Этапы развития личности по э.эриксону
Стадия | Возраст, лет | Психосоциальный кризис | Сильная сторона |
Орально-сенсорная | 0-1 | Базальное доверие – базальное недоверие | Надежда |
Мышечно-анальная | 1-3 | Автономия – стыд и сомнение | Сила воли |
Локомоторно-генитальная | 3-6 | Инициативность – вина | Цель |
Латентная | 6-12 | Трудолюбие – неполноценность | Компетентность |
Подростковая | 12-19 | Эго-идентичность – ролевое смешение | Верность |
Ранняя зрелость | 19-25 | Интимность – изоляция | Любовь |
Средняя зрелость | 25-65 | Продуктивность – застой | Забота |
Поздняя зрелость | 65 и выше | Эго-интеграция – отчаянность | Мудрость |
Зрелость личности Э.Эриксон понимает как ее идентичность. Это очень обобщенное понятие, которое включает в себя проявление психического здоровья человека, принимаемый им образ самого себя и соответствующую окружающему миру форму поведения. Идентичность связана с чувством личной тождественности и исторической непрерывности. Идентичность придает психической жизни ее целостность как форму, которая будет сохранять и направлять все динамические изменения, вызываемые условиями, которые всегда конкретны и исторически обусловлены.
В определении идентичности, данном Э. Эриксоном, можно выделить три элемента:
1) молодые люди должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе». В этом случае у индивидуума должен сформироваться образ самого себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим;
2) значимые другие люди также должны видеть «тождественность и целостность» в индивидууме, т.е. юным нужна уверенность в том, что выработанная ими внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них;
3) молодые люди должны быть уверенными, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи.
Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Э.Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис идентичности или ролевое смешение характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Э.Эриксон подчеркивает, что жизнь – это постоянные изменения. Благополучное разрешение проблем на одной жизненной стадии не дает гарантии, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем. Эго-идентичность – это борьба «на всю жизнь».
Д.Левинсон [3] рассматривает развитие как регулярную последовательность стабильных и переходных стадий. В стабильной фазе развитие характеризуется постепенным достижением поставленных целей, поскольку существенные задачи развития на данном этапе представляются решенными. В переходной фазе сами способы самореализации оказываются предметом анализа для индивида, а новые возможности – предметом поиска. Так, к переходным относится период 18-20 лет, когда встает проблема достижения независимости от родителей. Затем наступает стабильная фаза, на протяжении которой человек ищет свое место во взрослой жизни.
Примерно в 30 лет возникает необходимость пересмотра жизненных схем и если обнаруживается их неправильность, возникает потребность в их изменении. При этом у мужчин и женщин данный период может иметь отличия: мужчины чаще пересматривают свои карьерные установки и способы их реализации, а женщины делают окончательный выбор между карьерой и семьей. У мужчин в 40-45 лет происходит еще одно переосмысление жизненных ценностей, когда обнаруживается, что юношеские мечты так и не осуществились. Факт отрицательного эмоционального переживания этого возрастного периода подтвержден в 80 % случаев [3].
Кризис «середины жизни» – психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени [11]. Часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими на общем фоне настроений.
Переоценка происходит в контексте трех связанных между собой миров: личного, семьи и профессионального. Мотивационный кризис – ситуация смены или ослабления ведущего жизненного мотива.
Критической точкой мотивационного кризиса является потеря человеком центрального жизненного мотива – смысла жизни. Смысл жизни – центральный жизненный мотив, отражающий то, ради чего человек живет.
Психологические исследования смысложизненных ориентации взрослых людей от 25 до 50 лет показали, что максимумы уровня удовлетворенности смыслом жизни приходятся на возрастные группы 25-30 лет и старше 50 лет, а минимумы – на группу до 25 лети низкое плато, охватывающее возраст от 30 до 50 лет.
Основными характеристиками уровня осмысленности человеком жизни являются:
1) цель, придающая направленность и временную перспективу;
2) интерес, отражающий эмоциональную насыщенность и наполненность смыслом;
3) результативность жизни и удовлетворенность самореализацией, свидетельствующие об оценке пройденного отрезка жизни;
4) локус контроля, показывающий представление о себе как о личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле;
5) управляемость жизнью, характеризующая убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь [10].