Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010.
Дисциплина: Психология развития
Система оценивания работы студентов в баллах
1. Посещение практического или лекционного занятия – 1 балл.
11 практических занятий – 11 баллов
7 лекционных занятий – 7 баллов
Таким образом, посетив все занятия, студент набирает 18 баллов.
2. Текущая успеваемость: подготовка и активное участие в семинаре, подготовка докладов по теме и защита их на занятии (1-2 балла в зависимости от качества подготовки) + выполнение заданий для самостоятельной работы (тестовые задания, конспект статей, эссе, port folio, уирс) – 4-5 баллов. Максимально возможное количество баллов за текущую успеваемость – 67 баллов.
3. Выполнение контрольных работ – 3 контрольные точки – максимальная сумма 15 баллов.
Допуском к экзамену считается общая сумма баллов не менее 50 баллов (19 – за доклады или подготовку к занятиям, 17 – за посещаемость, 8 – за УИРС, 6 – за контрольное тестирование).
Распределение и учет в баллах работы студентов по темам семинарских занятий
Тема | Кол-во часов | Форма зачета | Кол-во баллов | |
1. | Теории психического развития. | Микрозачет, Конспекты статей, 10 тестовых заданий, реферат | ||
2. | Закономерности психического развития. | График неравномерности и гетерохронности развития | ||
3. | Детство как культурно-исторический феномен. | Доклад, конспект статьи, Эссе | ||
4. | Психологические особенности младенчества и раннего детства | Эссе, 5 задач | ||
5. | Психологические особенности дошкольного возраста и младшего школьного возраста | Микро-контрольная Port folio | ||
6. | Психологические особенности подросткового возраста | 10 тестовых заданий, конспекты статей | ||
7. | Психологические особенности юношеского возраста | УИРС | ||
8. | Период взрослости: особенности и периодизация | Микро-контрольная | ||
9. | Психологические особенности взрослости | УИРС, доклад | ||
9. | Посещение семинарских занятий | max | ||
10. | Посещение лекционных занятий | max | ||
Итого за семестр | Экзамен |
СЕМИНАР 1-3
Тема: Теории психического развития (6 часов)
Цель занятия: ознакомление с теориями психического развития.
План
1. Предмет возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки.
2. Исторический очерк становления возрастной психологии.
3. Методы возрастной психологии. Лонгитюдный метод. Метод возрастных срезов. Метод исследования близнецов.
4. Наблюдение и эксперимент в возрастной психологии.
5. Сущность процесса развития.
6. Соотношения развития, созревания, роста.
7. Наследственность и среда как факторы психического развития.
8. Биогенетические теории психического развития.
9. Психоаналитические теории психического развития.
10. Социогенетические теории психического развития.
11. Теория социального научения.
12. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже.
13. Культурно-историческая концепция психического развития Л.С.Выготского. Теория психического развития Д.Б.Эльконина.
Литература
1. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С. и др. Введение в психологию. Учебник для студентов университетов. Издательство: Прайм-Еврознак, 2003
2. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб.: 2001, раздел 1, глава 1.
3. Выготский Л.С. Психология возраста.
4. Крайг Г. Психология развития. СПб.: 2001, глава 1, 2.
5. Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – 5-е междунар. изд. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.
6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. М.: Высшее образование, МГППУ, 2007, глава 1. раздел 4; глава 2, раздел 2. главы 2 – 7.
7. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель. //Вопросы психологии, 2005, № 6, с. 13 – 26.
8. Психология человека от рождения до смерти/под ред. А.А.Реана. СПБ.: Питер, 2006, часть 1, разделы 8, 9.
Составить график развития психических функций, отражающих основные закономерности развития (опираться на кн. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология)
Семинар 5.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: 2000, Глава 1.
6. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: 2000, Глава 1, с..9-49.
7. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: 1978, глава 2, раздел 2.
8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: 1989, с.32-35.
9. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире. // Вопросы психологии, 2002, № 1, с. 3-16.
10. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых СПб. Издательство "Питер", 2008 г.
СЕМИНАР 6
Литература
1. Венгер Л.А., Питлюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: 1988, с.3-13.
2. Выготский Л.С. Кризис трех лет. //Собр. Соч. М.: 1984, т. 4, с. 365-376.
3. Крайг Г. Психология развития. СПб.: 2001. Глава 8.
4. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: 2000. Глава 6.
5. Мухина В.С. Детская психология. М.: 1985, с.262-270.
6. Немов Р.С. Психология. Т. 2. Психология образования. Главы 5, 10.
7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: 1995. Главы 7,8.
8. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: 2006, часть 4.
9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: 1996. Глава 21.
10. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: 1978. Главы 1,5,6.
Самостоятельная работа
Составление Port folioна тему «Развитие когнитивной сферы дошкольников»
СЕМИНАР 8
Литература
12. Немов Р.С. Психология. Т.2., Психология образования.
13. Крайг Г. Психология развития. М.: 2001 г. с. 558- 563.
14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: 1995, глава 9.
15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
16. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: 2000, с.75 – 81.
17. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. //Вопросы психологии, 1996, № 1. с.20 – 33.
Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема. //Вопросы психологии. 2001, № 5, с.19 – 34.
Цукерман Г.А. Десяти - двенадцатилетние школьники: «Ничейная земля» возрастной психологии. //Вопросы психологии, 1998, № 3, с.17 – 31.
СЕМИНАР 10
Тема: Период взрослости: особенности, периодизация.
План
1. Социально-исторические факторы, обусловливающие необходимость периодизации взрослого этапа жизни человека.
2. Критерии взрослости: биологические, психологические, социальные.
3. Периодизация взрослого этапа жизни по Биррену и Бромлей.
4. Взрослый этап жизни в периодизации Э.Эриксона.
5. Проявление неравномерности и гетерохронности психического развития взрослых.
Литература
1. Крайг Г. Психология развития. СПб.: 2001.
2. Реан А.А. (ред.) Психология человека от рождения до смерти. СПб.: 2006, Часть 6.
3. Шаповаленко И.В.Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с. (Глава 18).
Самостоятельная работа
Подготовка доклада на тему:Этапы профессионального пути в концепции Роберта Хейвингхерстуа. Стадии профессионального развития по Сьюперу. Критерии личностной зрелости в представлениях Г. Олпорта.
СЕМИНАР № 11
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА ВЗРОСЛОСТИ
Цель занятия: изучение возрастных психологических особенностей человека на этапе ранней взрослости, актуальных направлений психологической поддержки становления личности.
План
1. Психологические критерии взрослости человека.
2. Место ранней взрослости в жизненном пути человека.
3. Когнитивное развитие в период взрослости: динамика, гетерохрония и неравномерность.
4. Личностное развитие человека в периоды взрослости: основные изменения, характерные для ранней, средней и поздней взрослости.
5. Профессиональное развитие в разные периоды взрослости.
6. Взаимоотношения с социальным окружением в период взрослости.
7. Основные особенности социальной ситуации жизни человека на этапах ранней, средней и поздней взрослости.
8. Дружеское и семейное общение во взрослом периоде жизни.
Литература
1. Крайг Г. Психология развития. СПб.: 2001, главы 14, 15.
2. Реан А.А. (ред.) Психология человека от рождения до смерти. СПб.: 2006, Часть 6.
3. Русалов В.М. Психологическая зрелость: единая или множественная характеристика?. //Психологический журнал, 2006, т. 27. № 5, с. 83 – 91.
4. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: 2001.
5. Солдатова Е.Л. Кризис перехода к взрослости. //Профессиональное образование, 2005, № 11, с. 16 – 17.
6. Солдатова Е.Л. Психология нормативных кризисов взрослости. Челябинск: ЮРГУ, 2005.
7. Уорнер Ш. Интеллектуальное развитие взрослых. //Психологический журнал, 1998, т. 19, № 6.
8. Шаповаленко И.В.Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Самостоятельная работа
УИРС (работа выполняется всей группой на одну тему, в качестве испытуемых могут выступать сами исследователи) на тему «Уровень развития ответственности как показатель личностной зрелости студентов».
Доклады на темы: «Особенности освоения профессиональных и семейных социальных ролей на этапе ранней взрослости». «Профессиональное развитие на этапе средней взрослости», «Кризис середины жизни», «Взаимоотношения в семье на этапе средней взрослости».
Подготовка докладов на темы: «Эйджизм, его проявления», «Факторы физического и психического долголетия», «Адаптивная и неадаптивная старость», «Третий возраст» и образование», «Современное понимание поздней взрослости», «Геронтопсихология - наука о старении, старости и долголетии», «Внутренний мир старого человека», «Психопатология старости», «Профилактика старения».
Самостоятельная работа (на материале фильма «Родители»): по результатам просмотра фильма выберите тему и представьте свои размышления в свободной форме.
Темы работ:
1. Приметы критических и стабильных периодов на разных этапах онтогенеза.
2. Основные задачи возраста (на выбор).
3. Онтогенез как целостная картина: психическое развитие – есть сумма частей целого, или векторное движение?
Список статей и монографий для обязательного прочтения и конспектирования:
1. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. //Вопросы психологии, 1996, № 1. с.20 – 33.
Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема. //Вопросы психологии. 2001, № 5, с.19 – 34.
Цукерман Г.А. Десяти - двенадцатилетние школьники: «Ничейная земля» возрастной психологии. //Вопросы психологии, 1998, № 3, с.17 – 31.
Дисциплина: Психология развития
Система оценивания работы студентов в баллах
1. Посещение практического или лекционного занятия – 1 балл.
11 практических занятий – 11 баллов
7 лекционных занятий – 7 баллов
Таким образом, посетив все занятия, студент набирает 18 баллов.
2. Текущая успеваемость: подготовка и активное участие в семинаре, подготовка докладов по теме и защита их на занятии (1-2 балла в зависимости от качества подготовки) + выполнение заданий для самостоятельной работы (тестовые задания, конспект статей, эссе, port folio, уирс) – 4-5 баллов. Максимально возможное количество баллов за текущую успеваемость – 67 баллов.
3. Выполнение контрольных работ – 3 контрольные точки – максимальная сумма 15 баллов.
Допуском к экзамену считается общая сумма баллов не менее 50 баллов (19 – за доклады или подготовку к занятиям, 17 – за посещаемость, 8 – за УИРС, 6 – за контрольное тестирование).
Распределение и учет в баллах работы студентов по темам семинарских занятий
Тема | Кол-во часов | Форма зачета | Кол-во баллов | |
1. | Теории психического развития. | Микрозачет, Конспекты статей, 10 тестовых заданий, реферат | ||
2. | Закономерности психического развития. | График неравномерности и гетерохронности развития | ||
3. | Детство как культурно-исторический феномен. | Доклад, конспект статьи, Эссе | ||
4. | Психологические особенности младенчества и раннего детства | Эссе, 5 задач | ||
5. | Психологические особенности дошкольного возраста и младшего школьного возраста | Микро-контрольная Port folio | ||
6. | Психологические особенности подросткового возраста | 10 тестовых заданий, конспекты статей | ||
7. | Психологические особенности юношеского возраста | УИРС | ||
8. | Период взрослости: особенности и периодизация | Микро-контрольная | ||
9. | Психологические особенности взрослости | УИРС, доклад | ||
9. | Посещение семинарских занятий | max | ||
10. | Посещение лекционных занятий | max | ||
Итого за семестр | Экзамен |
СЕМИНАР 1-3
Тема: Теории психического развития (6 часов)
Цель занятия: ознакомление с теориями психического развития.
План
1. Предмет возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки.
2. Исторический очерк становления возрастной психологии.
3. Методы возрастной психологии. Лонгитюдный метод. Метод возрастных срезов. Метод исследования близнецов.
4. Наблюдение и эксперимент в возрастной психологии.
5. Сущность процесса развития.
6. Соотношения развития, созревания, роста.
7. Наследственность и среда как факторы психического развития.
8. Биогенетические теории психического развития.
9. Психоаналитические теории психического развития.
10. Социогенетические теории психического развития.
11. Теория социального научения.
12. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже.
13. Культурно-историческая концепция психического развития Л.С.Выготского. Теория психического развития Д.Б.Эльконина.
Литература
1. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С. и др. Введение в психологию. Учебник для студентов университетов. Издательство: Прайм-Еврознак, 2003
2. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб.: 2001, раздел 1, глава 1.
3. Выготский Л.С. Психология возраста.
4. Крайг Г. Психология развития. СПб.: 2001, глава 1, 2.
5. Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – 5-е междунар. изд. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.
6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. М.: Высшее образование, МГППУ, 2007, глава 1. раздел 4; глава 2, раздел 2. главы 2 – 7.
7. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель. //Вопросы психологии, 2005, № 6, с. 13 – 26.
8. Психология человека от рождения до смерти/под ред. А.А.Реана. СПБ.: Питер, 2006, часть 1, разделы 8, 9.
Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. №2(4). С. 6-11.
Самостоятельная работа
Темы рефератов: 1) Ранние теории психического развития, 2) Этологические теории психического развития, 3) Философия образования Монтессори, 4) Стадии нравственного развития по Колбергу, 5) Теория отделения индивидуации Малер, теория развития языка Хомского.
Составить 10 тестовых заданий (вопрос и 4 варианта ответа, верный ответ помечен) по теориям психического развития. В тестовых заданиях должны быть отражены различные концепции.
СЕМИНАР 4
Тема:Закономерности психического развития
Цель занятия: ознакомление с фундаментальными закономерностями психического развития, их значимостью для решения прикладных задач психологического сопровождения онтогенетического становления психики.
План
1. Возрастная периодизация психического развития.
2. Теоретические основы периодизации психического развития.
3. Неравномерность и гетерохронность психического развития.
4. Кризисы психического развития. Понятие о нормативных кризисах развития.
5. Сензитивные периоды психического развития.
Литература
1. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С. и др. Введение в психологию. Учебник для студентов университетов. Издательство: Прайм-Еврознак, 2003
2. Крайг Г. Психология развития. СПб.: 2001, глава 1, 2
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. М.: Высшее образование, МГППУ, 2007, глава 1. раздел 4; глава 2, раздел 2. главы 2 – 7.
4. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель. //Вопросы психологии, 2005, № 6, с. 13 – 26.
5. Психология человека от рождения до смерти/под ред. А.А.Реана. СПБ.: Питер, 2006, часть 1, разделы 8, 9.
6. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: ЛГУ, 1990, глава 3
Самостоятельная работа:
1. Темы докладов: 1) проявления неравномерности психического развития на разных этапах онтогенеза; 2) проявления гетерохронности психического развития на разных этапах онтогенеза.