К модульному курсу «психология развития»
Содержание
1. Цели и задачи учебной дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП
3. Требования к результатам освоения дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины
4.1 Модульно-тематический план и пояснительная записка
4.2 Рабочая программа дисциплины
4.3 Планы практических и семинарских занятий
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8. Оценка компетенций по изучаемой дисциплине
Цели и задачи учебной дисциплины1. Цели освоениядисциплины.
Целью освоения дисциплины «Психология развития и возрастная психология» является формирование системы представлений об общих закономерностях психического развития человека на протяжении онтогенеза от рождения до смерти; законах и детерминантах психического развития человека в онтогенезе; основных периодизациях психического развития человека в онтогенезе; возрастно-психологических особенностях личности на каждой из стадий онтогенетического развития; формирование умений применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности в области практической возрастной психологии и психологии развития.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Психология развития и возрастная психология» является курсом, включенным в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла (Б.3). Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла ГСЭ (Б.1), математического и естественно-научного цикла (Б.2), в частности, Анатомия ЦНС, Философия, Современные концепции естествознания и в процессе изучения курсов Базовой общепрофессиональной части (Б.3): «Общая психология», «Зоопсихология и сравнительная психология». Предшествует курсам «Основы психогенетики», «Психология личности», «Педагогическая психология», «Дифференциальная психология».
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
1.Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями
(ОК) способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);
владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);
готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);
способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);
способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
Общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):
способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);
готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);
готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);
способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);
способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);
способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9);
способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);
готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);
способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).
В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):
способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2)
способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);
способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);
способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);
способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);
способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПП-8);
способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11).
3. В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):
способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПКСПП-4);
способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПКСПП-6);
способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПКСПП-7).
4. В социально-педагогической деятельности (ПКСП):
готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося (ПКСП-1);
способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2);
умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП-3)
готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства (ПКСП-5);
способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПКСП-7).
В педагогической деятельности в дошкольном образовании (ПКД):
способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);
готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ (ПКД-2);
способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);
готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении (ПКД-4);
способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5);
способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6).
5. В педагогической деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО):
способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы (ПКНО-1);
способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ПКНО-3);
готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4);
готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПКНО-6);
готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7);
способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
· базовые законы психического развития в онтогенезе и основные периодизации психического развития в онтогенезе; основные теоретические подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития и их приложения в практике обучения и воспитания; факторы риска и жизнестойкости развития на различных этапах онтогенеза; возрастно-психологические особенности человека на различных стадиях онтогенеза.
Уметь:
· адекватно учитывать возрастно-психологические особенности человека при решении как широкого круга психологических задач в народном образовании, на производстве, в здравоохранении, в организации и проведении психологических исследований, в психологическом консультировании, так и специальных задач контроля за ходом и динамикой психического развития человека, проведении работы по профилактике, коррекции и оптимизации развития личности на основе выделения факторов риска и жизнестойкости, психологическом консультировании по вопросам развития и обучения детей, подростков, в зрелости; при психологическом сопровождении разрешения возрастных кризисов развития; процессов старения и старости; проектировании и реализации исследовательских и развивающих обучающих программ для лиц разных возрастов.
Владеть:
· методами научного анализа теорий психического развития,методами исследования психического развития человека в онтогенезе на различных возрастных стадиях; приемами составления психологического портрета возраста и составления рекомендаций по профилактике и оптимизации познавательного и личностного развития.
Структура и содержание дисциплины.
4.1. Модульно-тематический план и пояснительная записка
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 академических часов)
Модульная разбивка учебной дисциплины | |||||
Направление Психолого-педагогическое образование Дисциплина: «Психология развития» | |||||
Наименование модулей | Количество ауд. часов | Самостоят. работа | Всего часов | Колич-во модулей | |
Лекц. | Прак. | ||||
Модуль 1: «Психология развития как наука» | |||||
Тема 1: Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии. | |||||
Тема 2: Проблема движущих сил психического развития человека. | |||||
Тема 3: Проблема периодизации психического развития в онтогенезе | |||||
Модуль 2: «Факторы развития психики ребенка» | |||||
Тема 4: Современное понимание биологических и социальных факторов развития. | |||||
Тема 5: Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития | |||||
Тема 6: Кризисы в развитии | |||||
Тема 7: Виды деятельности и критерии периодизации психического развития ребенка | |||||
Модуль 3 «Особенности психического развития на разных возрастных этапах» | |||||
Тема 8: Особенности психического развития на разных возрастных этапах: младенчество, ранний возраст. | |||||
Тема 9: Особенности психического развития на разных возрастных этапах: дошкольный и младший школьный периоды. | |||||
Подготовка к экзамену | |||||
ИТОГО |
Пояснительная записка
Модуль 1
«Психология развития как наука» включает в себя три учебные темы.
В результате сдачи модуля студент получает мотивацию к выполнению своей профессиональной деятельности, понимает предмет и задачи психологии развития как науки и как учебной дисциплины. Стратегии и методы психологии развития. Приобретает взгляд на предметную область психологии развития (компоненты ОПК-1).
По результатам освоения модуля проводится устный и тестовый опрос.
Модуль 2
«Факторы развития психики ребенка. Периодизация психического развития ребенка» включает в себя шесть учебных тем.
Студент осваивает способности учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях. Способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, обосновывать полученные выводы (компонентыОПК-3).
В результате сдачи модуля студент способен обосновывать полученные результаты, осуществлять анализ данных, делать выводы, готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (компоненты ОПК-4).
По результатам освоения модуля проводится устный и тестовый опрос.
4.2.Рабочая программа дисциплины
Модуль 3
«Особенности психического развития на разных возрастных этапах»
Студент осваивает Особенности психического развития на разных возрастных этапа: во младенчестве, в раннем детстве, в дошкольном детстве. Способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, обосновывать полученные выводы (компоненты ОПК-3).
В результате сдачи модуля студент способен обосновывать полученные результаты, осуществлять анализ данных, делать выводы, готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (компоненты ОПК-4).
По результатам освоения модуля проводится устный и тестовый опрос.
Тема 8.
Семинарское занятие №1.
Семинарское занятие №2.
Проблема периодизации психического развития в онтогенезе
Форма проведения занятия - «Круглый стол».
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое социальная среда и как она влияет на развитие личности ребенка?
2. Понятие и психологический смысл сензитивных периодов развития.
3. Почему социологизаторы отождествляют развитие и обучение?
4. Почему вне социальной среды ребенок не может стать полноценной личностью? Приведите конкретные примеры.
5. Расшифруйте высказывание Л.С. Рубинштейна: “Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь”.
Для подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать и проанализировать следующую литературу:
1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 176 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.,2000, Т.1.
Семинар – практикум №3.
Семинарское занятие №4.
Семинар–практикум №5.
Содержание
1. Цели и задачи учебной дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП
3. Требования к результатам освоения дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины
4.1 Модульно-тематический план и пояснительная записка
4.2 Рабочая программа дисциплины
4.3 Планы практических и семинарских занятий
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
8. Оценка компетенций по изучаемой дисциплине
Цели и задачи учебной дисциплины1. Цели освоениядисциплины.
Целью освоения дисциплины «Психология развития и возрастная психология» является формирование системы представлений об общих закономерностях психического развития человека на протяжении онтогенеза от рождения до смерти; законах и детерминантах психического развития человека в онтогенезе; основных периодизациях психического развития человека в онтогенезе; возрастно-психологических особенностях личности на каждой из стадий онтогенетического развития; формирование умений применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности в области практической возрастной психологии и психологии развития.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Психология развития и возрастная психология» является курсом, включенным в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла (Б.3). Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла ГСЭ (Б.1), математического и естественно-научного цикла (Б.2), в частности, Анатомия ЦНС, Философия, Современные концепции естествознания и в процессе изучения курсов Базовой общепрофессиональной части (Б.3): «Общая психология», «Зоопсихология и сравнительная психология». Предшествует курсам «Основы психогенетики», «Психология личности», «Педагогическая психология», «Дифференциальная психология».
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
1.Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями
(ОК) способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);
владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);
готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);
способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);
способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
Общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):
способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);
готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);
готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);
способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);
способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);
способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9);
способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);
готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);
способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).
В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):
способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2)
способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);
способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);
способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);
способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);
способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПП-8);
способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11).
3. В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):
способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПКСПП-4);
способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПКСПП-6);
способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПКСПП-7).
4. В социально-педагогической деятельности (ПКСП):
готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося (ПКСП-1);
способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2);
умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП-3)
готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства (ПКСП-5);
способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПКСП-7).
В педагогической деятельности в дошкольном образовании (ПКД):
способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);
готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ (ПКД-2);
способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);
готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении (ПКД-4);
способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5);
способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6).
5. В педагогической деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО):
способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы (ПКНО-1);
способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ПКНО-3);
готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4);
готов во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПКНО-6);
готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7);
способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
· базовые законы психического развития в онтогенезе и основные периодизации психического развития в онтогенезе; основные теоретические подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития и их приложения в практике обучения и воспитания; факторы риска и жизнестойкости развития на различных этапах онтогенеза; возрастно-психологические особенности человека на различных стадиях онтогенеза.
Уметь:
· адекватно учитывать возрастно-психологические особенности человека при решении как широкого круга психологических задач в народном образовании, на производстве, в здравоохранении, в организации и проведении психологических исследований, в психологическом консультировании, так и специальных задач контроля за ходом и динамикой психического развития человека, проведении работы по профилактике, коррекции и оптимизации развития личности на основе выделения факторов риска и жизнестойкости, психологическом консультировании по вопросам развития и обучения детей, подростков, в зрелости; при психологическом сопровождении разрешения возрастных кризисов развития; процессов старения и старости; проектировании и реализации исследовательских и развивающих обучающих программ для лиц разных возрастов.
Владеть:
· методами научного анализа теорий психического развития,методами исследования психического развития человека в онтогенезе на различных возрастных стадиях; приемами составления психологического портрета возраста и составления рекомендаций по профилактике и оптимизации познавательного и личностного развития.
Структура и содержание дисциплины.
4.1. Модульно-тематический план и пояснительная записка
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 академических часов)
Модульная разбивка учебной дисциплины | |||||
Направление Психолого-педагогическое образование Дисциплина: «Психология развития» | |||||
Наименование модулей | Количество ауд. часов | Самостоят. работа | Всего часов | Колич-во модулей | |
Лекц. | Прак. | ||||
Модуль 1: «Психология развития как наука» | |||||
Тема 1: Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии. | |||||
Тема 2: Проблема движущих сил психического развития человека. | |||||
Тема 3: Проблема периодизации психического развития в онтогенезе | |||||
Модуль 2: «Факторы развития психики ребенка» | |||||
Тема 4: Современное понимание биологических и социальных факторов развития. | |||||
Тема 5: Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития | |||||
Тема 6: Кризисы в развитии | |||||
Тема 7: Виды деятельности и критерии периодизации психического развития ребенка | |||||
Модуль 3 «Особенности психического развития на разных возрастных этапах» | |||||
Тема 8: Особенности психического развития на разных возрастных этапах: младенчество, ранний возраст. | |||||
Тема 9: Особенности психического развития на разных возрастных этапах: дошкольный и младший школьный периоды. | |||||
Подготовка к экзамену | |||||
ИТОГО |
Пояснительная записка
к модульному курсу «Психология развития»
Данный модульный курс состоит из 2модулей.
Модуль 1
«Психология развития как наука» включает в себя три учебные темы.
В результате сдачи модуля студент получает мотивацию к выполнению своей профессиональной деятельности, понимает предмет и задачи психологии развития как науки и как учебной дисциплины. Стратегии и методы психологии развития. Приобретает взгляд на предметную область психологии развития (компоненты ОПК-1).
По результатам освоения модуля проводится устный и тестовый опрос.
Модуль 2
«Факторы развития психики ребенка. Периодизация психического развития ребенка» включает в себя шесть учебных тем.
Студент осваивает способности учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях. Способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, обосновывать полученные выводы (компонентыОПК-3).
В результате сдачи модуля студент способен обосновывать полученные результаты, осуществлять анализ данных, делать выводы, готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (компоненты ОПК-4).
По результатам освоения модуля проводится устный и тестовый опрос.
4.2.Рабочая программа дисциплины