Тема 3. Социально-психологические процессы в бизнесе
Межличностные отношения и корпоративная культура в бизнесе. Обзор специфических социально-психологических процессов. Учредительские отношения и отношения между собственниками и наемным персоналом. Динамика развития организации в бизнесе, внутренняя логика смен одних состояний другими. Параметры человеческих отношений и нормы организационной культуры. Генерирование продуктивных идей и общая стратегия успеха. Двусторонний поток информации интеллектуального и эмоционального содержания с учетом обратной связи. Деловое и неофициальное общение. Концепция двусторонней коммуникации.
Тема 4. Психологические аспекты управления в бизнесе
Сегментация и дифференциация персонала по исполнительным функциям и психологической совместимости типов характеров. Управленческая вертикаль и коллегиальные отношения. Переход от стадии Предпринимателя к стадии Менеджера. Координация и увязка интеллектуального и физического потенциала сотрудников. Создание чувства общности и сопричастности к совместному делу. Стимулирование творческого отношения к труду. Делегирование полномочий и ответственности, поощрение «чемпионов идей». Современные теории мотивации труда.
Тема 5. Психологические факторы в кадровой политике
Профессиональная пригодность и непригодность в бизнесе. Варианты психологического тестирования (количественные и качественные методы). Тесты рабочих навыков и «поведенческая симуляция». Соотношение творческих способностей кандидата и навыков к обучению с основными правилами и принципами организации рабочего процесса. Создание благоприятного психологического климата для восприятия морально-этических ценностей и участие кадров в разработке стратегических программ развития. Практика пропагандистских установок и арсенал идеологического воздействия в кадровой политике.
Тема 6. Проблемы конфликтологии и психологические особенности антикризисного управления
Формирование службы психологического консультирования на рабочих местах. Формирование аналитического отдела по прогнозированию кризисных и конфликтогенных ситуаций. Определение и этапы развития конфликта. Разрешение конфликта посредством компромиссов. Агрессия и защитные механизмы участников конфликта Оборонительное поведение и уклонение от решения конфликта Стратегия поведения в конфликте: пассивная, реактивная, превентивная, активная, авантюристическая. Психологическая адаптация и релаксация участников конфликта. Смещение базисных потребностей по шкале А. Маслоу. Психологическая реакция в ситуации паники Синдром «человека толпы». Когнитивные механизмы воздействия в антикризисных программах. Фазы агитации, интеграции, ликвидации.
Тема 7. Социально-психологические аспекты конкуренции в бизнесе
Рынок индивидуальных потребителей как сфера жесткой конкуренции. Правила «борьбы без правил». Социально-психологические критерии выбора прибыльного сегмента потребительского рынка. Определение существующих и потенциальных конкурентов. Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка, использование опыта конкурентов. Возможные неадекватные реакции на действия конкурентов. Анализ рекламы и психологический портрет потребителя конкурентной продукции. Изучение возможной реакции основных конкурентов на ввод на рынок новых товаров или услуг. Эмоционально-стрессовые нагрузки в период обострения конкурентной борьбы. «Здоровая» конкуренция как творческий стимул предпринимательского процесса.
Тема 8. Карьера в бизнесе
Перспектива карьерного роста как способ самоактуализации личности. Анализ индивидуальных способностей членов коллектива к профессиональным достижениям. Последовательное продвижение по служебной лестнице как путь к успеху и возможность самовыражения. Планирование и реализация профессиональной и внутриорганизационной карьеры. Состыковка интересов каждого сотрудника и персонала предприятия в целом. Создание атмосферы гласности, открытости процесса управления карьерой. Создание целостной системы критериев повышения квалификации. Протекция инициативного руководителя. Поэтапная ротация сотрудника по служебной вертикали и горизонтали.