительная психология». Предшествует курсам «Основы психогенетики», «Психология личности», «Педагогическая психология», «Дифференциальная психология».

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

1.Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями
(ОК) способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);

владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

Общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):

способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);

готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9);

способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);

способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).

В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2)

способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);

способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);

способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);

способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПП-8);

способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11).

3. В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):

способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПКСПП-4);

способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПКСПП-6);

способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПКСПП-7).

4. В социально-педагогической деятельности (ПКСП):

готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося (ПКСП-1);

способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2);

умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП-3)

готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства (ПКСП-5);

способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПКСП-7).

В педагогической деятельности в дошкольном образовании (ПКД):

способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);

готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ (ПКД-2);

способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);

готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении (ПКД-4);

способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5);

способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6).

5. В педагогической деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО):

способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы (ПКНО-1);

способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ПКНО-3);

готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4);

готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПКНО-6);

готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7);

способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· базовые законы психического развития в онтогенезе и основные периодизации психического развития в онтогенезе; основные теоретические подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития и их приложения в практике обучения и воспитания; факторы риска и жизнестойкости развития на различных этапах онтогенеза; возрастно-психологические особенности человека на различных стадиях онтогенеза.

Уметь:

· адекватно учитывать возрастно-психологические особенности человека при решении как широкого круга психологических задач в народном образовании, на производстве, в здравоохранении, в организации и проведении психологических исследований, в психологическом консультировании, так и специальных задач контроля за ходом и динамикой психического развития человека, проведении работы по профилактике, коррекции и оптимизации развития личности на основе выделения факторов риска и жизнестойкости, психологическом консультировании по вопросам развития и обучения детей, подростков, в зрелости; при психологическом сопровождении разрешения возрастных кризисов развития; процессов старения и старости; проектировании и реализации исследовательских и развивающих обучающих программ для лиц разных возрастов.

Владеть:

· методами научного анализа теорий психического развития,методами исследования психического развития человека в онтогенезе на различных возрастных стадиях; приемами составления психологического портрета возраста и составления рекомендаций по профилактике и оптимизации познавательного и личностного развития.

Структура и содержание дисциплины.

4.1. Модульно-тематический план и пояснительная записка

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 академических часов)

Модульная разбивка учебной дисциплины
Направление Психолого-педагогическое образование Дисциплина: «Психология развития»
Наименование модулей Количество ауд. часов Самостоят. работа Всего часов Колич-во модулей
Лекц. Прак.
Модуль 1: «Психология развития как наука»
Тема 1: Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии.    
Тема 2: Проблема движущих сил психического развития человека.
Тема 3: Проблема периодизации психического развития в онтогенезе
Модуль 2: «Факторы развития психики ребенка»
Тема 4: Современное понимание биологических и социальных факторов развития.    
Тема 5: Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития
Тема 6: Кризисы в развитии
Тема 7: Виды деятельности и критерии периодизации психического развития ребенка
Модуль 3 «Особенности психического развития на разных возрастных этапах»
Тема 8: Особенности психического развития на разных возрастных этапах: младенчество, ранний возраст.    
Тема 9: Особенности психического развития на разных возрастных этапах: дошкольный и младший школьный периоды.
Подготовка к экзамену    
ИТОГО

Пояснительная записка

к модульному курсу «Психология развития»

Данный модульный курс состоит из 2модулей.

Модуль 1

«Психология развития как наука» включает в себя три учебные темы.

В результате сдачи модуля студент получает мотивацию к выполнению своей профессиональной деятельности, понимает предмет и задачи психологии развития как науки и как учебной дисциплины. Стратегии и методы психологии развития. Приобретает взгляд на предметную область психологии развития (компоненты ОПК-1).

По результатам освоения модуля проводится устный и тестовый опрос.

Модуль 2

«Факторы развития психики ребенка. Периодизация психического развития ребенка» включает в себя шесть учебных тем.

Студент осваивает способности учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях. Способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, обосновывать полученные выводы (компонентыОПК-3).

В результате сдачи модуля студент способен обосновывать полученные результаты, осуществлять анализ данных, делать выводы, готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (компоненты ОПК-4).

По результатам освоения модуля проводится устный и тестовый опрос.

4.2.Рабочая программа дисциплины

Наши рекомендации