YouTube // Эксперименты Пиаже (на англ.языке)
Задания для СРС
№ | Раздел дисциплины | тема | Задание на СРС |
Введение в психологию развития | Проблема развития: методологические и исторические аспекты | *Представьте анализ методов психологии развития (лонгитюд, близнецовый, дневниковых записей). Выделите преимущества и ограничения методов, их суть, назначение, виды. *Конспекты из хрестоматии, Словарь | |
Периодизации психического развития | *Составьте таблицы периодизации психического развития Д.Б.Эльконина, Исаева- Слободчикова, З.Фрейда, Э.Эриксона, Ж.Пиаже, Л.Колберга. *Конспекты из хрестоматии, Словарь | ||
Психическое развитие в разные возрастные периоды | Психическое развитие в младенчестве | *Конспекты из хрестоматии, Словарь | |
Психическое развитие в раннем детстве | *Понаблюдайте за детьми раннего возраста и запишите их высказывания (Или найдите в журналах «Семья и школа», «Дошкольное воспитание»). Дайте им психологический анализ. письменный отчет «От двух до пяти: говорят дети» *Конспекты из хрестоматии, Словарь | ||
Психическое развитие в дошкольном возрасте | *Конспект об особенностях игры приспособленного и неприспособленного ребенка по Мустакасу, Лэндрету. *Конспекты из хрестоматии, Словарь | ||
Психическое развитие в младшем школьном возрасте | *Проективный рисунок «Я и школа» с интерпретацией *Словарь | ||
Психическое развитие в подростковом возрасте | реферативное сообщение по однойиз предложенных тем *Конспекты из хрестоматии, Словарь | ||
Психическое развитие в юношеском возрасте | *Сочинение «Я и мой смысл жизни» *Конспекты из хрестоматии, Словарь | ||
Психическое развитие в зрелом возрасте | *реферативные сообщения на темы: «Этапы развития семьи», «Семейные конфликты», «Искусство любви», «Стили семейных отношений», «Гендерные различия в профессиональных ролях», «Современная женщина (мужчина): психологический портрет», «Психология дисфункциональной семьи» и т.д. (2 темы по выбору) *Конспекты из хрестоматии, Словарь | ||
Психологическое сопровождение развития человека | Особенности психологического сопровождения на разных возрастных этапах | *Заполните таблицу «Характеристика развития и психологического сопровождения на разных возрастных этапах» | |
Соберите портфолио за 2 семестр |
КСР: таблица «Характеристика развития и психологического сопровождения на разных возрастных этапах»
возраст | Характеристика кризиса | Задача развития | Возможные трудности преодоления возрастного кризиса | Стратегии и задачи психологического сопровождения |
Конспекты из хрестоматии для самостоятельной работы студентов[1]
1. Е.Ф. Рыбалко. Актуальные проблемы возрастной психологии.
2. А. Валлон. Факторы психического развития ребенка.
3. Рене Заззо. Психическое развитие ребенка и влияние среды. Влияние окружающей среды.
4. Л.С. Выготский. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.
5. Э. Эриксон. Основополагающая вера и надежда (Basic Trust) против основополагающей безнадежности (Mistrust).
6. Дж. Боулби. Детям — любовь и заботу.
7. М.И. Лисина. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни.
8. Л.И. Божович. Этапы формирования личности в онтогенезе.
9. Б.Г. Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых.
10. А. Адлер. Стиль жизни.
11. А. Маслоу. Самоактуализация и ее предпосылки.
12. Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания (К типологии старения).
13. М.Д. Александрова. Геронтогенез человека.
Контроль самостоятельной работы № 1: Проблема развития: методологические и исторические аспекты
1) выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий: развитие, эволюция, созревание, близнецовый метод, лонгитюд, психодиагностические методы, тест, проективный тест;
филогенез, онтогенез, высшие психические функции, биогенетические концепции, социогенетические концепции, биогенетический закон, теория рекапитуляции;
закономерности развития, гетерохронность, компенсаторность, сензитивность развития, эволюция, инволюция, цикличность, механизмы развития, подражание, персонализация, идентификация;
2) конспекты из хрестоматии [7]:
- Е.Ф. Рыбалко. Актуальные проблемы возрастной психологии.
- А. Валлон. Факторы психического развития ребенка.
- Рене Заззо. Психическое развитие ребенка и влияние среды. Влияние окружающей среды.
Контроль самостоятельной работы № 2: Периодизации психического развития
1) выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий: периодизация психического развития, кризис, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, новообразование, психосексуальное развитие, эго-психология, идентичность, сенсомоторный интеллект, репрезентативный интеллект, формальные операции, эгоцентрация, децентрация, ассимиляция, аккомодация, субъектность человека;
2) составьте таблицы периодизации психического развития Д.Б.Эльконина, В.И.Слободчикова, З.Фрейда, Э.Эриксона, Ж.Пиаже, Л.Колберга.
Базы данных:
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К промежуточной аттестации
Задания для СРС
№ | Раздел дисциплины | тема | Задание на СРС |
Введение в психологию развития | Проблема развития: методологические и исторические аспекты | *Представьте анализ методов психологии развития (лонгитюд, близнецовый, дневниковых записей). Выделите преимущества и ограничения методов, их суть, назначение, виды. *Конспекты из хрестоматии, Словарь | |
Периодизации психического развития | *Составьте таблицы периодизации психического развития Д.Б.Эльконина, Исаева- Слободчикова, З.Фрейда, Э.Эриксона, Ж.Пиаже, Л.Колберга. *Конспекты из хрестоматии, Словарь | ||
Психическое развитие в разные возрастные периоды | Психическое развитие в младенчестве | *Конспекты из хрестоматии, Словарь | |
Психическое развитие в раннем детстве | *Понаблюдайте за детьми раннего возраста и запишите их высказывания (Или найдите в журналах «Семья и школа», «Дошкольное воспитание»). Дайте им психологический анализ. письменный отчет «От двух до пяти: говорят дети» *Конспекты из хрестоматии, Словарь | ||
Психическое развитие в дошкольном возрасте | *Конспект об особенностях игры приспособленного и неприспособленного ребенка по Мустакасу, Лэндрету. *Конспекты из хрестоматии, Словарь | ||
Психическое развитие в младшем школьном возрасте | *Проективный рисунок «Я и школа» с интерпретацией *Словарь | ||
Психическое развитие в подростковом возрасте | реферативное сообщение по однойиз предложенных тем *Конспекты из хрестоматии, Словарь | ||
Психическое развитие в юношеском возрасте | *Сочинение «Я и мой смысл жизни» *Конспекты из хрестоматии, Словарь | ||
Психическое развитие в зрелом возрасте | *реферативные сообщения на темы: «Этапы развития семьи», «Семейные конфликты», «Искусство любви», «Стили семейных отношений», «Гендерные различия в профессиональных ролях», «Современная женщина (мужчина): психологический портрет», «Психология дисфункциональной семьи» и т.д. (2 темы по выбору) *Конспекты из хрестоматии, Словарь | ||
Психологическое сопровождение развития человека | Особенности психологического сопровождения на разных возрастных этапах | *Заполните таблицу «Характеристика развития и психологического сопровождения на разных возрастных этапах» | |
Соберите портфолио за 2 семестр |
КСР: таблица «Характеристика развития и психологического сопровождения на разных возрастных этапах»
возраст | Характеристика кризиса | Задача развития | Возможные трудности преодоления возрастного кризиса | Стратегии и задачи психологического сопровождения |
Конспекты из хрестоматии для самостоятельной работы студентов[1]
1. Е.Ф. Рыбалко. Актуальные проблемы возрастной психологии.
2. А. Валлон. Факторы психического развития ребенка.
3. Рене Заззо. Психическое развитие ребенка и влияние среды. Влияние окружающей среды.
4. Л.С. Выготский. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.
5. Э. Эриксон. Основополагающая вера и надежда (Basic Trust) против основополагающей безнадежности (Mistrust).
6. Дж. Боулби. Детям — любовь и заботу.
7. М.И. Лисина. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни.
8. Л.И. Божович. Этапы формирования личности в онтогенезе.
9. Б.Г. Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых.
10. А. Адлер. Стиль жизни.
11. А. Маслоу. Самоактуализация и ее предпосылки.
12. Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания (К типологии старения).
13. М.Д. Александрова. Геронтогенез человека.
Контроль самостоятельной работы № 1: Проблема развития: методологические и исторические аспекты
1) выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий: развитие, эволюция, созревание, близнецовый метод, лонгитюд, психодиагностические методы, тест, проективный тест;
филогенез, онтогенез, высшие психические функции, биогенетические концепции, социогенетические концепции, биогенетический закон, теория рекапитуляции;
закономерности развития, гетерохронность, компенсаторность, сензитивность развития, эволюция, инволюция, цикличность, механизмы развития, подражание, персонализация, идентификация;
2) конспекты из хрестоматии [7]:
- Е.Ф. Рыбалко. Актуальные проблемы возрастной психологии.
- А. Валлон. Факторы психического развития ребенка.
- Рене Заззо. Психическое развитие ребенка и влияние среды. Влияние окружающей среды.
Контроль самостоятельной работы № 2: Периодизации психического развития
1) выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий: периодизация психического развития, кризис, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, новообразование, психосексуальное развитие, эго-психология, идентичность, сенсомоторный интеллект, репрезентативный интеллект, формальные операции, эгоцентрация, децентрация, ассимиляция, аккомодация, субъектность человека;
2) составьте таблицы периодизации психического развития Д.Б.Эльконина, В.И.Слободчикова, З.Фрейда, Э.Эриксона, Ж.Пиаже, Л.Колберга.
Базы данных:
YouTube // Эксперименты Пиаже (на англ.языке)
Контроль самостоятельной работы № 3: Психическое развитие в младенчестве детстве
1) выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий: безусловный рефлекс, комплекс оживления, сенсорика, перцепция;
2) конспект статьи Дж. Боулби «Детям — любовь и заботу» [3];
3) конспект статьи М. И. Лисиной «Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни» [3];
Контроль самостоятельной работы № 4:Психическое развитие в раннем детстве
1) письменный отчет «От двух до пяти: говорят дети» (по п.5);
2) выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий: предметно-орудийная деятельность, кризис трех лет, знаковая функция сознания;
3) конспект из хрестоматии Л. И. Божович «Этапы формирования личности в онтогенезе» [3].
Контроль самостоятельной работы № 5: Психическое развитие в дошкольном возрасте
1) конспект об особенностях игры приспособленного и неприспособленного ребенка по К.Мустакасу, Г.Лэндрету;
2) конспект из хрестоматии [4]: Л. С. Выготский. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка;
3) выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий:
игра, сюжетно-ролевая игра, необратимость операций, синкретизм мышления, «магическое мышление».
Контроль самостоятельной работы № 6:Психическое развитие в младшем школьном возрасте
1) проективный рисунок «Я и школа» с интерпретацией (п.3,4)
2) схема «Психологическая готовность к школе»;
3) список научно-популярной литературы по проблеме психологической готовности ребенка к школе;
4) выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий:
учебная деятельность, психологическая готовность к школе, зона ближайшего развития, зона актуального развития.
Базы данных:
YouTube // Психологическая готовность ребенка к школе / рассказывает педагог-психолог В.В.Данилова
Контроль самостоятельной работы № 7:Психическое развитие в подростковом возрасте
1) выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий:
дисморфофобия, нравственность, подростковая субкультура, интимно-личностное общение;
2) реферативное сообщение по однойиз предложенных тем:
· Психология подростковой субкультуры
· Неформальные объединения и их роль в социализации подростка
· Психосексуальное развитие в подростковом возрасте
· Гендерные стереотипы и сексуальное поведение подростков
· Ценности сексуального поведения современных подростков
· Гендерные различия в поведении подростков
Контроль самостоятельной работы № 8:Психическое развитие в юношеском возрасте
1) выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий: поло-ролевая идентификация, дружба, любовь, профессиональное самоопределение;
2) сочинение «Я и мой смысл жизни» с анализом.
Контроль самостоятельной работы № 9:Психическое развитие в зрелом возрасте
1) 1) выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий: акмеология, акме, зрелость, самоактуализация; старение, геронтология, мудрость;
2) выполнить и представить результаты самоактуализационного теста Л.Я.Гозмана, М.В.Кроз, М.В.Латинской (1995);
3) конспект статей из хрестоматии [2]:
a) Б. Г. Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых
b) А. Адлер. Стиль жизни
c) Б. Г. Ананьев. Человек как предмет познания (К типологии старения)
d) М. Д. Александрова. Геронтогенез человека
Контроль самостоятельной работы № 11:Особенности психологического сопровождения на разных возрастных этапах
1) выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий:
гуманистическая психология, психологическое сопровождение, психодиагностика, психопрофилактика, психологическое просвещение, психокоррекционно-развивающая деятельность.
2) таблица «Характеристика развития и психологического сопровождения на разных возрастных этапах»
возраст | Характеристика кризиса | Задача развития | Возможные трудности преодоления возрастного кризиса | Стратегии и задачи психологического сопровождения |
Базы данных: