Тема: Приобретенные факторы, разрушающие здоровье. Психосоматика.
Задание: Изучите соответствующие главы первоисточника. Составьте и заполните две таблицы по материалам книги.
Количество часов:группа П3 – 5 час (Таблица 1), группа УП5 -10 час (Таблицы 1 и 2).
Таблица 1
Психосоматическая таблица
№ п/п | Способ поведения (эмоции, чувства) | Индуцируемые им болезни | Позитивное намерение отрицательных чувств и эмоций | Стратегия исправления |
Таблица 2
Психические причины развития заболеваний
№ | Заболевание | Вероятные его причины (психические корреляты) |
Литература
Синельников В.В. Возлюби болезнь свою. – М., 2002. 395 с.
(Жикаренцев Как изменить свою жизнь)
Самостоятельная работа №5
Тема . Профессиональное здоровье
Цель:закрепить знания о признаках дезадаптации в профессиональной деятельности, факторах, способствующих дезадаптации.
А) Заполните таблицу:
Факторы, влияющие на профессиональную адаптацию | Адаптация (признаки) | Дезадаптация (признаки) |
возраст | ||
пол | ||
Особенности: -мотивация -темперамент -самооценка -склонность к сотрудничеству -уровень тревожности |
Литература
1.Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины. – СПб., 1995.
2.Гримак Л.И. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. – М., 1995.
3. Гурвич И.н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999.
4. Гулина М.А. Внутренняя гармония и психическое здоровье. СПб., 1993
Самостоятельная работа № 6
Тема: Психологические проблемы пожилого возраста
Задание: Изучите самостоятельно тему возраста и здоровья, а именно, психологию долголетия и письменно ответьте на следующие вопросы:
1. Какие изменения в психике происходят в пожилом возрасте?
- в процессах (восприятие, мышление, память, внимание);
- эмоционально-волевой сфере и характере,
2. Каковы психологические черты долгожителей?
3. Перечислите меры по профилактике старения.
Литература
Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб, 2002. – С. 182 – 230.
Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности. // «Психологический журнал», №6, 1996.
Брэгг П. Здоровье и долголетие. – М., 1996.
+ любая другая научная литература по данной теме.
Самостоятельная работа № 7
Тема: Образ жизни и здоровье
Цель:дополнить теоретические знания студентов о взаимосвязи образа жизни и здоровья.
Задание:На основании анализа литературы подготовить реферативное сообщение на одну из тем:
- Психогигиена сна
- Здоровое питание
- Психология труда и отдыха
- Расстройства сна
- Расстройства аппетита
- Физическая культура и здоровье на различных уровнях
Литература
1.Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины. – СПб., 1995.
2.Гримак Л.И. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. – М., 1995.
3. Гурвич И.н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999.
4. Гулина М.А. Внутренняя гармония и психическое здоровье. СПб., 1993
5.Дерябо С.Д. Ясвин Отношение к здоровью и здоровому образу жизни: методика измерения // Директор школы.- 1999, №2, с.7-16
Содержательный модуль 2 .
ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ
Самостоятельная работа №8(П3-5 часов;)
Психотехники саморегуляции.
Задание 1: Составьте словарь-справочник основных древних и современных методов психической саморегуляции (минимум 6 методов, можно в виде таблицы). Например:
№ | Методика, авторы | Направленность (релаксация, концентрация, антистресс) | Суть методики (кратко) | Результаты применения |
Аутогенная тренировка, Шульц, 1930-е годы. Модификации: Лютэ,… | Метод психотерапии антистрессовой направленности | Мышечная релаксация, самовнушение и самовоспитание. Несколько стадий: АТ-1 это низшая ступень, расслабление, нейтрализация стрессового состояния; АТ-2 – высшая ступень … |
Литература
1. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2000.
2.
Задание 2. Подберите для себя любую методику психической саморегуляции, составьте план-дневник работы с этой методикой, где отразите ваши задачи, календарь упражнений, ожидаемые результаты и реальный эффект. Примечания содержат рефлексивную информацию: отражают Ваши успехи и затруднения, оценки процесса, описание ощущений и мыслей во время работы.
Количество часов:группа УП5 -20 час.
Форма отчета:
Работы оформляются письменно в печатном или рукописном виде и сдаются преподавателю.